Как защитить свой стол от продуктов генной инженерии?

Коррупция и техническое несовершенство пищевых лабораторий способствовали тому, что отечественные магазины заполнили продукты, содержащие генно-модифицированные компоненты. При этом отличить товар с ГМО от не содержащего такой добавки невозможно: благодаря слабому контролю государства производители имеют возможность маркировать «без ГМО» любые продукты. Как защитить свой стол от плодов генной инженерии? 

Вредные полезные ГМО

Живот у пятилетней Машеньки болел второй месяц подряд. Боль возникала спорадически и не была острой, поэтому родители связывали ее с нарушением пищеварения и отпаивали дочку кефиром. УЗИ и дополнительные анализы не показали никаких отклонений от нормы. Педиатры долго не могли определить причину болей, пока один из них не поинтересовался рационом пациентки и не посоветовал отказаться от сосисок.

«В их состав, как правило, входит генно-модифицированная соя. Я заметил, что дети, употребляющие сосиски даже один раз в неделю, имеют такие проблемы», — резюмировал врач. Ребенка лишили любимых сосисок, вскоре и живот болеть перестал. Однако установить, что было истинной причиной недомогания — ГМ-соя, входящая в состав мясного изделия, или его низкое качество, так и не удалось.

Что вовсе не удивительно. О пользе и вреде генетически модифицированных организмов (ГМО) ученые ожесточенно спорят уже много лет.

Защитники говорят, что ГМ-продукты позволят решить проблему голода для бурно растущего человечества. Обращают внимание на стрессоустойчивость ГМО к погоде и невосприимчивости к пестицидам. Кроме того, ГМО позволяют наделить привычные продукты какими-то новыми свойствами. Например, создать кофе без кофеина, клубнику с меньшим содержанием сахара, рис с повышенным содержанием железа и т.д.

Противники ГМО рисуют апокалиптические картины, утверждая, что ГМ-растения опасны не только для здоровья человека, но и для экосистемы в целом.

Комментарий

Алексей Сытник, эксперт Всеукраинской экологической лиги

ГМО могут быть опасными и поэтому требуют жесткого контроля. Необходимость маркировки связана не только с правом потребителя знать состав продукта и выбирать то, что он хочет (пока споры ученых о пищевых рисках будут продолжаться), но и с тем, что во всем мире ГМ-продукция значительно дешевле продукции без ГМО, так называемой органической. Потребитель, не зная, что приобретает, часто переплачивает за потенциальный трансгенный продукт, покупая его по цене органического. Эта масштабная спекуляция приносит огромные прибыли производителям и поставщикам, но совершенно не выгодна рядовому потребителю, желающему к тому же употреблять безопасную пищу.

Дело в том, что они переопыляются со своими дикими сородичами и способствуют появлению нового вида сорняков, устойчивому к насекомым и пестицидам. Это, в свою очередь, спровоцирует исчезновение некоторых видов насекомых, а затем и птиц. Кроме того, ГМ-растения накапливают в себе пестициды, поэтому их плодами можно отравиться. Считается, что употребление ГМО вместе с пищей может привести к бесплодию, онкологическим заболеваниям и даже к генетическим уродствам.

Следует отметить, что сегодня даже самые осторожные эксперты признают потенциальную опасность ГМО для организма человека как минимум в виде аллергии или невосприимчивости к антибиотикам. «Это подтверждается более чем 30 исследованиями, проведению которых оказывают сильное сопротивление компании — производители ГМО и научные центры, связанные с биотехнологическими корпорациями (производителями семян ГМ-растений. — Weekly.ua)», — рассказывает Алексей Сытник, кандидат биологических наук, доцент кафедры экобиотехнологии и биоэнергетики НТУУ «КПИ», эксперт Всеукраинской экологической лиги.

ГМО в законе

Власти Украины не раз предпринимали попытки взять ГМО под контроль, однако мощное лобби транснациональных производителей, прежде всего ГМ-семян, энергично этому противилось. Накал лоббистской атаки на Украину ярко иллюстрируют события 2007 года. Тогда Кабмин сначала принял постановление об обязательной маркировке ГМ-продуктов, а затем, под давлением американских компаний, контролирующих 90% рынка ГМ-семян, его отменил.

