Камасутра, как и было сказано. Пуританскую Индию сотрясает сексуальная революция

Индия казалась едва ли не колыбелью утонченной плотской любви, доказывающей, что в других странах «секс есть», да еще какой! И вряд ли кто-то мог представить, что страна, подарившая миру изощренное учение о тайнах страсти, на протяжении своей многовековой истории вступала в очень непростые отношения с запретной темой…


 
Вверху: современные проститутки –наследницы роскошных девадаси. Внизу:гомо-, би- и транссексуалы в Индии неподсудны с 2009 года
 
 
 
   
   
В храмах Каджурахо половые акты изображены с крайней изобретательностью. В реальности, кроме того, нужно думать и о предохранении  
   
   
В недавние времена парткомов и комсомольских собраний, на которых распекали неверных мужей или распущенную молодежь, одной из книг, жадно читаемой из-под полы, была «Камасутра». Плохие переводы, размноженные на пишущих машинках с высохшей лентой, пользовались бешеным спросом.
 
Индия казалась едва ли не колыбелью утонченной плотской любви, доказывающей, что в других странах «секс есть», да еще какой! И вряд ли кто-то мог представить, что страна, подарившая миру изощренное учение о тайнах страсти, на протяжении своей многовековой истории вступала в очень непростые отношения с запретной темой, то предаваясь безумным плотским утехам, то объявляя их смертным грехом.
 
В этой захватывающей схватке двух великих идеалов – аскетизма и наслаждения, шедшей с переменным успехом, сегодня побеждает последний. Одна шестая часть населения планеты оказалась на пороге второй после эпохи «Камасутры» сексуальной революции. Хотя все еще стесняется себе в этом признаться. 

Союз лингама и йони

 
Турист, побывавший в храмах Каджурахо, будет поражен обилием и откровенностью изображения сексуальных оргий и половых актов.
 
Эротические индийские скульптуры для непосвященных выглядят как некий вид порно. Однако на самом деле в них заложен философский смысл, постижение которого требует глубокого погружения в индийскую религию и культуру. Путешествуя по дорогам Индии, в храмах, в домашних алтарях, а то и просто у дороги можно часто встретить каменный столб лингама, соединенный с основанием в виде кольца или, скорее, скобы, символизирующей женское начало – йони.
 
Это изображение подразумевает космическую энергию, рождающуюся в союзе мужчины и женщины. 

Культ лингама в Индии очень распространен. Считается, что именно в момент слияния бога Шивы с его женской половиной энергия божества многократно усиливается. Описанию любовных приключений Шивы посвящено множество легенд. Индийцы говорят, что его семя, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Неудивительно, что к Шиве, к символизирующему его лингаму обращаются жаждущие потомства. Приходя в храмы Шивы, бездетные пары верят в то, что духовная энергия божества, неразрывно связанная с его животворящей силой, поможет им избавиться от бесплодия.

Порог храма – граница двух миров: обычного материального и священного, где течет иное время и уже иной уровень сознания. Переступив порог, замираешь на несколько минут, ожидая, пока глаза привыкнут к темноте после яркого дневного света (внутри храмы не имеют иного освещения, кроме скудных лучей солнца, проникающих через узкий вход). Постепенно в глубине храма начинают проступать очертания каменного изваяния. Это огромный, почти полутораметровый каменный лингам, украшенный цветами лотоса. В храме он занимает центральное место.

Сам храм символизирует тело божества. Пропорции постройки выдержаны в соответствии с высеченными на фундаменте чертежами и диаграммами. Они не только совершенны с эстетической точки зрения, но и предназначены для соотнесения всего здания с магической макрокосмической гармонией времени и пространства.
Никогда не бывает случайным и место для строительства храма.
 
По древним манускриптам, строить его нужно там, где любят пастись стада коров – священных в Индии животных. То есть в местах повышенной концентрации космической энергии.

