Украина запредельная: судья-«мокрушник» с автоматом «поставил на уши» Президента. И судит!
22 мая минувшего года ночью в окно квартиры, расположенной на первом этаже дома по улице Набережной,15, Каховки из автомата АК-47 было произведено несколько автоматных очередей. Личность стрелявшего опознала потерпевшая Лилия Зварич, находившаяся на кухне с шестилетним сыном Сережей и попавшая под обстрел. По ее показаниям, которые впоследствии были подтверждены вещественными доказательствами, стрелявшим был Олег К., ее родной брат, судья Каховского суда. И это еще цветочки…
Гости фестиваля «Таврийские игры» зачастую сетуют на чрезмерное количество милиции, охраняющей порядок во время концертных программ. После окончания прошлогоднего фестиваля в Каховке снова было полно милиции. Только задача у стражей порядка была несколько иная: искали автомат, пули которого могли оборвать не одну жизнь. Автоматная очередь, направленная в одну из жилых квартир в городе Каховка Херсонской области, прозвучала в 100 метрах от места проведения самого известного в Украине фестиваля.
Благодаря квалифицированно проведенной баллистической экспертизе стали известны некоторые факты из «биографии» автомата, уже давно находящегося «в розыске». Калибр гильз 5,45 дает основание полагать, что оружием мог быть «милицейский» вариант «Калашникова». Другой вопрос, что такая «игрушка» в магазинах не продается, даже в оружейных. Стало быть, автомат из чьей-то заначки. А кому, кроме бандитов и мафиози, такие заначки требуются?
По имеющимся неофициальным сведениям, находящимся в настоящее время в ходе проверки, этот автомат впервые «отметился» во время бандитской «разборки» в микрорайоне Светлово г. Каховки в 1994 году. И в послужном списке этого ствола не одна загубленная жизнь.
Даже сейчас, когда предъявлено обвинение в совершении преступления с применением автоматического оружия и уголовное дело находится на стадии передачи в суд, с трудом верится в происшедшее. Тем не менее факты — вещь упрямая.
А факты эти говорят о том, что в уголовном деле № 160128-08, возбужденном по ст.15, ч.2.п.1 ст.115 («Покушение на жизнь двух и более лиц»), потерпевшими являются члены семьи адвоката Евгения Зварича, а обвиняемым — судья Каховского горрайсуда Олег К. Более того, обвиняемый — родной брат потерпевшей Лилии Зварич!
Версия потерпевшего адвоката, подкрепленная материалами следствия
22 мая 2008 г. около 22.30 в окно квартиры, расположенной на первом этаже двухэтажного дома по улице Набережной,15, г.Каховки из автомата АК-47 было произведено несколько автоматных очередей. Личность стрелявшего опознала потерпевшая Лилия Зварич, находившаяся на кухне с шестилетним сыном Сережей и попавшая под обстрел. По ее показаниям, которые впоследствии были подтверждены вещественными доказательствами, стрелявшим был Олег К., ее родной брат, судья Каховского суда.
В результате хаотичной стрельбы у женщины была прострелена ступня правой ноги, а мальчик получил осколочные ранения от керамической плитки и стекла. Всего на кухне остались следы примерно от 40 пуль, 15 из которых попали в холодильник. Холодильник, весь изрешеченный пулями, кстати, и по сей день находится в милиции как вещественное доказательство, но получить разрешение для его съемки представителям СМИ пока до сих пор не удалось.
Кроме множества гильз, на месте преступления найден и патрон калибра 5,45, который, как считают эксперты, не выстрелил из-за осечки. Эта осечка, вполне вероятно, спасла жизнь всей семье и дала возможность пострадавшему Евгению Зваричу воспользоваться для защиты жизни жены и сына травматическим спецсредством — пистолетом с резиновыми пулями. Очень похоже, что выстрелы, произведенные им в ответ, и спугнули нападавшего, который скрылся с места преступления на автомашине.
Прибывшие на место преступления сотрудники милиции оперативно произвели практически все необходимые следственные действия. Вот только местонахождение главного подозреваемого сразу установить не удалось. Его не было дома, мобильный телефон был отключен. На первый допрос к следователю сам подозреваемый явился через день после случившегося, и, как он утверждает, сугубо добровольно.