Иностранные фирмы, в частности, Cargill, всегда боролись за возможность выращивать на территории Украины сою и рапс. По разным оценкам, от 50 до 70% сои, произрастающей у нас, является генно-модифицированной. В «соевый пояс» Украины входят пахотные земли 17 областей, которые составляют около 70% всех сельскохозяйственных земель. «К сожалению, масса ГМ-продукции постоянно завозится к нам нелегально (проверки показали присутствие на территории Украины вообще нигде не зарегистрированных ГМО). Херсонская, Николаевская, Харьковская, Винницкая, Одесская и Полтавская области засеяны ГМ-соей и ГМ-рапсом.

Есть на наших полях и другие трансгены, и еще — полигоны западных биотехнологических корпораций (в частности, Monsanto и Syngenta)», — сообщил Алексей Сытник. Выявить продукты с этих полей не представляется возможным, в стране недостаточно лабораторий, которые могут провести анализ на содержание ГМ-компонентов. Сейчас в Украине уже восемь аттестованных лабораторий, и Госпотребстандарт собирается открыть по лаборатории в каждом областном центре. Однако эксперты утверждают, что и это не поможет украинцам узнать о наличии ГМО в продуктах питания.

Согласно постановлению правительства №468 все продукты с содержанием ГМО более 0,9% без маркировки c 1 июля 2009 года должны быть сняты с продажи. Контролировать ГМО на территории Украины должен Госпотребстандарт. Правда, в его функции входит только контроль за маркировкой, для чего в госбюджете на 2009 год заложено 7 млн. грн. А вот проверки сомнительных импортных и отечественных продуктов питания на наличие и, главное, количество ГМО ведомство проводить не в состоянии.

В личных беседах игроки рынка выражают сомнения в возможности осуществлять действенный контроль в этой сфере. «Хочу посмотреть, как они будут это делать», — говорит совладелец компании «ГаусК Лтд» (производитель мясных изделий) Сергей Кравчук. Механизма для проведения такой процедуры он просто не видит. И дело даже не в том, что у нас мало лабораторий, а в их качественно ограниченных возможностях. Сергей Кравчук объяснил, что с помощью анализа можно определить ГМО, если заранее известно, какую модификацию искать, в противном случае все попытки его обнаружить бессмысленны.

Можно попробовать, как в Европе, отслеживать путь ГМО с самого начала — с поля и до прилавка сырье следует с соответствующей меткой. Это же касается животных, которые питались ГМрастениями. Их мясо тоже помечается как ГМ-содержащее. Однако метки полей можно легко избежать с помощью взятки. «Мне известно немало случаев, когда в Европе владелец поля и контролирующие органы договаривались. Конечно, были случаи уничтожения полей, владельцы которых скрывали генно-модифицированное происхождение растений, однако такие акции носили скорее показательный характер», — рассказал Сергей Кравчук.

Надо что-то делать

ГМО широко используются в производстве продуктов питания — мясных, кондитерских и молочных изделий. В том числе в Украине. Производители объясняют это упрощением рецептуры, снижением себестоимости, улучшением вкусовых качеств. Например, за счет сокращения использования пестицидов себестоимость выращивания ГМ-сои на 30–50% ниже, чем традиционной сои. Выгодно использование ГМсодержащих компонентов и пищевикам.

К примеру, затраты на изготовление вареной колбасы в таком случае снижаются на 20–25%. По данным Weekly.ua, около 70% детского питания и около 30% кофе, продающегося в нашей стране, генетически модифицированные. «Так или иначе, а ГМО уже присутствуют в Украине, и с этим надо что-то делать», — считает Руслан Голубец. Потребитель хотя бы должен быть осведомлен о том, что он ест и чем кормит своих детей. Однако определить на вкус, цвет и глаз содержание ГМО в том или ином продукте невозможно.

«Недавно я покупала колбасу, на которой стояла отметка «не содержит ГМО». Но в ее состав входила соя, причем явно в большом количестве», — рассказала киевлянка Елена Васильевна. Что ж, возможно, при изготовлении этой колбасы производитель использовал украинскую сою, не содержащую ГМ-компоненты. Но также не исключено, что он просто наклеил маркировку «не содержит ГМО», ведь это очень выгодно — социологические опросы свидетельствуют, что восемь из десяти украинцев предпочитают продукты, не содержащие ГМО, даже если не знают, о чем идет речь.

