Элитный угон. У одних отчаяние, у других – злорадство

Кража дорогих иномарок набирает в России устрашающие обороты. Многие из украденных авто были оснащены новейшими механическими и электронными противоугонными системами, но воров это не остановило. Сообщения об угонах престижного автомобиля у одних вызывает отчаяние, у других – злорадство. С начала этого года в столице угнано свыше восьми тысяч автомобилей. При этом найти и вернуть законным владельцам удалось лишь четвертую часть похищенных машин. Столь неутешительные данные озвучил в конце минувшей недели заместитель начальника ГИБДД Москвы Александр Подольный. По его словам, многие из украденных авто были оснащены новейшими механическими и электронными противоугонными системами, но воров это не остановило.

Помимо «Жигулей», которые традиционно возглавляют список предпочтений отечественных угонщиков, в группе риска оказались Toyota, Mazda, Volkswagen, Lexus, Audi и Porshe Cayenne. Независимые эксперты сходятся во мнении, что угоны автомобилей сегодня представляют собой хорошо отлаженный преступный бизнес, который в той или иной мере выгоден всем – страховым компаниям, милиции, производителям охранных систем и автосалонам. Внакладе остаются только сами владельцы элитных иномарок.

Пальма первенства в рейтинге предпочтений столичных угонщиков по-прежнему принадлежит «Жигулям» десятого семейства. В ГИБДД объясняют это тем, что автомобили «ВАЗ» очень часто разбирают на запчасти и таким образом сбывают. Вычислить преступников при подобном раскладе крайне сложно. На втором месте в негласном хит-параде расположились Toyota, затем Mazda и Volkswagen. Нешуточной популярностью у воров пользуются Lexus, Mitsubishi, Honda, Audi и Mercedes. Что касается элитных иномарок – таких, как Porsche, Toyota Land Сruiser, Infiniti, и тот же Lexus, то их, по словам заместителя начальника ГИБДД столицы Александра Подольного, чаще всего угоняют под заказ. Причем известно, что многие из угнанных в Москве автомобилей класса «люкс» перекочевывают в Северокавказский регион. Этот вариант, как показывает практика, – наиболее плачевный для автовладельцев, поскольку шансы вернуть свою машину в таком случае минимальны. В условиях, когда милиция не может похвастаться убедительными результатами в поиске похищенных автомобилей, а страховщики находят кучу предлогов для того, чтобы не выплачивать деньги в одночасье лишившимся своего транспортного средства водителя, люди остаются один на один со своей бедой.

Опасные связи

«На самом деле почти все дорогие машины угоняются под конкретного клиента, – признался «НИ» на условиях анонимности один из орудующих в столичном регионе угонщиков. – Схема очень проста: поступает заказ на конкретный автомобиль, и мы его отрабатываем. И можете быть уверены: если автомобиль «заказан» профессионалам, то никакая даже суперсовременная сигнализация его не спасет. Такие машины не угоняются случайно. Исключения составляют лишь те ситуации, когда, например, в супермаркете у зазевавшейся девушки из кармана крадут ключи от новенького внедорожника. Его отгоняют в специальный отстойник, где он ждет своего клиента». По словам нашего собеседника, времена угонщиков-одиночек безвозвратно прошли – сегодня этим промышляют организованные группы. «Это раньше в фильмах показывали, как вор отверткой открывает дверку, скручивает два провода и без всяких проблем уезжает», – добавляет согласившийся пообщаться с «НИ» автоугонщик.

Технические специалисты подтверждают, что «увести» дорогую и хорошо защищенную иномарку без помощи «своих» людей в дилерских центрах крайне сложно. «Современные иностранные автомобили, как правило, имеют хороший противоугонный комплекс, установленный еще на заводе-изготовителе, – пояснил автомобильный диагност Александр Адеянов. – Кроме того, сегодня практически каждый водитель считает нужным сразу после покупки оснастить авто дополнительной сигнализацией. Дилетанту в эти машины даже соваться нечего. Известно, что угонщики часто используют так называемый универсальный ключ, но получить его можно только в том случае, если имеешь обширные связи в официальных дилерских центрах. Кроме того, в базе данных дилеров хранятся коды ключей проданных автомобилей. Зная их, нетрудно изготовить отмычку, после чего угон становится уже делом техники».

