Ненаказуемые: милиционеры, жестоко избившие 15-летнего паренька, получили «условные» сроки

Два сотрудника николаевских правоохранительных органов, ныне – бывшие, за жестокое избиение 15-летнего подростка в микрорайоне Кульбакино получили… условное наказание. Решением Ленинского районного суда от 22 декабря 2008 года они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 365 Уголовного кодекса Украины (превышение служебных полномочий), но от основного наказания в виде лишения свободы освобождены с испытательным сроком и подпиской о невыезде. Таков результат этого резонансного дела, которое рассматривалось почти два года. Последнее слово за Апелляционным судом.

Допрос «с пристрастием»

Вечером 9 марта 2007 года Инна Макаренко задержалась в гостях, даже не подозревая, какая напасть свалится в тот вечер на ее детей – 15-летнего Андрея и 8-летнюю Марину. Старший сын Инны – 23-летний Сергей – жил к тому времени отдельно со своей девушкой, Алиной К., которая вопреки родительской воле уехала с ним из села в Николаевской области в Николаев. Возможно, если б эта пара влюбленных в тот вечер была в квартире Инны Макаренко вместе с Андреем и Мариной, события развернулись бы иначе, но случилось то, что случилось…

…Родители Алины К., пытаясь найти свою дочь, сбежавшую в Николаев с Сергеем Макаренко, обратились в Корабельный райотдел милиции с заявлением о ее пропаже. Выполнение служебного задания по выяснению местонахождения девушки было поручено старшему лейтенанту милиции Дмитрию ЯКИМЧУКУ и лейтенанту милиции Виктору ТЫНАЗЛЫ. Информация о том, что Алина К. может находиться в обществе Сергея Макаренко, вскоре подтвердилась, но попытки установить точное местонахождение сбежавшей девушки успехом не увенчались.

9 марта около 23.00 Якимчук и Тыназлы решили снова пожаловать по адресу, где проживала семья Макаренко. Явились они туда в состоянии алкогольного опьянения и, представившись в устной форме сотрудниками Корабельного райотдела милиции, потребовали открыть им дверь. 15-летний Андрей Макаренко спокойно выполнил их требование. Войдя в квартиру, милиционеры сразу спросили у Андрея, где находится его брат Сергей, и не в курсе ли он, где может быть беглянка Алина. «Я не знаю», – ответил ничего не понимающий Андрей. И тогда…

– Они начали меня бить. Сначала один из них ударил меня кулаком в лицо.

Второй стоял в прихожей и наблюдал за происходящим. Когда на шум выскочила сестренка, он преградил ей дорогу . Маринка просила: «Дяденька, не бейте Андрея!», но ее, обложив матом, вытолкали в другую комнату. Меня поволокли на кухню, продолжая допытываться про брата. Один сказал, что, мол, я – участковый Широкой Балки, а ты мне тут сказки рассказываешь, – вспоминал впоследствии Андрей. (Кстати, Якимчук действительно являлся старшим участковым, а Тыназлы – участковым инспектором милиции ОУИМ Корабельного РО НГУ УМВД Украины в Николаевской области).

Затем, по словам подростка, один из незваных гостей схватил нож, лежавший на кухонном столе, и пригрозил: «Не скажешь, где брат, – порежу!». Первый удар пришелся Андрею по ладони левой руки, второй – в область предплечья правой. Потом, взяв «толкушку» для приготовления пюре, нанес Андрею два сильных удара в область лба и затылка, затем – ударил ногой в живот.

Когда Андрей пришел в себя, его опять терзали допросами про брата. Но парень, только вернувшийся в Николаев от бабушки, действительно ничего не знал. К счастью, маленькую Маринку, забившуюся с испуга в шкаф, им найти не удалось. Тогда «гости» потребовали, чтобы Андрей повел их к своей матери. В районе железнодорожного переезда приказали сворачивать к гаражам. Там стали бить ботинками, снятыми с Андрея, – в живот, под дых, по голове… А потом, бросив бездыханного подростка, скрылись.

В тот вечер Андрей просто чудом остался жив – благо, мать его друга, до дома которого смог кое-как добраться паренек, не мешкая, вызвала «Скорую помощь» и сообщила Инне Макаренко, что ее сына отвезли в детскую областную больницу.

Пожурили – отпустили

Через пару дней Инна Макаренко подает заявление в райотдел, а 14 марта – и в прокуратуру Корабельного района. 16 марта того же года райотдел выдает постановление… об отказе в возбуждении уголовного дела – « …ввиду отсутствия состава преступления». Об этом мать подростка узнала 22 марта, когда она приехала в райотдел выяснить результаты следствия.

