Минюст узаконит «выбивание» долгов. Коллекторам предстоит «выбить» 20 миллиардов гривен
Несмотря на намерения Минюста «перекрыть кислород» коллекторским компаниям в их нынешнем виде, они продолжают выбивать долги. Запрет банкам передавать информацию о заемщиках третьим лицам практически не повлиял на их объем работ. Теперь же оказалось, что Минюст «дал задний ход» прежним намерениям и решил просто узаконить их деятельность.
Основные положения разработанного Минюстом проекта закона «О внесении изменений в ст. 9 закона «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» касаются способов осуществления взыскания проблемных задолженностей. В частности, «побуждение совершения должником действий по добровольному погашению задолженности в пользу кредитора».
Согласно предложениям Минюста, в лицензионных правилах будут содержаться пункты, защищающие самих должников от «вмешательства в их личную жизнь и любых форм унижения, давления, запугивания и преследования». Так, коллектор будет вправе работать с проблемным заемщиком только после получения его письменного согласия на то. Кроме того, представитель коллекторской компании должен предварительно предупредить по телефону, письмом или посредством электронной связи о своем визите. Также коллектор обязывается сохранять конфиденциальные данные должников.
Кроме того, компании смогут получить лицензию только после оборудования помещения серверной комнаты, где хранятся базы данных, источниками бесперебойного питания.
Выдавать лицензии будет Минюст. После прохождения лицензирования компании будут вноситься в единый государственный реестр коллекторов. Только после этого компания будет иметь законное право работать на рынке.
Сами коллекторы оценивают законодательные инициативы Минюста довольно неоднозначно. «Сама по себе идея внедрения лицензирования – не плоха сама по себе, но в то же время несет ряд проблем, – считает Роман Кривошеев, генеральный директор коллекторской компании «Икспоинт». В частности, это может неблагоприятно повлиять на рынок коллекторских услуг, и только в случае поэтапного и грамотного внедрения не разрушит отрасль», – убежден он.
Еще одно нарекание вызывает и тот факт, что лицензировать планируется только деятельность коллекторских компаний, в то время как работой по взысканию проблемной задолженности занимаются и другие юрлица. «Не будем забывать, что сейчас коллекторской деятельностью занимаются как сами банки, так и юридические компании и адвокаты. В таком случае в правилах лицензирования следует предусмотреть, что банки и юридические конторы не могут заниматься взысканием задолженности, либо применить правила лицензирования и к ним», – говорит Кирилл Ципривуз, генеральный директор «Независимого коллекторского агентства».
Кроме того, опасаются коллекторы еще и того, что в Украине процесс лицензирования может занять 2-3 года, в течение которого деятельность коллекторов будет парализована. Как результат – коллекторы ратуют разрешение не прекращать работу по проблемным задолженностям и в период проходжения процедуры лицензирования. «Мы не против лицензирования, но не хотим терять два-три года на получение лицензий и хотим разработать положения, разрешающие коллекторам работать во время лицензирования», – говорит генеральный директор Европейского агентства по возврату долгов Александр Ильчук.
Кроме того, довольно скептически коллекторы оценивают и попытку Минюста очистить таким образом рынок от т.н. «черных» коллекторов (по оценкам экспертов, на начало марта в Украине работало порядка 55–60 коллекторских компаний, из которых, согласно данным Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АУКБУ) теневой сектор коллекторского рынка составляет около 40%). Более того, по мнению К. Ципривуза, это наоборот, приведет к дальнейшей тенезации рынка коллекторских услуг. «Подобные действия Минюста не приводят к оздоровлению рынка и не защищают права кредитора, а, наоборот, могут спровоцировать обратный эффект, как, например, уход коллекторских компаний в другую плоскость работы», – считает коллектор.
Согласен с этим мнением и Р. Кривошеев: «С одной стороны лицензирование несет такой положительный момент, как перекрытие кислорода многим т.н. «черным» коллекторам, «санацию» рынка. Ведь, если «белые» компании практически все соответствуют условиям лицензирования, то те, которые действуют не правовыми методами, не смогут получить лицензии. С другой стороны, они, вероятнее всего, попросту «уйдут в тень», – убежден он.
В свою очередь коллекторы предлагают минимизировать набор параметров, согласно которым будет проводиться лицензирование. А кроме того, ограничить лицензирование либо отодвинуть сроки его начала. «Мы считаем, что его нужно перенести на будущее исходя из тех соображений, что как такового сформированного рынка коллекторских услуг в Украине нет, его никто не изучал и не проводил исследований, соответственно, нельзя говорить о внятном регулировании несуществующего рынка», – считает К. Ципривуз.
А пока же коллекторы продолжают свою деятельность по взысканию долгов на ниве «несуществующего рынка». Ведь запрет Минюста передавать информацию о заещиках третьим лицам фактически никак не повлиял на их объемы работ. «На самом деле мы продолжаем работать по проблемным задолженностям и никаких законодательных препятствий этому нет. Единственное, теперь мы работаем только по тем кредитам, где в договорах есть пункт о возможности передачи информации третьим лицам, а он содержался приблизительно в 90% договоров. Что касается работы по возвратам корпоративных задолженностей – здесь вообще нет никаких преград, т.к. передача информации об одном юрлице другому не имеет юридических преград», – сообщил Р. Кривошеев.
Более того, в ближайшее время коллекторы ожидают роста спроса на услуги по взысканию долгов. Ведь в феврале-марте 2009 г. тенденция роста количества проблемных кредитов продолжилась. А в мае коллекторы ожидают увеличения портфеля заказов до 20-22 млрд. грн. (с 15 млрд. грн. в марте) только за счет роста кредитной задолженности в банковской сфере.
Надежда Шуневич, UGMK
Tweet