Представители официальных дилеров, в свою очередь, подтверждают эту информацию. «Такой вариант возможен – все зависит от мотивации людей, – заявил в интервью «НИ» руководитель отдела продаж компании «Major Lexus» Константин Садчиков. – Хотя никто не застрахован от непорядочных сотрудников». Кстати, за две недели сентября в Москве угнали 13 автомобилей Lexus, а с начала этого года 80 столичных автовладельцев лишились машин этой марки. Причем все они были оборудованы современными охранными комплексами. В автосалонах, торгующих Lexus, объясняют повышенный интерес злоумышленников тем, что эта иномарка высоко котируется на вторичном рынке. Это означает, что воры не брезгуют угонять даже не самые новые модели автомобиля. Бесспорным лидером в рейтинге угонщиков сегодня является Lexus RX-300.

«Экстрасенсы» в погонах

Москвичка Елена Рыцарева сегодня уже потеряла надежду найти свою любимую Toyota Corolla, угнанную в конце июля. «В ОВД «Зюзино» от меня приняли заявление, возбудили уголовное дело, но фактически сразу дали понять, что автомобиль, если и будет найден, то только по счастливой случайности, – рассказала «НИ» Елена. – Милиционеры сказали мне, что машину, возможно, найдут года через три где-нибудь в горах». За время общения с блюстителями порядка Елена поняла, что механизма поиска угнанных автомобилей как такового просто не существует. «Как можно найти мою машину – останавливать на трассе все синие автомобили этой модели? А если ее перекрасили, что тогда? – рассуждает Елена Рыцарева. – Я поняла, что мою собственность никто и искать не будет: никто толком не знает, как это делать».

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин согласен с тем, что в России правоохранительные органы крайне редко находят угнанные машины. «В свое время я лично ратовал за то, чтобы создать в структуре МВД отдельное подразделение по борьбе с угонами и расследованию таких преступлений, – поделился с «НИ» г-н Похмелкин. – Формально сегодня поиском похищенных машин занимается уголовный розыск, которому эти дела совершенно до лампочки – у них же убийства, изнасилования и грабежи «висят». Поэтому искать автомобили никто не торопится. Но наша инициатива забуксовала – возможно, правоохранительные органы просто кормятся с этих угонов. Ведь нерадивые сотрудники ГИБДД работают в связке с угонщиками».

По мнению Виктора Похмелкина, сегодня государство совершенно не защищает автовладельцев. «Угнанные машины в России находятся либо случайно, либо с помощью бандитов, к которым люди вынуждены обращаться за помощью, – поясняет наш собеседник. – Многие прямиком идут к представителям криминалитета, потому как доверяют больше им, чем милиции». Впрочем, заместитель руководителя Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин в беседе с корреспондентом «НИ» уточнил, что в структуре Департамента уголовного розыска все же есть отдел, занимающийся расследованием автомобильных угонов, но оценить эффективность его работы высокопоставленный представитель Госавтоинспекции затруднился.

У Олега Фадина прямо из-под окон дома угнали Volkswagen Passat. Милиционеры, с которыми общался мужчина, лишь развели руками. «Мне прямо сказали, что в день угоняют несколько десятков машин, а находят – единицы, – рассказал «НИ» Олег. – Потом история и обрела мистические очертания – со мной связался некий экстрасенс, который сказал, что знает, в каком регионе находится моя машина. Но за свои услуги, естественно, потребовал вознаграждение. После несложных калькуляций я понял, что возвращение моего автомобиля обойдется как минимум в половину его стоимости, и отказался от этой идеи». Знающие люди говорят, что это такой трюк, когда так называемые экстрасенсы работают в связке с правоохранителями – получают необходимые сведения и вступают в контакт с хозяевами пропавших авто. По сути, этот метод представляет собой завуалированное вымогательство.

Другие пострадавшие прибегают к не менее экзотичному способу возвращения украденного автомобиля. В Сети есть сайт Ygnali.Ru, где владельцы размещают объявления о похищенных автомобилях, сообщают сумму вознаграждения, которую готовы выложить за возврат любимой машины, и оставляют свои координаты, чтобы воры или посредники могли выйти на связь. Но очень часто такие истории заканчиваются печально – несчастные водители в итоге остаются и без денег, и без обещанной машины. Как правило, таким способом промышляют мошенники, которые и сами не подозревают, где находится украденный автомобиль.

Более того, многие водители пришли к удивительному выводу: возвращать автомобиль, на котором преступники уже успели перебить номера, бессмысленно, поскольку после этого на нем навсегда останется «клеймо». Конечно, после проведения необходимых процедур в ГИБДД ездить на нем будет можно, но вот в дальнейшем продать – крайне затруднительно.