С лингама взгляд переходит на стены, где изображены сексуальные игры божеств и раджей. Для туристов украшения храмов, лингамы, эротические скульптуры – это произведения искусства. Для индийцев – объекты поклонения. С ними нужно общаться, находиться в контакте, приносить дары, за ними нужно ухаживать, тогда они принесут счастье, сделают жизнь легче, помогут достичь высшей цели. Скульптуры, в том числе и эротические, нужно погладить или просто до них дотронуться, чтобы вступить в контакт с божеством.

В храмы приходят семьями. Здесь можно наблюдать, как отец семейства с трепетом прикасается к каменному изваянию обнаженной богини Кали – одной из многочисленных жен Шивы, как бы вбирая в себя ее благословение, затем руками проводит по своей одежде, лицам жены и детей, передавая им полученную энергию. Нужно ли удивляться, что скульптуры часто приходится реставрировать…

Как-то в Индии довелось услышать такую историю. В храме города Эллора одна из скульптур обнаженной богини пользовалась особой популярностью. На протяжении столетий желающие получить счастье прикасались к изображению самой интимной части ее тела. В результате образовалось огромное отверстие, которое пришлось зацементировать, поскольку такую деформацию скульптуры сочли непристойной. 

В объятьях девадаси


Помимо Шивы с его культом лингама в индийской традиции есть еще один бог, так сказать «непосредственно ответственный» за любовь. Это Кама – бог любви, имя которого дало название знаменитой «Камасутре» – своеобразному любовному кодексу. «Камасутра» сделала культуру половой любви в Индии предметом пристального изучения, достоянием жрецов специальных каст. Учение о трех ценностях – дхарма (духовно-религиозные), артха (материальные) и кама (любовно-чувственные) возводило культ Камы в высший ранг и придавало ему огромное социальное значение. Искусством любви, подробно изложенному в «Камасутре», должен был овладеть каждый индиец.

Главными носительницами практики «Камасутры» считались храмовые танцовщицы девадаси, в многочисленные обязанности которых входило сексуальное удовлетворение жрецов и паломников, плативших храму. Кое-где в индийской глубинке практика храмовой проституции существует до сих пор. Это считается не торговлей телом, а исполнением религиозного долга. Отправляя малолетних дочерей в индуистские храмы, представители низших каст тем самым делают подношение богам. После первой менструации обрученные с богом девушки, которых называют девадаси, начинают обслуживать мужчин из высших каст – каждого, кто пожелает. Посвящение в девадаси – это особый ритуал. 

Жрицы любви занимаются своим делом бесплатно. Причем сексуальная близость – единственная ситуация, когда представитель высшей касты имеет право дотронуться до неприкасаемой. Такой мужчина ни за что не воспользуется стаканом, из которого пила девадаси, но легко вступит с ней в половой контакт. 

Большинство девадаси живут прямо в храмах, однако есть и такие, которых берут в свой дом состоятельные односельчане. За символическую сумму можно получить эксклюзивное право на девадаси. Так случилось с Елламой Челамутту из деревушки Манви в южноиндийском штате Карнатака, которую в девятилетнем возрасте продали одному из деревенских богачей всего за четыре доллара. Правда, будущий владелец девадаси еще купил ей сари, а отцу – бутылку местной кокосовой самогонки. 

После того как девушка поселилась в его доме, мужчина ни разу не давал ей денег. Чтобы не умереть голодной смертью, ей пришлось просить милостыню и подрабатывать на каменоломне, таская на голове куски гранита (использование женщин на тяжелых работах – повсеместная практика в Индии). Сейчас Елламе около 40 лет, однако выглядит она гораздо старше. Жизнь кажется ей сплошным кошмаром, однако ничего изменить она не может. Еллама не имеет права даже снять с шеи те самые красные бусы, которые носит с детства. Это символ связи с богом.

Искоренить храмовую проституцию в Индии пытались еще колонизаторы-англичане. Ничего не получилось. Сегодня храмовая проституция официально запрещена, и правительство прилагает усилия, чтобы покончить с традицией девадаси. Однако успешными эти усилия не назовешь. Пока удалось только прекратить открытую храмовую церемонию посвящения. Отныне такие церемонии проводятся тайно. Тем не менее, ряды служительниц бога по-прежнему ежегодно пополняют около 15 тысяч индийских девочек.

