Художественный склероз. Картины воруют чиновники – вплоть до президентского секретариата?

Воровство украинских слуг народа давно стало притчей во языцех — чиновники тащат все, что плохо лежит, включая заводы и национальные парки. Не обходят вниманием и произведения искусства, одолженные из музеев якобы для украшения кабинетов. Счет пропавшим полотнам идет уже на десятки, а ущерб государству исчисляется многими тысячами долларов.

Два года назад таинственным образом исчезла картина Золтана Шолтеса «Весна в Карпатах», взятая из Закарпатского художественного музея для украшения здания Закарпатской ОГА. Полотно, которое оценивается в несколько тысяч долларов, висело в коридоре как раз возле приемной губернатора.

Картине приделали ноги

В ЦОС УМВД в Закарпатской области рассказали, что до сих пор продолжается следствие, но картину пока не нашли. Как выяснилось, вор, сняв полотно со стены, занес его в туалет и там вырезал из рамы, которую на следующее утро обнаружила уборщица. Рядом валялось множество мелких гвоздей, с помощью которых холст крепился к раме.

У вора, скорее всего, времени было достаточно, ведь освободить картину от рамы — процесс долгий. А затем он, вероятно, свернул холст и вынес его из здания. И что самое любопытное, никто ничего не видел и не слышал — полотно испарилось из коридоров администрации.

Судьбой картины заинтересовался нардеп Геннадий Москаль. Чтобы разузнать, действительно ли Закарпатский художественный музей им. Й.Бокшая передал картину в пользование ЗОГА и законно ли это было, он направил запрос в МВД и КРУ (Контрольно-ревизионное управление) с просьбой проверить фонды музея.

Игра в несознанку

После проверки КРУ прислало нардепу акт, в котором говорилось, что картина «Весна в Карпатах» и другие полотна переданы в 2006 г. Закарпатской облгосадминистрации незаконно. Однако «Новую», которая наведалась в КРУ, надеясь разобраться в ситуации, заверили, что все произведения искусства передали на вполне законных основаниях.

— Эти картины принадлежат государственному фонду музея. Но собственность музея — коммунальная, — объясняет Леся Иваница, руководитель отдела контроля в сфере науки и культуры КРУ в Закарпатской области. — Поэтому передача музейных экспонатов на временное хранение производится по решению структурного подразделения местного органа исполнительной власти.

В музее также уверены, что все полотна были переданы в ОГА на законных основаниях. Франциск Ерфан, директор учреждения, рассказал, что специалисты каждый год наведываются в администрацию и проводят экспертизу полотен. Выяснилось, что все картины на месте, за исключением пресловутой «Весны в Карпатах».

Геннадий Москаль был просто шокирован этой информацией. По его словам, в полученном им акте проверки ревизоров четко указано, что при передаче картин были нарушены инструкции. К тому же при проведении ревизии не обнаружены никакие документы, свидетельствующие об организации охраны картин, которые переданы Закарпатской ОГА.

Господин Москаль отдал оригиналы актов КРУ в Минкультуры, чтобы выяснить, на каких основаниях картины передали без оформления надлежащих документов. Однако к какому бы выводу ни пришли эксперты, произведение искусства они не вернут. Ведь при желании можно организовать пропажу картины как из коридора, так и из закрытого кабинета и даже железного сейфа…

Затерялись в кабинетах

Но не в одном Закарпатье пропадают ценные полотна — в Киеве также наблюдался подобный инцидент. В 2003 г. после переезда Музея истории Киева из Кловского дворца в Украинский дом (только летом прошлого года) было выявлено, что из фонда музея пропало 111 картин известных художников, таких как С. Шишко, Ф. Коновалюк, В. Вербицкий, а также иконы XIX—XX веков. Стоимость исчезнувших полотен эксперты оценили в более чем $5 млн!

Позже стало известно, что некоторые из этих полотен музей передал в пользование столичным чиновникам (парламент, помещение КГГА, администрация президента) — украсить рабочие кабинеты. Но что самое удивительное, работники музея почему-то не ведут учета произведениям искусства, которые стоят немалых денег. Любовь Нестеренко, директор Музея истории Киева, не смогла ответить «Новой» на вопрос, какие именно полотна передали и в каком количестве. По ее словам, вероятно, остальные полотна лежат на складе, но проверить это невозможно, поскольку в музее отключили свет за неуплату.

Корреспондент «Новой» предложил свою помощь в поисках полотен на складе — а вдруг пропажа найдется? Как-никак, национальное достояние стоимостью 5 млн долларов — можно и потрудиться! Но работники музея наотрез отказались — мол, и без вас проблем хватает. Помимо воли возникает подозрение — а может, никто вообще не заинтересован в том, чтобы картины нашлись?..

