Кто сказал, что достоинство — обязательный атрибут украинского политика?

 Пытаясь сохранить кресло в парламенте, депутаты, командированные в исполнительную власть, идут на все более сомнительные ухищрения. Отчаянные и нелепые попытки совместителей сохранить запасной аэродром в Раде явно не соответствуют статусу этих политиков. Они выглядят попросту недостойно. Впрочем, кто сказал, что достоинство — обязательный атрибут украинского политика?

Карточка нардепов-совместителей становится самостоятельным субъектом украинской политики. После апрельского яично-шашечного скандала в парламенте тогдашний губернатор Тернопольской области и по совместительству нардеп-регионал Ярослав Сухой сделал заявление, покоряющее неожиданностью формулировок. «Вы меня обвинили в том, что я допустил предательство национальных интересов, — осторожно обратился он к депутатам областного совета, и тут же лишил их каких-либо логических аргументов, — это моя карточка допустила предательство национальных интересов».

В тот день аналогичное «предательство» допустила депутатская карточка губернатора Львовской области Василия Горбаля. Ни его, ни Ярослава Сухого во время голосования в парламенте, конечно, не было. Но активная политическая жизнь депутатских карточек едва не выбила из-под губернаторов кресла.

Местные облсоветы использовали голосование 27 апреля как повод выразить обоим совместителям недоверие. Для успеха «операции» не хватило лишь нескольких голосов. Сложи губернаторы депутатские полномочия, «предательских» оснований для потенциальной отставки удалось бы избежать. Однако нелепость ситуации в том, что как раз с помощью мандатов совместители пытаются обезопасить себя от вероятной безработицы.

Партия сказала «надо»

Верховная Рада ушла на каникулы, так и не решив судьбу нардепов-совместителей. А значит, как минимум до 7 сентября тринадцать чиновников, занимающих государственные должности, будут защищены мандатом народного доверия (подробнее о депутатах-совместителях в бизнесе — см. «ВД» № 41, 2009 г.). Еще задолго до парламентских каникул все они просрочили отведенный Конституцией 20-дневный срок на избавление от совместительства. И, кстати, сохранили финансовые привилегии законодателей.

По подсчетам «ВД», за восемь месяцев этого года государство потратит на содержание депутатов-совместителей более 2,6 млн грн. Это зарплата народных избранников, средства на осуществление депутатских полномочий, санаторно-курортное оздоровление и содержание помощников. Впрочем, мотивация в виде второй зарплаты — не главный мотив нарушителей Конституции. Основное опасение — потерять оба кресла в одночасье. Ведь должности в исполнительной власти предполагают личную ответственность за каждый промах.

На этом фоне работа в сессионном зале, где легко «затеряться» среди 450 себе подобных, имеет веские преимущества. Разница в комфорте отчетливо ощущается только после смены места работы, но интуитивно многие депутаты-совместители осознают ее еще до перехода. Некоторые из них и вовсе оказываются на новых креслах далеко не по собственной инициативе. Примерно так охарактеризовал попадание в Тернопольскую область ее недавний руководитель.

«Назначение было абсолютно неожиданным, тем более что до того я несколько раз отказывался от этой должности. Оно было сделано императивно, — вспоминает Ярослав Сухой, народный депутат от ПР. — Меня пригласил президент и сказал: «Я принял решение отправить тебя в Тернополь». Я поехал». Президенту, как справедливо подметила когда-то Анна Герман, у нас не отказывают.

Возглавив Тернопольскую область, г-н Сухой даже написал заявление о сложении депутатских полномочий, но регламентный комитет Верховной Рады предусмотрительно оставил его без рассмотрения… на два месяца. «Заявление о сложении депутатских полномочий я написал еще 16 апреля. Но оно, к счастью, не было рассмотрено». Ровно через два месяца, 16 июня, Сухой лишился губернаторского кресла. А неспешная работа регламентного комитета позволила ему спокойно вернуться в сессионный зал. За последние годы в Украине сложилась система блокирования сдачи депутатских мандатов в конституционные сроки. Ее ключевые звенья — депутаты-совместители, лидеры их фракций и регламентный комитет Верховной Рады.

Испытательный срок

Написав заявление о сложении депутатских полномочий, нардеп-совместитель может спокойно занимать два кресла несколько месяцев. Одного его заявления вполне достаточно, чтобы к народным избранникам, перешедшим в исполнительную власть, трудно было предъявить судебные претензии. «Регламент ный комитет может принять решение рекомендовать спикеру обратиться в суд, а тот, соответственно, может подать иск только в случае, если в течение 20 дней с момента назначения на новую должность народный депутат не написал заявление.

На практике многие депутаты-совместители пишут эти заявления, — поясняет юридические тонкости безопасного совместительства Сергей Власенко, нардеп от фракции БЮТ. — Так они формально выполняют свои конституционные обязанности, и претензий к ним быть не может. А дальше заявление народного депутата можно заблокировать двумя способами: либо в парламенте, либо в том органе, где он работает параллельно».

Со стороны такое блокирование может показаться абсурдным, но из-за пробелов в законодательстве к нему не придраться. «Если депутат отказывается от новой должности, лицо, его назначившее, может отказаться его уволить. Например, депутат назначен на должность замглавы Администрации президента.

