Красный барон: рассекреченная порция документов МИ-5 вызвала сенсацию в Великобритании

Очередная рассекреченная порция документов британской контрразведки МИ-5 вызвала сенсацию в Великобритании. Выяснилось, что один из крупнейших телевизионных магнатов страны, барон Сидни Бернстайн, был тайным коммунистом и осведомителем советской разведки.

На фото влиятельный и могущественный Сидни Бернстайн: магнат, барон, шпион
Фото: Rex Features/Fotobank.com

Из опубликованного досье МИ-5 явствует, что в 30-е годы восходящая звезда британского телевидения находился под пристальным наблюдением спецслужбы. В 1934 году Бернстайн возглавил одну из крупнейших британских телекомпаний, Granada TV, которая снабжала программами BBC и другие медийные компании. Кроме того, Бернстайн активно занимался производством фильмов, ему принадлежала и обширная кинопрокатная сеть Odeon.

Обладая таким мощным пропагандистским ресурсом, Сидни Бернстайн использовал его для скрытой коммунистической и советской пропаганды. Согласно документам МИ-5, он поддерживал тесную связь с работавшими в Лондоне под дипломатическим прикрытием советскими разведчиками. В частности, Бернстайн поставлял им информацию о британских журналистах, отбывавших на работу в Советский Союз. Советская разведка через него стремилась получить информацию о британских гражданах, работавших в Москве на предмет их возможной вербовки.

В одном из документов из досье Бернстайна говорится: «Сидни Бернстайн, как сейчас установлено, — активный тайный коммунист… Он всегда занимался цензурой новостных фильмов в своих кинотеатрах, вырезая благоприятные для фашистов кадры и отдавая преимущество материалам о советской России». В документе от ноября 1938 года отмечается: «Бернстайн наводит справки о благонадежности журналистов, собирающихся в Россию и подавших прошения на получение визы».

Среди обличающих телемагната материалов — отчеты контрразведки за 1936 год о спонсировании им информационного агентства Отто Каца, первого мужа Марлен Дитрих и активного коммунистического агитатора, вербовавшего голливудских звезд и собиравшего пожертвования в пользу Коммунистического фронта и прокоммунистической Антинацистской лиги. Тем не менее в 1940 году Бернстайн был приглашен занять пост советника по киноискусству британского Министерства информации, и лишь высказанные им политические взгляды повлияли на отмену этого решения.

Бернстайн никогда не был репрессирован, его телевизионный и другой бизнес процветали. Более того, в 1969 году королева Великобритании даровала ему титул барона, не подозревая о его шпионаже и коммунистических симпатиях. Правда, в 1939 году после заключения пакта Молотова — Риббентропа Бернстайн заявил, что отказывается от поддержки СССР и левых убеждений, однако в документе МИ-5 по этому поводу говорится: «Было бы неразумным принимать это заявление за изменение его взглядов».

Барон Бернстайн скончался в 1993 году в возрасте 94 лет, окруженный почетом, богатством и славой выдающегося деятеля британского телевидения. Чем же объясняется бескорыстное сотрудничество с советской разведкой этого миллионера и крупного британского предпринимателя? С этим вопросом «Огонек» обратился к известному историку спецслужб, автору книг о деятельности советской разведки за рубежом Борису Володарскому.

— В Великобритании с начала 20-х годов и до конца Второй мировой войны существовала значительная прослойка среднего класса и высших слоев, которая симпатизировала Советскому Союзу. Это объясняет, почему у советской разведки в Лондоне было такое количество агентов. Их число отнюдь не ограничивалось пятью «кембриджскими героями» — Кимом Филби, Берджесом и другими. На самом деле у ОГПУ-НКВД-КГБ в Британии было тогда не менее 250 агентов.

Очень многие англичане сотрудничали в то время с советской разведкой. Можно назвать Айвора Монтегю — известного кинорежиссера-документалиста из аристократической семьи. Что касается Сидни Бернстайна, то, судя по его досье в МИ-5, он активно сотрудничал с коммунистами и советским посольством. Упоминается, в частности, его приятель, агент Коминтерна Отто Кац, руководивший информационным агентством «Аланс-пресс», финансировавшимся Коминтерном и республиканским правительством Испании. В Англии во время гражданской войны в Испании многие сочувствовали ее прокоммунистическому правительству и помогали советским спецслужбам.