Хотя, по словам матери, тогдашний начальник Корабельного РОВД Александр ПОКИТКО заверил ее: если следствием будут установлены личности тех самых «неизвестных», которые представились ее несовершеннолетнему сыну сотрудниками Корабельного райотдела, и если они на самом деле окажутся работниками правоохранительных органов, то по отношению к ним будут приняты самые жесткие меры. Инна Макаренко поняла, что дело могут просто «замять» и обратилась к начальнику облУМВД генералу милиции ПЫХТИНУ. Тот, шокированный услышанным, пообещал, что берет ситуацию под личный контроль. Затем служебным расследованием вплотную занялось городское управление милиции.

Результат этого расследования – ответ от 30 марта 2007 года, отпечатанный на фирменном бланке, Инна Макаренко нашла 28 апреля на полу в тамбуре. «…По фактам, изложенным Вами, проведена тщательная служебная проверка, собранные материалы направлены в отдел внутренней безопасности УМВД области для дальнейшей проверки и принятия окончательного решения. Кроме того, прокуратурой Корабельного района г. Николаева по факту нанесения неизвестными, которые представились работниками милиции, телесных повреждений Вашему сыну возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2-й ст. 365 Криминального кодекса Украины (превышение власти или служебных полномочий)…» – гласил документ.

…А через пару дней Инна Макаренко узнает: подозреваемые в избиении ее сына сотрудники милиции поспешно уволились из правоохранительных органов… по собственному желанию! Кстати, два обращения следователя прокуратуры Корабельного района Андрея ИЩУКА к суду – изменить подозреваемым меру пресечения – были отклонены.
Но Инне Макаренко таки удалось довести дело до суда – первое заседание состоялось 9 октября 2007 года. Последнее – 22 декабря 2008 года. От начала и до конца вел процесс судья Ленинского районного суда Александр Беспрозванный.

«Я была в шоке, узнав, какую меру наказания присудил суд тем, кто 9 марта жестоко избил моего Андрея. Не будь они работниками милиции, думаю, «светил» бы им совсем другой приговор, а не условный срок!» – сказала Инна Макаренко впоследствии. Разуверившись в отечественном правосудии, она даже не стала подавать апелляцию. Тем не менее, помощник прокурора Ленинской районной прокуратуры Валерий ТОЧКАРЬ, которому это резонансное дело было передано прокуратурой Корабельного района сразу после досудебного следствия, апелляцию на решение Ленинского суда от 22.12.2008 г. подал. Она будет рассматриваться в Апелляционном суде Николаевской области 26 февраля этого года.

– Почему я решил подать апелляцию? Считаю, что существующая доказательная база была довольно обоснованной, особенно – по 365 статье УК. Как никак, а преступление совершено работниками милиции. В этом случае вступают в действие не только правовые, но и моральные принципы и нормы. И работник милиции должен нести ответственность не только как частное лицо, а как сотрудник правоохранительных органов, наделенный властью, и как человек, на которого возложены функции защиты граждан. Я считаю, что суд необоснованно применил статью 75, – эти люди должны отбывать наказание. То, что преступление было совершено в состоянии алкогольного опьянения – отягчающее обстоятельство. Смягчающие обстоятельства – преступление совершено ими впервые и у обоих – несовершеннолетние дети на иждивении. И это, в принципе, – единственный момент, на который ссылается суд в своем решении.

С момента первого допроса по заключительное заседание суда ни Якимчук, ни Тынозлы свою вину не признали. Это право подсудимых, наша задача – доказать вину. Последнее же слово – за Апелляционным судом.

***

Уволенные из правоохранительных органов «по собственному желанию» Якимчук и Тыназлы ныне работают в охранных фирмах города.

Первого суд признал виновным по части 2 статьи 365 УК Украины (превышение служебных полномочий) и назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителей власти сроком на 2 года. В порядке статьи 75 УК Украины освобожден от отбытия наказания с испытательным сроком на 2 года.

Кроме того, ему инкриминировалось еще две статьи УК Украины: ст. 186 ч.3 (грабеж с проникновением в жилище) – в заявлении мать Андрея Макаренко указала, что после визита этих сотрудников милиции из ее квартиры пропала крупная сумма денег, – и ст. 263 часть 1 – незаконное ношение боеприпасов. Однако суд решил, что доказательной базы для предъявления этих статей было недостаточно.

Второго суд также признал виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 365 УК. Назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителей власти сроком на 1 год. Но по ст.75 освобожден от отбытия наказания с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев. У него наказание – несколько мягче, чем у его «коллеги». Так же оправдан по ч. 3 ст.186 .

В пользу матери Андрея им присудили в солидарном порядке возместить материальный ущерб в сумме 1 тыс. 161 гривна 11 копеек и 6 тысяч – в счет возмещения морального ущерба.

Для справки

Статья 365, ч. 2 Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет. Данное преступление относится к категории тяжких.

Статья 186, ч. 3 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет.

Статья 263, ч. 1 – лишение свободы на срок от 2 до 5 лет

Карина ВЕТРОВА, «Новости N»

You may also like...