«Картины пошли по рукам»

В ГУ МВД Киева «Новой» поведали, что дирекция музея все же написала заявление о пропаже картин, и сейчас ведется следствие. Впрочем, поделиться информацией о том, есть ли какие-либо результаты, сотрудники милиции не захотели. Сказали лишь, что картины никто не воровал — их переносили из одного кабинета в другой, и, скорее всего, полотна до сих пор там и находятся.

— Никаких документов на картины не было: то ли они потерялись, то ли документация совсем не велась, — говорит источник в ГУ МВД. — Просто сотрудники музея халатно отнеслись к передаче произведений искусства. А может, так и было задумано.

В КГГА же ничего не знают о том, что картины, которые украшают кабинеты чиновников, были переданы из музея. И тем более не имеют понятия, что полотна пропадали из Музея истории Киева. Иван Салий, экс-глава КГГА, заверил «Новую», что все бывшие в его кабинете картины отдал, когда увольнялся.

— Насчет других людей ручаться не могу, — заявил экс-глава КГГА. — Не исключаю, что произведения искусства могли пойти по рукам. За собой я вины не чувствую — все отдал. Может, кто-то из заместителей прикарманил…

Решетка — не преграда

Пропадают картины не только из кабинетов чиновников, но и из музеев. 31 января 2009 г. из Музея советского изобразительного искусства им. И. Буханчука, который находится в Кмитове на Житомирщине, ночью украли 17 полотен украинских и советских художников 1960—70-х годов. Среде них были работы таких известных мастеров, как Л. Раппопорт, В. Непийпиво, Ю. Ятченко, Т. Яблонская.

— Воры разбили окно, выломали решетки и, проникнув в помещение, аккуратно вырезали полотна из рамок, — поделился с «Новой» Виктор Бойко, директор музея. — Пока картины не найдены. Общая стоимость всех полотен — более 1,5 млн грн. Но и это не предел. К примеру, за картины Яблонской частные коллекционеры готовы отдать и $10 тысяч.

Валентина Мызгина, искусствовед, директор Харьковского художественного музея, рассказала «Новой», что такие кражи часто совершаются под заказ: злоумышленникам дается четкая информация, какую картину украсть и откуда. Поэтому полотна зачастую невозможно найти.

— Картина не мелькает на рынке, а попадает сразу к «нужному» человеку, — продолжает госпожа Мызгина. — Такие схемы просчитаны до мелочей. Часто дорогие картины оказываются в частных коллекциях на Востоке, в том числе в Арабских Эмиратах. О таких картинах, вероятней всего, сразу можно забыть — все пропавшие ценные вещи сразу фиксируются в Интерполе, и выставлять их напоказ вряд ли кто-то рискнет.

P. S. Складывается впечатление, что всем глубоко наплевать на судьбу произведений искусства, которые составляют национальное достояние Украины и к тому же оценены в миллионы долларов. Удивляет как беспечность чиновников, которые таскают ценные полотна из кабинета в кабинет, так и халатность работников музеев, которые не ведут учета произведениям искусства. Да что там — возникает подозрение, что картины передаются в госструктуры вовсе не для украшения кабинетов, а с совершенно другими целями. Если так пойдет и дальше, увидеть шедевры украинских мастеров можно будет лишь в частных коллекциях иностранных ценителей живописи. Если пустят.

Тайна, покрытая мраком

До сих пор остается открытым дело и с кражей известной картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу», или «Поцелуй Иуды», похищенной из Одесского музея западного и восточного искусства в июле прошлого года. По оценкам экспертов, приблизительная стоимость полотна может составлять около $100 млн. После пропажи в СМИ не раз появлялась информация о том, что похищенный экспонат на самом деле был копией, а оригинал украли работники музея. Или вовсе утверждалось, что картину уже нашли.

— Хочу заявить, что картина до сих пор не обнаружена, — поделился с «Новой» Владимир Островский, директор музея. — Кто-то ведет против нас информационную кампанию, дабы усложнить проведение следствия и поиск картины. Мы уже устали опровергать данные о том, что картина найдена. Вероятно, кому-то просто выгодно, чтобы ее не нашли.

Это подтвердил нам и Владимир Шаблиенко, главный специалист ЦОС УМВД в Одесской области. По его словам, информация о том, что картину разыскали, является неверной. Дело в том, что в прошлом году начальник ГУ МВД в Харьковской области ошибочно доложил министру о том, что картину нашли, вот и раздули это на всю страну. В 1999 г. из Мариинского дворца пропало полотно С. Шишко, предоставленное Национальным художественным музеем Украины.

Картина до сих пор не найдена. Эксперты оценивают полотно в $30 тысяч. Также музей передал во временное пользование МВД картину художника Н. Глущенко «Владимирская горка». Однако через некоторое время директору музея заявили, что картину вроде бы повредили, но музею ее так и не вернули.

Андрей Литвиненко, газета «Новая»

You may also like...