Чтобы представить, как выглядели классические девадаси, достаточно посмотреть на большеглазых пышногрудых красавиц, танцующих и поющих в современных индийских фильмах. Считается, что их внешность стилизована под девадаси прошлых веков. Красота, ум, утонченность девадаси, владевших многими искусствами, не позволяли относиться к ним как к заурядным проституткам. Профессия девадаси была престижной и передавалась из поколения в поколение – дочери, подрастая, следовали по стопам матерей. В этом своем наивысшем выражении, как и в обычных формах, искусство любви в Индии никогда не рассматривалось лишь как удовлетворение инстинкта. Оно помогало человеку преодолеть одиночество, выйти за пределы собственного эго и ощутить себя в гармонии с окружающим миром. 

Только боги могут принимать обличье то мужчины, то женщины, олицетворяя в себе единство двух начал. А простой смертный, мужчина или женщина, рождается и умирает в одиночку. Между людьми лежит пропасть, и стремление ее преодолеть вполне естественно. Сделать это, в представлении индусов, можно только с помощью любви. Любовь, слияние двух начал, и есть прорыв к истинному существованию. Все религии Индии в той или иной форме содержат в себе идею о мужском и женском началах, соединение которых означает созидание. Индийцы верят, что именно это соединение породило Вселенную. Человек же стремится восстановить утраченное единство с космосом с помощью религии, йоги, ритуального секса.

Секс в мечтах


Индия – страна великих парадоксов. А индуизм – религия, которая вбирает в себя внешне несовместимые, взаимоисключающие вещи, позволяя им каким-то образом между собой уживаться. Казалось, появление две тысячи лет назад столь изощренной эротики, освященной религией, должно было сделать современных индийцев обществом удивительной сексуальной свободы и раскрепощения. Однако все получается наоборот. Вот уже много веков подряд Индия остается страной строгой морали. Сексуальное поведение человека здесь ограничивается многочисленными табу.
 
В это трудно поверить, но люди, приходящие в храмы Каджурахо, Конарака и Эллоры, в повседневной жизни не говорят о любви и панически боятся любых проявлений сексуальности. Согласно британскому атласу «Сексуальное поведение человечества», 76 процентов индийских новобрачных не занимаются сексом в первую брачную ночь.
 
Порой проходит не один месяц, прежде чем супруги преодолевают отчужденность и привыкают друг к другу. Как замечает не без сарказма известный индийский писатель Кхушвант Сингх, «у индийских мужчин секса больше в мечтах, чем в чреслах». Любопытная деталь – в современных индийских языках отсутствуют слова, описывающие амурную сторону человеческих взаимоотношений – к примеру, ни в одном из них вы не найдете слов «ухаживание» или «адюльтер».

Царящие в обществе нравы лучше всего отражает индийское кино. Ежегодно в стране снимается огромное количество фильмов о любви. Никаких откровенных сцен – в решающий момент объяснения героев камера стыдливо уходит в сторону, переходя на небо, птичек, бабочек, пчел, зарывающихся в цветке, и тому подобное.

Как же могло получиться, что нация, подарившая миру «Камасутру», в области сексуальных отношений оказалась одной из самых зажатых в мире?

Над этим вопросом сегодня ломают голову многие социологи, психологи, культурологи. Между страной «Камасутры» и Каджурахо и современной Индией лежит несколько столетий сексуального «смутного времени», когда аскетизм, добродетель и практическая выгода полностью вытеснили из жизни идеалы чувственных наслаждений. В многовековой борьбе за душу индийца упоминавшиеся выше «дхарма» и «артха» повергли бога Каму, заставив его ретироваться бегством.

Однако изгнанный из повседневной жизни бог Кама не собирался уходить навсегда. Он просто терпеливо ждал того момента, когда сможет вернуться. И на излете второго тысячелетия этот момент наступил. Возвращаясь, Кама словно решил отомстить индийцам за столетия своих унижений. Раскрепощение подавленной сексуальности сплошь и рядом стало оборачиваться социальными конфликтами и трагедиями. Вторая сексуальная революция потребовала жертв.