Он пишет заявление на имя президента с просьбой уволить его с новой должности, а президент вправе решить не издавать соответствующий указ», — иллюстрирует юрист-бютовец. На практике народные избранники чаще пишут бумагу об отказе именно от депутатства. Поэтому активнее всего «блоки» депутатским заявлениям о сложении полномочий ставит регламентный комитет. Его руководитель, избранный от партии власти, отлично понимает желание депутатов обезопасить себя на случай внезапного увольнения из исполнительной власти.

«Как любому человеку, им нужен испытательный срок, небольшой период адаптации. И, по-моему, летний период для этого — самый подходящий», — пояснил покровительственное отношение к депутатам-совместителям Владимир Макеенко, председатель регламентного комитета. Более того, другой представитель комитета, нардеп-нунсовец Вячеслав Коваль, не так давно проговорился в прессе о негласных правилах в отношении совместителей. Верховная Рада изначально выделяет целых два месяца на то, чтобы определить, насколько устойчиво их новое кресло. По сути это минимальный период неприкасаемости совместителей, отведенный им не законом, а неформальными установками профильного комитета.

Дальше в ход идут мелкие хитрости. Первый заместитель главы комитета по регламенту, нардеп от БЮТ Сергей Сас, описал «ВД» странности, которые происходили в последнее время с рассмотрением вопроса о депутатах-совместителях. «Когда мы собирались рассматривать этот вопрос на комитете в начале июля, по неизвестным мне причинам председатель комитета куда-то исчез (Владимир Макеенко находился не в Киеве — прим. «ВД»).

На следующей неделе я снова поднял на заседании комитета этот вопрос. Но тогда выяснилось, что у нас нет розданных документов по тем или другим депутатам-совместителям. Поэтому его рассмотрение снова отложили». Тем временем руководство комитета настойчиво и безуспешно пытается вразумить нарушителей… письменными посланиями. «Всем депутатам уже направлены соответствующие письма о том, что они нарушают Конституцию и должны определиться, где они работают», — рассказывает о методах увещевания совместителей г-н Макеенко.

Циничная искренность

Необходимость в переписке возникла потому, что не все нардепы-совместители бросились писать заявления с просьбой уволить их с одного из мест работы. Перед уходом на парламентские каникулы в регламентный комитет поступило только два заявления о сложении депутатских полномочий — от Николая Злочевского (министр охраны окружающей природной среды) и Григория Ильяшова (председатель Службы внешней разведки). Эту информацию «ВД» подтвердили руководитель регламентного комитета и его первый заместитель.

Василий Горбаль утверждает, что написал заявление не в комитет ВР, а в ее секретариат. А глава «Укравтодора» Владимир Демишкан аргументировал промедление с отказом от депутатства отсутствием времени: «Некогда просто было». Между тем, 8 июля депутатская карточка главного дорожника страны проголосовала за секвестр бюджета-2010, в том числе сокращение на 1,8 млрд грн. расходов на… ремонт и строительство дорог национального значения. Правда, Демишкан утверждает, что к самому окончанию политического сезона все-таки решил отказаться от мандата.

Ну а один из рекордсменов-совместителей в рядах действующих чиновников, безусловно, Леонид Черновецкий. После победы на киевских выборах он полгода не решался сдать депутатский мандат фракции НУНС, заявляя, что его зарплата в мэрии составляет 1 грн. Такое наивное оправдание весьма популярно у совместителей. В прошлом году мэрский опыт перенял нардеп-нунсовец Геннадий Москаль. Возглавив по совместительству крымскую милицию, он заявил, что делает это «на общественных началах». О неоплачиваемости второй работы уже успел сообщить Николай Мельник, ректор Национальной академии государственной налоговой службы, в марте прошедший в парламент вместо одного из депутатов, отправившегося в исполнительную власть.

А наиболее экстравагантный способ затянуть совместительство некогда предложил Владимир Щербань. В 2002 году он во второй раз переехал из сессионного зала в кресло главы Сумской облгосадминистрации. Когда дело дошло до лишения мандата через суд, нардеп-губернатор подал любопытный законопроект. Им предлагалось… отсрочить действие законодательного запрета на любое совместительство для народных избранников.

Почему-то до 1 апреля 2004 года. Правда, аргументация свежей идеи ко Дню смеха выглядела несколько туманно — «в связи с потребностью реформирования политической системы общества». В итоге протолкнуть сомнительные поблажки губернатору-совместителю так и не удалось. А эта законодательная инициатива вошла в историю как единственный законопроект, поданный Владимиром Щербанем в парламенте IV созыва.

С тех пор в Украине постепенно сложилась система негласного покровительства депутатам-совместителям. Единственная позиция в исполнительной власти, совмещение которой с депутатством до недавних пор считалось недопустимым — член правительства. Тем более, по закону о Кабинете Министров народный депутат должен написать заявление о сложении мандата в тот же день, когда в парламент внесено представление о его назначении в правительство. Однако новый министр окружающей среды Николай Злочевский нарушил это «табу».

Скорее всего, он все-таки сложит мандат в сентябре. Большинство остальных совместителей попытается бесшумно уйти в политическую тень, пользуясь лояльностью лидеров. В условиях нехватки профессиональных кадров руководство провластной фракции не настроено им перечить. А ответственность за голосование в парламенте, если понадобится, можно возложить на депутатскую карточку. По крайней мере, с Тернопольским облсоветом получилось.

Алиса Юрченко, Власть денег

Читайте также: