Арестованы судьи. Две «паршивые овцы» ответят за все «паршивое стадо»?

Отныне 19 декабря 2008 года можно считать днем освобождения Николаева и Львова от нечистых на руку судей. Двух председателей – Игоря Зварича из Львовского апелляционного административного суда и Николая Коваля из Николаевского хозяйственного суда депутаты разрешили арестовать, а Зварича еще и уволить с должности судьи. Первый «погорел» на одном миллионе «зеленых» и двух миллионах. гривен, другой – на яме свекольной стружки и 32 тысячах гривен.

Будничный вопрос назначения и увольнения судей превратил Верховную Раду в воинствующий «муравейник». Обвинение против двух судей зачитал с трибуны ВР сам Александр Медведько.

Проволочек с делом Зварича не возникло. В среду утром Высший совет юстиции рекомендовал депутатам уволить судью. Как следует из него, проверкой судьи занимался замгенпрокурора Ренат Кузьмин, а рекомендация уволить судью основывалась на материалах СМИ и скандальной пресс-конференции самого Зварича. В среду после обеда с ним разобрался Комитет ВР по вопросам правосудия, а в четверг пришел черед парламента.

«В течение восьми месяцев видеозапись фиксировала, как судьи Львовского апелляционного административного суда регулярно заносили Игорю Зварычу в его служебный кабинет крупные суммы денег – десятки и сотни тысяч в разных валютах, которые он тут же распределял. Меньшую часть отдавал судьям, большую часть оставлял себе» – красочно обрисовал будни львовских служителей Фемиды председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов.

Но больше всего регионалов, бютовцев и коммунистов оскорбил тот факт, что взятка передавалась не где-нибудь – а в кабинете тогдашнего Львоского губернатора, а ныне постоянного представителя президента в парламенте – Петра Олийныка. Тесные контакты с подозреваемым только подогрели желание депутатов уволить Олийныка, не взирая на то, что не они его назначали – не им и снимать.

Хорошей взятки должно быть много

Напомним, уголовное дело против Игоря Зварича было возбуждено 2 декабря этого года за получение взятки в размере $100 тыс. На следующий день судья ушел на больничный, а в ночь на 12 декабря исчез. Прокуратура объявила его в розыск и внесла в парламент представление о даче согласия на его задержание и арест.

Происхождение трех мешков денег, изъятых оперативниками, Зварич на пресс-конференции объяснил так:
– $1 млн. – это ссуда друга на строительство дома. Кстати, друг – адвокатВладимир Косенко, одолживший судье $1,9 млн., уже задержан львовскими правоохранителями.
– в другом мешке были деньги, оставшиеся после «засевания» кабинета в июне этого года и якобы предназначенные церкви;
– $ 9,6 тыс. и 6,4 тыс. грн., изъятых из барсетки Зварича, – это средства на ремонт суда. Якобы буквально перед приходом оперативников зампредседателя суда Василий Улицкий сдал $1 тыс. на ремонт.
– 340 тыс. грн. и $1 млн. долларов – личные сбережения Зварича и его жены.

Зварич и Коваль ответят за всех

Депутатов, в первую очередь, волновало:
– как случилось, что Заварич удрал из больницы от следствия и прокуратуры?
– действительно ли взятка передавалась в кабинете тогдашнего губернатора Петра Олийныка?
– почему Олийнык до сих пор на свободе?

Депутатское любопытство Медведько удовлетворил на 30%. По его словам, Зваричу удалось скрыться только потому, что закон запрещает применять к судьям принудительную охрану. «Что касается Петра Олийныка, то я не политик и не могу себе позволить так выражаться, как выступил Кивалов, о том, что к этому причастен Олийнык», – отмахнулся Медведько. Снято ли с со Зварича оперативное обеспечение, находится ли он в стране и жив ли вообще, «крепкий орешек» Медведько так и не «раскололся».

Такие ответы только распалили воображения депутатов. Ляшко настойчиво требовал сдать ему «человека из Киева», которому Зварич возил деньги и который помог ему сбежать от следствия.