Одна из важных причин, по которой многие британские либеральные интеллектуалы, а не только коммунисты, сотрудничали с советскими спецслужбами, была исходившая из Германии начиная с 1933 года угроза фашизма. Это был один из самых важных мотивов шпионажа в пользу СССР. Даже кембриджскую пятерку вербовали не в советскую разведку, а в «антифашистскую организацию Коминтерна». Например, Филби только через много месяцев узнал, что работает на НКВД. Главный советский вербовщик доктор Арнольд Дойч представлялся этим людям как представитель антифашистской организации Коминтерна в Европе. Кстати, среди этих людей было немало евреев, которые остро реагировали на антиеврейскую политику нацистов, видя в СССР их главного противника.

Тот же самый Бернстайн, общаясь с советскими разведчиками, не подозревал сначала, с кем имел дело. Он работал с Григорием Графпеном и Анатолием Горским в советском посольстве, которых считал советскими дипломатами. Кстати, владелец сети кинотеатров Odeon в Британии, которую впоследствии унаследовал Бернстайн, был дядя того самого советского вербовщика Арнольда Дойча.

— Вызывает удивление, что, зная о прокоммунистической деятельности Сидни Бернстайна и внимательно следя за его шпионской активностью, британская контрразведка не только его не арестовала, но впоследствии королева даровала ему титул барона. Чем объясняется это прекраснодушие?

— Таких людей, как Бернстайн, в Англии называли криптокоммунистами — подпольными коммунистами, хотя компартия в Британии никогда не была нелегальной, запрещенной организацией. Сейчас трудно представить, сколько таких людей было в Британии в период между двумя войнами. В британском национальном архиве я обнаружил сотни рассекреченных досье, которые МИ-5 завела на этих людей. Это были многотомные досье с огромным количеством наблюдений и фактов. Например, досье Эдит Тюдор-Харт, которая была реальным советским шпионом по кличке Эдит.

Она вербовала среди прочих и Филби, и Берджеса, и Брода, который в дальнейшем поставлял советской разведке атомные секреты и о котором до совсем недавнего времени ничего не было известно. В МИ-5 на Брода и Эдит Тюдор-Харт были громадные досье, но никого не арестовывали. Многие из этих людей впоследствии сделали государственную карьеру, кое-кто получил титул лорда. Либеральная демократия, царившая в Британии, очень толерантно к ним относилась. Даже те из них, кто был явно задействован в операциях советской разведки, оставались на свободе.

Надо сказать, что в то время британская контрразведка была очень малочисленной организацией. В 1929 году в МИ-5 насчитывалось всего 13 сотрудников, к началу Второй мировой войны в июле 1939 года — 36 человек, а с учетом технического персонала — 133; у нее был очень небольшой бюджет. В то время в Британии опасались не столько советского шпионажа (под которым тогда понимали кражу военных технических секретов), сколько коммунистической пропаганды, которая могла разлагающе влиять на армию.

Тем не менее британская контрразведка всегда считалась и считается одной из самых компетентных, если не самой компетентной, в мире. И хотя в ее работе главный упор делался на противодействии коммунистическим подрывным действиям, время от времени она все же арестовывала иностранных агентов. Достаточно вспомнить рейд полиции на советское торговое представительство АРКОС в 1927 году, после которого были прерваны дипломатические отношения с СССР.

Была арестована вся группа агентов в Вулвичском арсенале, которая передавала военные секреты советской разведке. Трое ее членов — Альберт Уильямс, Джордж Хумак и Перси Глэдинг — получили тюремные сроки, правда, небольшие — три-четыре года. Этому предшествовала долгая слежка и внедрение в эту группу агента МИ-5 Ольги Грей, которая согласилась выступить свидетелем в суде. Только имея на руках неопровержимые документальные доказательства или свидетельские показания, МИ-5 решалась на арест.

Взять, к примеру, Мелиту Норвуд, удостоенную ордена боевого «Красного знамени» за шпионаж в пользу СССР. За ней следили с 1932 года, и она благополучно дожила до очень преклонного возраста и умерла в своей постели в 2005 году. Резидент советской разведки в Британии до 1937 года Теодор Малый, о котором все было известно МИ-5, не арестовывался. Кстати, и сейчас по сути дела эта политика продолжается.

