Парфюмерным «нелегалам» Украины объявили войну

Двенадцать парфюмерных компаний с мировым именем выиграли в суде дело против ввоза в Украину крупной партии подделок брендированной продукции. Этот прецедент может позитивно отразиться на дальнейшей практике защиты интеллектуальной собственности. Однако при этом наш рынок сохранит лидерство как поставщик фальсификата в Европу. 

72 тыс. флаконов импортной парфюмерии неизвестного производства после двухлетнего разбирательства были признаны контрафактным товаром (перемещающимся с нарушением прав интеллектуальной собственности), подлежащим конфискации и уничтожению. Движение данной партии товара было приостановлено по инициативе Государственной таможенной службы Украины. Решение, вынесенное в конце минувшего года Хозяйственным судом Киева по «ароматному» грузу, арестованному в Белгород-Днестровском еще в январе 2008 года, таможенники считают прецедентом для всех участников отечественного рынка парфюмерии.

На элитную парфюмерию приходится менее 10% (до кризиса — около $200 млн. в розничных ценах) от совокупного объема продаж продукции на парфюмерно-косметическом рынке Украины (более $3 млрд.). Крупнейшие официальные дистрибьюторы селектива — Hexagone, Seldico, BB, а также компании-производители, осуществляющие прямые поставки своей продукции в Украину (Chanel, L’Oreal, Estee Lauder). Как отметили в компании Hexagone, в 2009 году продажи элитной парфюмерии в количественном и долларовом выражении упали примерно на 30–40%. Продажи в гривне за счет повышения цен сохранились на докризисном уровне.

По информации Государственной таможенной службы Украины, в 2008 году объем легального импорта парфюмерии (духи и туалетная вода) УКТЗЕД 3303 составил $120 млн. За 11 месяцев 2009 года объем официального импорта данной продукции сократился до $69 млн.

Как рассказал начальник отдела защиты прав интеллектуальной собственности Государственной таможенной службы Украины Алексей Гащицкий, этот случай показателен промежуточными постановлениями первой и второй судебных инстанций. Одесские суды — районный и апелляционный — отказали в удовлетворении иска правообладателей торговых марок Parfums Givenchу, GA MODEFINE S А., Chanel SARL, LACOSTE, Kenzo Parfums, Gucciо Gucci SPA, Рarfums Сhristian Dior, Parfums NINA RICCI, Paco Rabanne Parfums, Carolina Herrera Ltd., Hugo Boss Trade Mark Management GmbH & Co. KG, Gianni Versace S.p.A. Их решения хотя и называли эту парфюмерию поддельной, имитирующей оригинальный товар, признавали ее ввоз вполне легальным на основании того, что получателем являлось физическое лицо.

При этом ни в одном из них не фигурировало количество груза. Решения выносились в пользу ответчика — частного предпринимателя Димовой А.А., утверждавшей, что товар будет использоваться исключительно для личных целей (по данным участников процесса, ответчица утверждала, что такое количество парфюмерии ей, мол, необходимо «для мойки гаражей»). Владельцам торговых марок удалось отстоять свою правоту лишь в столице.

Подсчитать размер ущерба, который мог быть нанесен производителям оригинальной продукции и их официальным дистрибьюторам в случае реализации этого товара, довольно сложно. Так, если проводить аналогию с настоящей продукцией этих марок, средняя розничная цена которой на сегодняшний день составляет 40–50 евро за флакон, то получается около 2,9 млн. евро. Но нужно учитывать, что подделки по цене оригинальной продукции встречаются крайне редко, как правило, они в два-три раза дешевле (а значит, размер ущерба как минимум составил 1 млн. евро). Основной же убыток от реализации контрафакта — это прежде всего удар по имиджу правообладателя.

Неудивительно, что именно контрафактную продукцию сегодня эксперты называют одной из главных опасностей для дальнейшего развития украинского рынка элитной (селективной) парфюмерии, к которой принято относить туалетную воду и духи стоимостью от одного евро за миллилитр. Присутствие контрафакта растет на глазах. По наблюдениям основателя компании Hexagone (эксклюзивного дистрибьютора ряда парфюмерных брендов) Шарбеля Канаана, если еще два года назад на рынке присутствовало много «параллельного» (так называемого «серого». — Ред.) импорта и немного фальсификата, то сейчас ситуация усугубилась — соотношение изменилось в сторону поддельной продукции.

В отношении количества подделок мнения экспертов расходятся: долю, приходящуюся на фальсификат и «серый» импорт, оценивают от 30 до 50% продаж парфюмерии. С началом кризиса большинство мелких торговых точек переориентировались исключительно на продажу фальсификата. «Изъятие таможней 72 тыс. флаконов контрафактной парфюмерии — это капля в море, это всего один контейнер груза. За год таких контейнеров в Украину приходит в десятки раз больше», — уверен Шарбель Канаан.

С одной стороны, активному развитию контрафактной парфюмерии способствует слабая структурированность отечественного рынка сбыта: примерно половина всех продаж духов и туалетной воды осуществляется не в специализированных магазинах, а на рынках, в супермаркетах и мелких розничных точках. Кроме того, огромным каналом продаж является неурегулированная интернет-торговля.

Юристы утверждают, что производство и реализация контрафактной продукции — сегодня наиболее безопасные виды теневой деятельности. По словам патентного поверенного, партнера юридической фирмы «Пахаренко и партнеры» Александра Пахаренко, не все суды рассматривают посягательство на интеллектуальную собственность как какое-либо нарушение, особенно это касается судов общей юрисдикции, где редко сталкиваются с такой практикой. «Понятие «контрафактная продукция» четко прописано в украинском законодательстве только в Таможенном кодексе. Причем эта норма закона действует всего пару лет», — поясняет он.

В уголовном законодательстве Украины такое понятие, как «контрафактная продукция», и вовсе отсутствует. При этом за нарушение прав интеллектуальной собственности законом предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы. «Однако такого максимального наказания в отечественной судебной практике еще не было. Максимум, чем заканчивается рассмотрение подобных дел, — конфискация товара и штрафы до 170 грн. Чаще к нарушителю применяется амнистия, редко — наказание в виде лишения свободы до двух лет», — отмечает Александр Пахаренко.

Кстати, как отмечает Шарбель Канаан, Украина является не только обширным рынком сбыта контрафактной парфюмерии, но и источником ее появления (производства) и даже экспорта. Международная торговая палата установила, что по поставкам поддельной парфюмерии на европейский рынок (19%) Украина уступает только Китаю (37%). И несмотря на строгость европейского законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (к примеру, во Франции уголовно наказуемым является не только продажа и производство контрафактной продукции, но и ее покупка), возможность реализовывать контрафактную продукцию в странах ЕС дает активное развитие и популярность такого канала продаж, как интернет-торговля.

Светлана Попель, КОММЕНТАРИИ

You may also like...