Коммунисты пошли еще и дальше и предложили уволить президента, который пригрел «жуликов» возле себя. «Президент подтверждает шутку: чтобы побороть мафию, надо ее возглавить. Все те, кого он назначает по всей Украины, за назначение на ту или иную должность платят взятки», – негодовал Петр Симоненко.

У Тараса Чорновила на этой почве возникли сицилийские ассоциации. Он рекомендовал президентского представителя называть не иначе как «Петруччо Олийнык» и безапелляционно заявил, что все 100% дел во Львовском административном апелляционном суде решаются за деньги.

Как следовало из ответов Медведько, следствие точно не знает, когда состоялась передача взятки Зваричу, но предполагает, что где-то в октябре. Место ее передачи – кабинет Олийныка, но тоже под вопросом. Утверждение о причастности к этому «президентского человека» – исключительно точка зрения руководителя следственной группы Владимира Жербицкого, который и подписал представление. Медведько признался, что был против таких поспешных выводов до окончания расследования, тем более что Олийнык еще не допрошен.

От расправы вошедших в раж депутатов Олийныка спас Литвин. Имея возможность, но не имея желания, он так и не поставил на голосование проект постановления о рекомендации президенту уволить Олийныка.

Депутаты искренне недоумевали, отчего так выросли суммы взяток в этом году: Зварич «погорел» на $1 млн. и 2 млн. грн., председатель Броварской райгосадминистрации – на 11 млн. грн. и попытке получить почти $40 млн.

В итоге, результат на табло был предсказуем: 435 голосов за дачу согласия на арест Зварича и 432 – за увольнение его с должности судьи. Что, однако, не мешает львовському «дельцу» оставаться «Заслуженным юристом Украины».

«Синдром Зварича»

Жертвой «синдрома Зварича» в какой-то мере стал следующий судья – Николай Коваль, хотя размеры его «подвигов» намного скромнее.

Уголовное дело в отношении него было возбуждено 21 января этого года по факту получения взяток, злоупотребления служебным положением при получении серверной для суда за счет КП «Николаевлифт» и за отказ выполнить решение суда об отстранении от должности и проведении ревизии в суде.

Предъявленные Ковалю суммы взяток на фоне Зварича – «мелочевка»:
– 1000 грн. за решение в пользу предприятия «Марьевское»;
– 1500 грн. за утверждение мирового соглашения между предприятиями «Марьевское» и «Надія-Агро»;
– 1500 тыс. грн. за признание права собственности на ямы с жомом (отжимка свекольной стружки после удаления из нее сока);
– требование $5 тыс. за наложение ареста на имущество базы отдыха «Жемчужина»;
– оборудование для серверной на сумму 2 тыс. 958 грн. от «Николаевлифта» за быстрое рассмотрение иска.

ГПУ просила депутатов дать «добро» на взятие Коваля под стражу, поскольку тот является на допросы следователя.

А вот как эту же историю изложил обвиняемый, который в этот день присутствовал в зале ВР: «На стадии возбуждения уголовного дела, кроме заявлений лиц, которые якобы передавали мне эти деньги в качестве взятки, свидетельств и фиксации оперативно-техническими средства нет. Я не уклонялся от следствия. Я приходил на каждый вызов следователя и только 04.07.2008 написал заявление, что не могу дальше появляться. Я заявляю Вам отвод. И появлюсь после того, как будет рассмотрен этот вопрос». По словам Коваля, все постановления о возбуждении против него уголовных дел отменены судом.

В какой-то момент у депутатов действительно закрались сомнения, что Коваль не виновен, а кто-то просто хочет получить его должность. Всех переубедил Ярослав Сухой, который зацитировал отрывок из представления ГПУ о том, как Коваль «бежал и по дороге выкидывал тысячи долларов из кармана, а потом нашли в кармане отпечатки, а при обыске у него нашли следы от краски». В результате, 396 голосами ВР дала согласие на арест Коваля.

Философский итог дебатам подвел первый вице-спикер Александр Лавринович: поздравив новых судей с назначением на должность пожизненно, он пожелал им «никогда не быть участниками таких рассмотрений».

Фото УНИАН

Алла Присяжнюк, Сейчас

 

You may also like...