Кама вновь ликует


Для портного Суреша Кумара из индийского города Мадурай, совершившего самосожжение в двух шагах от знаменитого храма богини Минакши и тем самым прославившегося на всю страну, красота стала силой, способной не спасти, а разрушить мир. Впрочем, не для него одного. Именно так несколько лет назад восприняли конкурс «Мисс мира-96», 
впервые в истории проводившийся в Индии, тысячи других его сограждан.
 
Пока красавицы из 89 стран паковали чемоданы, с трепетом ожидая встречи со «страной Камасутры», в Индии стихийно возникло движение «Форум противников «Мисс мира». В нем объединились силы, которые, казалось бы, никогда не смогут найти общий язык – индусские фундаменталисты, мусульманские радикалы, коммунисты, женские и молодежные организации.

Несколько дней, предшествовавших конкурсу, страна прожила как в лихорадке. Активистки одной из женских организаций создали «эскадрон смертниц» и пригрозили, что вслед за Сурешом Кумаром устроят коллективные акты самосожжения, если мировые красавицы приедут в Индию и на виду у миллиардной страны начнут дефилировать на подиуме в купальниках. В ряде городов начались сидячие студенческие забастовки под лозунгом «Долой Мисс мира!».

 Скандал вокруг конкурса «Мисс мира» стал не единичным случаем драм и трагедий, разворачивающихся в Индии, которая пытается вступить в эпоху сексуального Возрождения, переосмысливая ценности древней эротики. Не так давно настоящий взрыв в обществе вызвал фильм «Файер» о двух одиноких домохозяйках, разочаровавшихся в своих мужьях и оказавшихся в объятьях друг друга.
 
После того, как индусские фанатики разгромили и сожгли несколько кинотеатров, где показывали индийских лесбиянок, демонстрацию фильма пришлось прекратить. Погромы регулярно случаются и в день Святого Валентина. Активисты праворадикальной организации «Шивсена» крушат магазины, торгующие «валентинками», и избивают счастливых обладателей «сердечек».

Первые ласточки грядущей сексуальной революции – браки по любви, а не по родительскому расчету – также порой заканчиваются трагически. Не так давно при таинственных обстоятельствах умерла дочь активистки женской организации из штата Пенджаб Биби Джагир Каур. Молодая женщина, вышедшая замуж вопреки воле матери, вернулась домой, чтобы родить ребенка, и через несколько дней скончалась в страшных мучениях. Следствие заподозрило в убийстве властную мать, выступавшую против брака дочери.

Нередки случаи, когда обезумевшие от любви юноши убивают своих возлюбленных. Недавно всю Индию потрясло убийство студентки университета города Пуны Ниты Хендре, совершенное ее сверстником Сатишем Бавбанде. После этой трагедии ректору университета Пуны пришлось издать распоряжение, запрещающее на всей территории студенческого городка «осуществлять поцелуи и держания за руку».

…Все это обнаруживает один из парадоксов развития современной Индии. Благодаря стремительному экономическому росту, урбанизации и глобализации информационного пространства страна в самом деле оказалась на пороге второй после эпохи «Камасутры» сексуальной революции. Сексопатологи в Дели, Бомбее и других крупных городах, еще недавно сидевшие без дела, свидетельствуют о небывалом наплыве пациентов.
 
Один из наиболее известных, доктор Пракаш Котхари, рассказывает, что 15 лет назад к нему на прием ежедневно приходили 4-5 человек – причем только мужчины. Сегодня ежедневное число пациентов порой достигает 100, причем большинство посетителей – женщины, которые еще совсем недавно боялись произнести слово «оргазм» или не вполне понимали, что это такое. О своих проблемах они говорят вполне откровенно: «Доктор, мой муж меня не удовлетворяет», «Доктор, я устала от монотонности в сексе, научите, как сделать сексуальную жизнь разнообразной».

Над всем этим незримо витает торжествующий бог Кама. Его стрела, летевшая столько веков, похоже, попала в цель. 
 
Автор: Сергей Строкань, Совершенно секретно

You may also like...