Дети на продажу: кто зарабатывает на украинских сиротах
Лазейка в законодательстве позволяет богатеть «доверенным лицам». За помощь в усыновлении посредники зарабатывают десятки тысяч долларов.
За последние десять лет усыновление стало в Украине прибыльным делом. Но не для усыновителей, а для посредников, помогающим иностранцам обзавестись украинским сыном или дочерью – за немалую плату. Министерство по делам семьи, молодежи и спорта безуспешно призывает правоохранительные органы заняться посредническими схемами. Но благодаря лазейке в законодательстве приостановить эту деятельность невозможно.
Как украинцы, так и иностранцы предпочитают усыновлять маленьких и здоровых детей. Законодательство в этом случае отдает предпочтение гражданам Украины, и небезосновательно, ведь дети до шести лет без особых проблем со здоровьем могут найти родителей и у себя дома. На долю зарубежных усыновителей остаются ребятишки школьного возраста или малыши, имеющие серьезные заболевания. Но коррумпированность системы надзора за сиротами и судов позволяет обойти ограничения, а значит открывает широкое поле для деятельности всевозможных посредников, зарабатывающих неплохие деньги на несовершенстве отечественного законодательства и желании бездетных иностранцев иметь детей.
Усыновление с угрозами
Министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко официально обратился в Генпрокуратуру, МВД и СБУ с просьбой устранить «преступные формирования», которые занимаются посреднической деятельностью при усыновлении украинских сирот иностранцами. В последнее время представители этих самых групп оказывают давление на Департамент по усыновлению и защите прав ребенка, вплоть до того, что угрожают его сотрудникам, заявляет министр.
А все потому, что, согласно приказу Павленко, сотрудники департамента обязаны теперь общаться с потенциальными усыновителями исключительно напрямую. Для этой цели департамент даже доукомплектовали штатом переводчиков с пяти языков. Гнев посредников понятен – они теряют сотни тысяч долларов.
Можно ли называть всех посредников преступными формированиями – еще вопрос. Формально законы Украины они не нарушают. Специальная услуга для иностранцев появилась в Украине в 1996 году, когда сирот разрешили усыновлять зарубежным родителям.
Сметливые граждане Украины поняли, что на этом можно подзаработать. Через Интернет они размещали объявления с предложением услуг посредников, вернее, доверенных лиц. Ведь посредническую деятельность за плату Семейный кодекс запрещает, но уже Гражданский кодекс позволяет выбирать ребенка по анкете, знакомиться с ним и присутствовать в суде при слушании дела об усыновлении не только потенциальным родителям, но и их доверенному лицу.
Именно под личиной таких доверенных лиц и действуют посредники. Помимо денег за свои услуги, они помогают иностранцам «договориться» с судьями и увезти из Украины ребенка поздоровее и помоложе. Ни для кого не секрет, что в таких схемах активно участвуют работники интернатов. «Эта система начала создаваться в конце девяностых. С тех пор посредники зашли во все интернатные заведения, родильные дома и дома малютки», – рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» Юрий Павленко.
По данным министерства, за одного усыновленного ребенка посредник получает от $30 до $50 тысяч. В год некоторые «доверенные лица» могут представлять интересы ста усыновителей. При этом не факт, что иностранец уедет из Украины с новым сыном или дочерью. Департамент по усыновлению и защите прав ребенка завален жалобами от усыновителей. Директор Департамента Людмила Волынец зачитала одну из них журналистам: «Мы оставили в Украине два месяца и семь тысяч евро. В самом начале дела наши сопровождающие сообщили нам сумму расходов на административные процедуры.
Госпожа Кеня и господин Проха предупредили нас, что украинские административные органы требуют значительные взятки». К слову, эта французская пара уехала из Украины без ребенка. По словам Павленко, взятки сотрудникам департамента действительно предлагают. Поэтому неудивительно, что запрет на общение с посредниками вызовет активное негодование как самих «доверенных лиц», так и чиновников, тесно с ними связанных.
На произвол родителей
Украина до недавних времен оставалась одной из немногих стран мира, где усыновить ребенка мог практически каждый желающий иностранец. Причем о дальнейшей судьбе приемных детей никто особо не заботился. Эта ситуация в некоторой степени сохраняется по сей день. К примеру, не установлено, как повлияли военные действия в Израиле на судьбу сотен усыновленных гражданами этой страны украинских детей.
За двенадцать лет иностранцы усыновили более 19 тысяч сирот из украинских детских домов и приютов. Преимущественно маленьких украинцев увозили в США, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию, Бельгию и Швейцарию. При этом о судьбе 1389 из них консульским службам вообще ничего не известно. Хотя до 18 лет они остаются гражданами Украины.
Подобная халатность порой приводила к совершенно ужасным случаям, таким, как нашумевшее дело о Джоне Волтере Крюгере. В 2002-2003 годах этот американец усыновил в Украине трех мальчиков. Через год полиция установила факты сексуального издевательства «папочки» над приемными сыновьями. Только после этого дети были возвращены в Украину, хотя полиция штатов еще в начале 90-х заподозрила Крюгера в сексуальных домогательствах. Более тщательная проверка информации об усыновителе и ужесточение законов об усыновлении помогли бы предотвратить насилие.
Законодатели «зашевелились» только в 2008 году. В Семейный кодекс были внесены две важные поправки. Отныне украинского сироту могут усыновить только иностранцы, состоящие в браке. Это необходимо для того, чтобы оградить приемных детей от потенциальных насильников. Кроме того, разница в возрасте между усыновителем и приемным ребенком не должна превышать 45 лет. Ведь были случаи, когда одинокие пожилые люди усыновляли подростков для того, чтобы те ухаживали за ними, и дети вместо семьи попадали в трудовое рабство.
Гаагская конвенция преткновения
Схему усыновления можно было бы сделать более прозрачной, если бы Украина ратифицировала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в сфере международного усыновления. К ней присоединились более 70 государств мира, в том числе все европейские, кроме Украины и балканских стран.
Ратификация конвенции позволила бы легализовать огромные теневые доходы посредников, так как она предполагает создание агентств по усыновлению, которые помогали бы иностранным усыновителям официально. «Во всем мире есть агентства по усыновлению. И только Украина делает вид, что у нас все услуги бесплатные», – сетует в разговоре с интернет-газетой «СЕЙЧАС» Людмила Волынец.
Различные президенты и премьер-министры неоднократно вносили законопроекты о ратификации Гаагской конвенции, начиная с 1998 года. Но изменения в законодательство не проходили. Поговаривают, что у посредников в парламенте всегда было свое лобби. Официальная же позиция – нежелание ставить процесс усыновления на коммерческую основу.
В конце прошлого года у Гаагской конвенции появились шансы быть признанной и в Украине. Президент Виктор Ющенко внес законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде. В этот раз инициатива получила одобрение Главного научно-экспертного управления парламента и имеет шансы стать законом.
Елена ПАВЛЕНКО, «СЕЙЧАС»
Tweet