Мобильная «шара» чревата издержками

Желание сэкономить на мобильной связи с помощью нелегальных номеров и sim-карт может обернуться еще большими потерями. И не только денежными. 

Радиорынки и интернет кишат предложениями обзавестись мобильной «шарой» в виде «серых» корпоративных номеров или клонированных sim-карт. Стоит такое удовольствие на 20-30% дешевле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чем грозит любителям разговоров по сотовому за чужой счет обращение к услугам активизировавшихся мошенников.

Овечка Долли

Одна из самых ходовых уловок аферистов – клонирование sim-карт, принадлежащих крупным компаниям, покупающим мобильные пакеты оптом. По приблизительным оценкам экспертов, опрошенных, около 4% от общего количества sim-карт мобильной связи в стране – это клоны.

По данным компании iKS-Consulting, к маю с. г. количество абонентов мобильных операторов составило 55,06 млн. То есть почти два миллиона номеров имеют «дубликаты». Правда, речь идет только о sim-картах операторов «Киевстар» и МТС, выпущенных до 2005 г. В 2005 г. операторы начали переходить на новые стандарты карт, клоны которых не могут работать в сети одновременно с оригиналом. Sim-карты операторов Beeline и Life:) изначально выпускались в стандарте, защищенном от клонирования.

В сети Life:) используется алгоритм COMP/3. В мире на сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая клонирования sim-карт с этим алгоритмом», – заверяет Надежда Лубнина, руководитель отдела внешних связей Life:). Впрочем, по мнению других экспертов, не существует кода, который нельзя было бы взломать. Другое дело, что технология взлома может быть настолько дорогостоящей, что смысл клонирования попросту теряется. Кроме того, «как правило, клонируют безлимитные корпоративные пакеты, так как на припейд-связи разговоры посторонних быстро всплывут», – говорит Павел Сиделев, независимый эксперт в области информационных технологий.

На первый взгляд, выгода от использования клона существенная. Ибо платить приходится только один раз – от $100 до $150 за дублированную sim-карту (прошлым летом цены на «дубли» начинались со $150). Ясно, что такой пакет не нуждается в ежемесячном пополнении. Все исходящие звонки и сообщения в рамках пакета для абонента клона бесплатны. А вот дальше – сплошные минусы.

«Используя sim-клон, человек может говорить сам, но не может принимать входящие звонки и sms», – говорит Павел Сиделев.

При активации клона владелец оригинальной карты будет «выброшен» из сети. Поэтому «владельцам клонированных карт желательно включать телефон только на время звонка», – советует технический директор известной телекоммуникационной компании. Тогда хозяин оригинала будет воспринимать происходящее как временные помехи со связью. Пользоваться номером можно лишь до тех пор, пока оригинальная sim-карта функционирует. Разумеется, гарантий, что ее вскоре не заблокируют или не обменяют на sim-карту нового образца, уже защищенную от клонов, – никаких. Кроме того, существуют юридические нюансы.

Главную ответственность, безусловно, несут сами «умельцы». По словам Сергея Товстенко-Забелина, специалиста по связям со СМИ компании «Киевстар», клонирование sim-карт является одним из видов мошенничества в сети мобильной связи и подпадает под статьи УК Украины 361 и 362, санкции по которым начинаются со штрафа в 8,5 тыс. грн. и заканчиваются лишением свободы от двух до пяти лет.

Однако Эдуард Багиров, глава правления Международной Лиги защиты прав граждан Украины, считает, что наказать могут и самих пользователей: «Клонированные sim-карты наносят моральный и материальный ущерб гражданам Украины. Де- юре, если пользователя клонированной sim-карты поймают, он будет обязан возместить нанесенный ущерб». Правда, ни один из опрошенных операторов не смог привести пример, когда бы гражданина, болтающего за чужой счет, поймали за руку и привлекли к ответственности.

Чипы в «сером»

«В начале 2008 г. я купил «серый» корпоративный номер оператора Life:). Уже полтора года разговариваю абсолютно бесплатно. Единственное ограничение – не могу превышать лимит в 400 грн. в месяц и общаться в роуминге», – рассказывает Иван, страховой агент.

«Серые» корпоративные номера банков, страховых компаний, издательств, автодилеров и прочих крупных предприятий пользуются популярностью у граждан, желающих сэкономить на сотовой связи, но не удовлетворенных минусами клонированных карт. Схемы «добывания» «серых» номеров еще проще, чем в случае с клонированием sim-карт. При подключении или переподключении к сотовому тарифу заинтересованный человек (как правило, либо сотрудник сотового оператора, либо ответственное лицо самого корпоративного абонента) просто дописывает к списку корпоративных пользователей еще несколько номеров. После чего эти легальные номера сбываются «налево».