Нашли крайнего

Как ни парадоксально это звучит, но угоны автомобилей в России действительно выгодны многим. К примеру, страховые компании из кражи элитной иномарки могут извлечь максимум прибыли. «Разумно провести параллель с поджогами машин в Москве. Подожгли пять автомобилей, а за страховками бросились сотни, если даже не тысячи, автовладельцев, – подмечает в интервью «НИ» адвокат Леонид Ольшанский. – Также и здесь: на каждый угнанный автомобиль приходится десяток застрахованных. Такое ЧП, как угон, серьезно подогревает страхи людей». Кроме того, добровольное страхование не является панацеей для автомобилистов – зачастую на сумму выплачиваемой в случае угона компенсации люди не могут приобрести такую же машину.

Можно с большой долей уверенности предположить, что угоны на руку и производителям автомобильных охранных комплексов. Уже давно замечено, что после каждого всплеска активности воров повышается спрос на электронные сигнализации и механические устройства. В этой ситуации людьми также движет страх за свое имущество.

Эксперты заявляют, что этому преступному бизнесу на самом деле не так сложно положить конец. «Технология, которую я предлагаю, элементарна и может успешно использоваться в масштабах всей страны, – рассказывает «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Каждый выходящий с конвейера автомобиль имеет собственный уникальный идентификационный номер. Поэтому достаточно взять две базы данных – ту, в которую занесены номера выпущенных автомобилей, и ту, где содержатся сведения о зарегистрированных в ГИБДД транспортных средствах.

Если при сопоставлении выяснится, что машина зарегистрирована в Госавтоинспекции, но не проходит в так называемой базе отгрузки с завода, это будет означать, что автомобиль поставили на учет с перебитыми номерами». По мнению г-на Травина, этот метод требует не столько финансовых затрат, сколько наличия определенной воли. «Введение такой системы в одночасье способно обрушить огромный преступный бизнес – кто-то потеряет деньги, кто-то – работу. А некоторым сотрудникам ГИБДД при таком раскладе, возможно, вообще придется пойти по этапу», – считает правозащитник.

Впрочем, и он сам, и рядовые автолюбители расценивают этот проект как утопию, резонно отмечая, что угонять автомобили будут до тех пор, пока это выгодно всем, кроме самих автолюбителей.

Михаил Белый

НЕМЕЦКИЕ УГОНЩИКИ ОХОТЯТСЯ ЗА РАРИТЕТНЫМИ «ТРАБАНТАМИ»

Геополитическая ломка начала 1990-х негативно отразились на немецкой криминальной статистике. Если перед падением Берлинской стены 15 тыс. украденных автомобилей в год расценивались в ФРГ как ЧП, то в 1990 было угнано 39 тыс. 935 машин, а еще через три года – 105 тыс. 543 автомобиля. Убыток страховых компаний в 1993 году составил 800 млн. евро. Каждое пятое преступление, совершавшееся в Берлине в те годы, так или иначе было связано с автомобилями. Для новых русских на постсоветском пространстве чаще всего на заказ угонялись BMW X5, Volkswagen Caravelle и Audi Q7. Лидировали же в негласном хит-параде Mercedes разных модификаций и Porsche Cayenne. От рук угонщиков пострадал даже Юрген Шремп – шеф компании Daimler-Benz. Литовская группировка угнала у него бронированный Bentley стоимостью почти миллион долларов. Поскольку германская полиция неподкупна, чаще всего угнанные авто еще в Германии разбираются на запчасти. С целью получения денег со страховщиков нередко имитируются угоны. Правда, многие немецкие автолюбители были показательно осуждены за подобный сговор.

А на лейпцигских ежегодных выставках AMITEC стали активнее предлагать сигнализации и отдельные компоненты охранных систем нового поколения. Была введена и скрытная маркировка автомобильных деталей. На трассах усилили телевизионное слежение. Для розыска угнанных авто в ФРГ все активнее привлекались даже спутники. В результате сегодня Германия превратилась в страну, где 15 лет подряд число угонов стабильно снижается. Сейчас их происходит около 20 тыс. в год. Причем в зоне особого риска теперь раритеты из ГДР – малолитражные «Трабанты». За эти машинки с пластмассовым корпусом коллекционеры готовы здорово переплачивать.

Сергей Золовкин, Берлин

Новые известия

You may also like...