Нужны очень серьезные доказательства для судебной перспективы, иначе, если не последует судебного приговора, это станет колоссальным ударом по репутации контрразведки. Абсолютно независимый британский суд никогда не пойдет на поводу у спецслужбы, если посчитает доказательства неубедительными.

— Вы упомянули, что Британия была наводнена советскими агентами между двумя войнами. А были ли в это время у Соединенного Королевства свои агенты в СССР?

— Я очень серьезно занимался этим вопросом и перелопатил очень большой объем информации, в том числе конфиденциальной. По моим разысканиям, у МИ-6 в Москве в то время был лишь один человек — сотрудник советского МИДа, который был через некоторое время арестован. У Британской разведки никого не было в Советском Союзе, и надо сказать, что он ее не интересовал как объект шпионажа,— СССР не считался потенциальным противником в войне. Центральным объектом была Германия. Против СССР британские спецслужбы стали работать главным образом после 1945 года.

Советская разведка всегда находила в Британии людей, готовых работать на Москву либо из-за денег, либо по убеждениям. Вот восемь самых успешных шпионов, каждый из которых в свое время был настоящим кошмаром для британских спецслужб.

Эрнест Холлоуэй Олдхем
Шифровальщик Управления связи Министерства иностранных дел Великобритании. Был завербован в 1929 году, передал в ОГПУ английский дипломатический шифр. В 1933 году Олдхем, опасаясь разоблачения, совершил самоубийство.

Ким Филби
Настоящее имя — Гарольд Адриан Рассел. Один из высокопоставленных руководителей британской разведки MI-6, он был убежденным коммунистом и сотрудничал с 1933 года с ОГПУ. Был руководителем шпионской сети, известной как «Кембриджская пятерка». После провала «пятерки» он в 1963 году был нелегально переправлен в СССР.

Дональд Маклин
Шотландский аристократ, коммунист и участник «Кембриджской пятерки». Работая в министерстве иностранных дел, передавал Москве секретные документы. Попав «под колпак» британской контрразведки, бежал в СССР. Жил в Москве, работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (умер в 1983 году).

Гай Берджесс
Сын вице-адмирала королевского флота, участник «Кембриджской пятерки» и член компартии. В годы Второй мировой войны работал на британскую разведку, руководил отделом экономической борьбы с Германией и снабжал НКВД секретной перепиской. В 1951 году под угрозой ареста эвакуирован в СССР, жил в Куйбышеве (умер в 1963 году).

Антони Фредерик Блант
Аристократ, родственник королевы Елизаветы II и участник «Кембриджской пятерки». В годы Второй мировой войны был советником короля Георга VI. Поставлял лично Сталину политическую информацию о настроениях в Лондоне. Был разоблачен в 1965 году, но во избежание скандала Блант не подвергался преследованиям.

Джон Кернкросс 
Участник «Кембриджской пятерки». Личный секретарь лорда Хэнки (в правительстве Черчилля лорд курировал работу спецслужб) поставлял в Москву секретную информацию — в том числе и доклад о первых попытках создания в США ядерного оружия. В 1964 году был разоблачен, но в обмен на иммунитет от суда согласился рассказать о сотрудничестве с КГБ. Именно из его рассказа мир и узнал о существовании «пятерки». Умер в 1995 году.

Джек Джонс
Глава Международного комитета Британского конгресса тред-юнионов и один из наиболее влиятельных людей в британской политике. В начале 30-х был членом компартии Великобритании, а завербован советской разведкой, которой он поставлял политическую информацию.

Джордж Блейк
Офицер британской разведки, работал в Берлине и передавал в Москву секретную информацию об агентах MI-6 (в частности, именно Блейк сообщил о тоннеле ЦРУ между Западным и Восточным Берлином). В 1959 году Блейк был изобличен и приговорен к 42 годам заключения. Через пять лет сбежал из тюрьмы, был тайно эвакуирован в Москву, где, по слухам, живет и по сей день.

Наталья Голицына, Лондон. Журнал «Огонёк»

You may also like...