Среди вещественных доказательств, добытых в ходе следственных действий, фигурирует футболка, на которой после проведенных экспертиз были обнаружены следы ДНК, принадлежащие Олегу К., а также следы от порохового заряда, идентичные тем, что были найдены на месте преступления. Имеются и свидетели, видевшие в ночь совершения преступления ныне обвиняемого судью, одетого в эту самую футболку.
До настоящего времени судья отказывался общаться с прессой. А представители СМИ особенно и не настаивали на освещении его точки зрения. Наверное, было достаточно и официальных данных, которые предоставляли следствие, прокуратура и потерпевшие. Тем более что каждый из подобных фактов «тянул» на маленькую сенсацию.
И вот, по прошествии более двух месяцев после предъявления обвинения, Олег К. согласился встретиться с журналистом и ответить на вопросы. Естественно, что он отрицает всякую причастность к действиям, в которых его обвиняет следствие. Свою уверенность в отсутствии у следствия неопровержимых улик, доказывающих его вину, Олег К. объясняет тем, что дело до сих пор не передано в суд.
Основных версий происшедшего 22 мая вооруженного покушения на семью адвоката Зварича, по мнению обвиняемого судьи К., может существовать три. Первая связана непосредственно с адвокатской деятельностью Евгения Зварича и его жены, вторая может быть связана с милицейским прошлым адвоката, когда он работал следователем в РОВД, а третья — возможная инсценировка.
Не исключает обвиняемый и того, что его просто хотели подставить как судью. Но вопрос, кому нужно подставлять судью Каховского горрайсуда, он ответить не смог. Или не захотел.
Вместе с тем он убежден в том, что сейчас следствие занимается подтасовкой фактов и свидетельских показаний, чтобы сделать из него подсудимого. Следствие продлевает сроки. Футболка, которая фигурирует в качестве вещественного доказательства, была у него загадочным образом похищена неизвестными лицами в ночь, когда произошла злополучная стрельба. Более того, судья считает, что этими лицами могут быть… сотрудники милиции.
Назначили психологическую экспертизу, которая впоследствии была отменена, теперь вынесено постановление о проведении психолого-психиатрической экспертизы в Херсонском областном психиартическом диспансере. Данное постановление обвиняемым обжаловано.
Но кое в чем с Олегом К. нельзя не согласиться. Например, согласно 62-й статьи Конституции Украины, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, кроме как по решению суда. Но эту конституционную норму, по его мнению, нарушил сам гарант Конституции, каковым является президент страны.
Президент Виктор Ющенко во время выступления на Всеукраинском съезде судей 15 ноября 2008 года упомянул фамилию судьи, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения, и посвятил этому случаю несколько минут. Это выступление было частично показано по телеканалам и процитировано многими печатными СМИ. Можно ли подобное заявление президента считать давлением на следствие и насколько этичным было упоминание фамилии конкретного лица, на подобный вопрос каждый сам себе может дать честный ответ.
А вот судья Олег К. этот словесный пассаж главы государства расценил как пиар для своей скромной персоны, потому что раньше никто и не знал, что в Каховке работает такой судья К., а теперь об этом знает вся Украина. Вместе с тем, по словам обвиняемого судьи, он отказался от предложений коллег подать в суд на президента, хотя и имел для этого все основания.
Судейская неприкосновенность как повод для беззакония?
Об этом не имеющем аналогов случае делал соответствующие депутатские обращения в различные инстанции народный депутат, первый заместитель комитета Верховной Рады по правосудию Юрий Кармазин; этому факту в своих интервью общенациональным СМИ давали негативную оценку председатель Верховного суда Василий Онопенко, генеральный прокурор Александр Медведько и президент Украины Виктор Ющенко.
Казалось бы, после таких публичных выступлений, в том числе и гаранта Конституции, дело сдвинется с места. Однако поговорка «пока суд да дело» в фольклоре появилась не случайно. И несмотря на то что 2 декабря 2008 года следствие предъявило судье обвинение в совершении преступления, он продолжает исполнять свои профессиональные обязанности и по сегодняшний день.