В принципе риск продавца оправдан: вероятность того, что его засекут контролирующие органы, минимален (недостаточное финансирование и пассивная позиция наших потребителей не позволяют Обществу охраны прав потребителей производить лишние закупки), а вот повысить свои продажи можно. «На самом деле все это чистой воды пиар. Cейчас рынок сместился в низкий ценовой сегмент. Поэтому снимать ГМ-колбасу с продажи никто не станет. Да и кто ловить-то будет?» — усмехается директор компании «Модель В» Сергей Переверзов.

Эксперты советуют в случае сомнений относительно купленного продукта обратить внимание на его состав, и если в перечне будет указано много химических элементов, а также переработанная соя или растительный белок, этот продукт потенциально может содержать ГМО. А еще правильнее — обратиться в Общество охраны прав потребителей. Правда, до 2010 года производителям при первом нарушении всего лишь направляют предписание.

И было бы неплохо, если бы Украина переняла опыт Европы, где существует открытый сайт, посвященный ГМО. На нем любой европеец может ознакомиться со списком производителей, которые имеют право ставить маркировку «без ГМО», с перечнем всех сортов ГМ-растений, генетической раскладкой их состава и описанием лабораторных методов, которые могут его обнаружить. Европейцы уже привыкли бережно относиться к своему здоровью, а у нас Минздрав до сих пор не может составить список продуктов, которые необходимо исследовать на содержание ГМО.

ИНТЕРЕСНО

Клубника со вкусом банана

Благодаря генной инженерии стало возможно перенесение признаков одного организма, например вкуса, в другой. В 80-х годах прошлого века компания Monsanto (США) вырастила табак, неуязвимый для вредителей. Затем наступила очередь помидоров, а дальше — сои, риса, рапса и пр. Сегодня компания является одним из трех игроков, которые имеют патенты на более чем 90% всех ГМ-семян в мире. Ее конкурентами являются Syngenta (Швейцария) со своим подразделением «Сингента Сидс» (Франция) и «Байер КропСайенс» (Германия). Среди крупных компаний, производящих ГМО, следует назвать Du Pont и Advanta.

Украинцам Monsanto запомнилась картошкой, которую не едят жуки. В 1997 году этот продукт генной инженерии компания начала высаживать на экспериментальных полях в Волынской, Ровенской, Черкасской и Киевских областях. Через два года, в 1999 году, Monsanto получила одобрение Минздрава Украины, который выдал заключение, что картофель «Новый лист» не является опасным, поэтому его можно выращивать на полях и употреблять в пищу как людям, так и животным. Однако Министерство агропромышленной политики дало противоположное заключение, потому американской компании ничего не оставалось, как захоронить 1300 т картофеля на землях колхоза им. Шевченко в Черкасской области. По другой версии, картошка досталась фермерам, жившим неподалеку.

Примерно в то же время в мире появилось понятие «зона, свободная от ГМО». Тогда обеспокоенным политикам, ученым, общественным деятелям стало ясно, что создание таких зон является наиболее эффективным ответом на экспансию биотехнологических корпораций, стремящихся распространить ГМ-культуры по всему миру. Сегодня только в Европе более 230 регионов, более 4500 муниципалитетов, тысячи фермеров и компаний объявили себя свободными от ГМО. Пять стран — Австрия, Венесуэла, Греция, Польша и Швейцария — являются зонами, свободными от ГМО. Такие зоны созданы в 30 странах.

Всего в мире существует несколько десятков линий ГМ-культур: сои, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, риса, рапса, пшеницы, дыни, цикория, папайи, кабачков, хлопка, льна и люцерны. В 2006 году ГМ-культуры выращивали в 22 странах мира, в частности в Аргентине, Австралии, Канаде, Китае, Германии, Колумбии, Индии, Индонезии, Мексике, ЮАР, Испании, США.

Дарья Кутецкая; Weekly.ua

You may also like...