Найти продавца такого номера легче всего в интернете – к началу нынешнего лета web-форумы наводнили предложения прикупить настоящие корпоративные sim-карты фирм, использующих «в хозяйстве» десятки и сотни номеров. Предлагают «товар» и на радиорынках (от $150 и выше в зависимости от тарифного плана). Номера с роумингом обходятся дороже – от $200. Прошлым летом цены стартовали от $200-300.

Рисков для купившего настоящий «левый» корпоративный номер, сознаются эксперты, практически никаких. Поскольку объемы «серого» рынка, по оценкам экспертов «ВД», не слишком велики (не более 1-2% ворованных номеров в рамках того или иного крупного предприятия), то и «вычислять» продавцов, а тем более конечных пользователей, никто не спешит. Сами операторы сотовой связи считают, что это – проблемы корпоративных клиентов.

«Оператор фиксирует взаимоотношения с корпоративным клиентом исключительно с позиции «оператор-абонент». Построение отношений с конечными пользователями находится в компетенции компании, которая владеет номерами. Поэтому мы не можем провести точную оценку этого явления. Не думаем, что подобный механизм имеет какие-то катастрофические масштабы», – считает Дмитрий Пономаренко, начальник департамента по работе с ключевыми абонентами компании МТС.

Иначе говоря, «левый» номер не вычислят, пока в самой компании не поймут – кто-то посторонний разговаривает за казенный счет.

Чтобы не попасться, существуют негласные правила поведения на «сером» рынке сотовой связи. Обладателям «серого» номера знатоки советуют придерживаться ряда ограничений. Не переговаривать сверх нормы – «болтуна» в компании – хозяине sim-карты сразу отметят. Лимит минут, в рамках которого можно общаться по чужой sim-карте, узнают при покупке. Также не рекомендуется злоупотреблять покупкой контентных услуг по «серой» sim-карте – подобные аномалии на корпоративных номерах мобильные операторы отслеживают (см. Мнение Антона Володькина).

Другое дело, что под видом клона и «серого» корпоративного номера вам могут подсунуть элементарную фальшивку. Ведь проверить качество клонированной sim-карты или «серого» корпоративного пакета можно лишь со временем. Мошенники же могут в лучшем случае подсунуть вместо суперэкономного пакета самый дешевый обычный припейд. В худшем – контрактный номер, срок действия которого истечет через сутки после сделки. Только вот пожаловаться на проблемы с обслуживанием клона или купленного из-под полы «серого» безлимита будет некому.

История вопроса

Желающие пообщаться по телефону бесплатно появились еще в СССР. Соседи или недоброжелатели подключались через общий щиток стационарной связи, расположенный на лестничной клетке, к чужому номеру. В начале 1990-х начался бум радиотелефонов. Умельцы, вооруженные специальными устройствами, перехватывали сигнал с базы чьего-то телефона, используя его для общения.

Потерпевшие получали солидные счета об оплате разговоров с заграницей, но доказать, что звонили совсем не хозяева номера, было невозможно. Для борьбы с телефонными махинациями гражданам советовали не оставлять телефонную радиотрубку вне базы. Эра мобильной связи вызвала всплеск махинаций с мобильными номерами.

«Пик спроса на ворованную мобильную связь пришелся на 2000-2004 гг. Но в последние годы сотовые услуги постоянно дешевели, и интерес у граждан к покупке «шаровой» мобильной связи постепенно пропадал», – рассказывает Дмитрий Купчук, технический директор крупной киевской IT-компании. Однако жесткие условия финансового кризиса возвратили популярность теневым сотовым операциям.

Мнение эксперта

Екатерина Гутгарц, партнер «Адвокатского бюро Гутгарца»:

– Украинцу, использующему нелегальную мобильную связь, можно инкриминировать статью 148-1 Кодекса об административных нарушениях. По закону, действия, приведшие к понижению качества функционирования телекоммуникационных сетей, или самовольное, без ведома оператора, получение мобильной связи наказываются штрафом от 510 до 680 грн. Также незадачливый абонент должен будет возместить убытки, нанесенные оператору и компании-абоненту, которая проплачивала разговоры. Если же в афере замешано должностное лицо оператора, а причиненный ущерб превышает 1700 грн., то нарушителей могут привлечь к ответственности по статье 364 УК Украины (до трех лет лишения свободы с конфискацией имущества).

Антон Володькин, директор по маркетингу компании Beeline:

– Нелегальное использование корпоративных sim-карт – это вопрос скорее не к операторам связи, а к корпоративным абонентам. Мы же сталкиваемся с подозрительным использованием корпоративных номеров. Встречалось использование корпоративных sim-карт в качестве «генераторов» для зарабатывания бонусов на входящих вызовах на номерах других операторов. Кроме того, были случаи аномального потребления контент-услуг с номеров корпораций. В этих случаях мы корпоративного клиента информируем, и он сам принимает решение по конкретному номеру.

Маргарита Ормоцадзе, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...