За комментариями мы обратились к официальным лицам, чтобы дать возможность понять читателям: почему так происходит, что обвиняемый в тяжком преступлении судья продолжает вершить правосудие.
Екатерина Закарян, председатель совета судей Херсонского апелляционного суда:
«16 января у нас состоялось совместное заседание совета судей и судей Херсонского апелляционного суда, где рассматривался вопрос о ситуации с этим судьей. Бы ло предложено проявить судейскую мудрость и, как вариант, написать заявление и уйти в отпуск на время, пока идет досудебное следствие. Однако коллега ответственно заявил, что он не виноват, потому что он этих действий не совершал. Поэтому в настоящее время он находится на рабочем месте.
19 января состоялось собрание судей Каховского горрайсуда, которое приняло решение временно не поручать рассмотрение новых дел судье Олегу К., предложив ему выполнять другую работу в суде. Но это не распространяется на дела, уже находящиеся у него в судопроизводстве, потому что забрать у него эти дела и передать другому судье у нас нет оснований».
Председатель Каховского горрайсуда Василий Зубик:
«Судья Олег К. работал, работает и будет работать в Каховском горрайсуде».
Сергей Андреев, подполковник милиции, начальник отдела расследований особо важных и резонансных дел УМВД в Херсонской области:
«Согласно нормам УПК, предусмотрен определенный порядок отстранения судьи от занимаемой должности, и на данном этапе этот вопрос решается. На сколько мне известно, Генераль ная прокуратура готовит соответствующее представление в Верховную Раду.
В настоящее время судье предъявлено обвинение, и он является обвиняемым по делу о покушении на жизнь двух и более лиц».
Сам обвиняемый считает, что так называемой судейской неприкосновенности не существует, потому что, по его мнению, любой милиционер в настоящее время лучше защищен, чем судья. Это подтверждается хотя бы тем, что в отношении милиционера уголовное дело может возбудить только прокуратура, а в отношении судьи — любой следователь. И то, что происходит сейчас вокруг него, — лучшее тому доказательство.
Пострадавшие утверждают, что конфликтная ситуация имеет бытовую подоплеку и никак не связана с профессиональной деятельностью ни судьи Олега К., ни Евгения и Лилии Зварич, работающих в частной адвокатской конторе. Бытовой конфликт мог возникнуть на почве оставленного покойными родителями судьи наследства в виде небольшого домика. Этот домик по дарственной передавался Лилии, но брат-судья также претендовал на долю наследства. Стали возникать конфликтные ситуации.
Конечно, трудно поверить, чтобы из-за недвижимого имущества брат поднимал руку, вооруженную автоматом, на родную сестру, или, наоборот, сестра оговаривала родного брата в совершении подобного преступления. Но ясно одно: из двух этих родных сторон одна сторона явно говорит неправду. И установить это предстоит суду. А в суде, как известно, работают люди, которые могут и ошибаться.
В этой запутанной и очень непростой истории точку ставить пока рано. Рискнем предположить один из возможных сценариев развития дальнейших событий. Не исключено, что вина обвиняемого в суде не будет доказана, и с Олега К. будут сняты все обвинения. Потерпевшие будут настаивать на своей версии. И тог да, выражаясь шахматным термином, наступит «вечный шах». И следствие зайдет в тупик.
И не случится ли так, что окончательное слово в этой детективной истории может сказать автомат, из которого стреляли 22 мая 2008 года и еще 14 лет назад в столице «Таврийских игр» Каховке? Ведь этот ствол, увы, так и не нашли. Значит, последует продолжение?..
С июня 2008 года и по сегодняшний день на защиту семьи потерпевших государство ежедневно выделяет для круглосуточной охраны сотрудников из подразделения «Грифон»…
Как же долго в Каховском суде обвиняемый по делу о покушении на жизнь двух и более человек судья будет продолжать исполнять свои обязанности судьи? Ведь будь на месте покушавшегося любой человек, не обладающий подобным статусом, он давно бы находился в следственном изоляторе. Таковы парадоксы украинского правосудия.
Сергей Цыгипа, ЗН
Tweet