Как убийство в Боснии в 1914 году изменило карту Европы

Это убийство произошло в столице Боснии Сараево. Жертва — наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд. Его трагическая смерть стала поводом для начала Первой мировой войны, которую некоторые силы давно хотели развязать. За что убили Франца Фердинанда и кто и почему жаждал войны?

Почему именно Франц Фердинанд?

Славяне, проживающие в Боснии и Герцеговине, затаили ненависть на Австро-Венгрию с 1878 года, когда она захватила эти страны. Там появлялись объединения, желающие расквитаться за оккупацию. Как именно? Радикальная студенческая группировка «Млада Босна» решила убить наследника австро-венгерского престола во время его визита в Боснию. Эрцгерцог Франц Фердинанд, который должен был царствовать под именем Франца II, «провинился» тем, что был заметной фигурой во вражеской для славян Австро-Венгрии, поэтому и было принято решение устранить его.

Ошибка Франца Фердинанда — визит в Сараево

28 июня 1914 года наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд вместе с женой Софи поездом прибыл в столицу Боснии Сараево. У властей была информация от спецслужб о том, что на эрцгерцога готовится покушение. Поэтому Францу Фердинанду предлагали изменить программу визита, но она осталась неизменной. Даже полицейские караулы не были усилены.

Как произошло убийство

В Сараево в это же время прибыл один из активных членов студенческой группировки «Млада Босна» студент Гаврило Принцип с соратниками. Цель визита, исходя из сказанного выше, понятна.

бийство Франца Фердинанда послужило поводом к войне Фото с сайта eldib.wordpress.com

Убийство Франца Фердинанда послужило поводом к войне. Фото с сайта eldib.wordpress.com

Во время проезда кортежа эрцгерцога по городу была предпринята первая попытка покушения. Однако брошенная заговорщиком бомба не достигла цели и лишь ранила одного из сопровождающих и нескольких зевак. После посещения ратуши Франц Фердинанд решил заехать к пострадавшим в госпиталь, несмотря на то что для этого требовалось вновь пересечь почти весь город. Во время проезда кортеж свернул в один из переулков и застрял в нем.

Что было дальше, сам Принцип рассказывал на суде. Убийца сказал, что узнал о пути следования эрцгерцога из газет и поджидал его возле одного из мостов. Когда машина наследника оказалась в непосредственной близости, Гаврило сделал несколько шагов и дважды выстрелил в наследника и его супругу. Оба были убиты на месте.

Суд и приговор

Министерство юстиции Австро-Венгрии обошлось с террористом достаточно корректно. Несмотря на то, что дата его рождения не была установлена точно, Принципа судили как несовершеннолетнего и приговорили к двадцатилетнему тюремному сроку. Через четыре года он Гаврило умер в заключении от туберкулеза, не дожив лишь нескольких месяцев до распада Австро-Венгрии. После окончания Первой мировой войны Принцип был объявлен в Югославии национальным героем. Даже сегодня в Белграде есть улица, которая носит его имя.

Гибель наследника престола Австро-Венгрии послужила искрой, из которой разгорелось пламя

Правительство Австро-Венгрии понимало, что убийц Франца Фердинанда поддерживали сербская армия и официальные власти. Хотя прямых доказательств тому не нашлось, Австро-Венгрия решила, что на неспокойных Балканах надо навести порядок и принять радикальные меры против Сербии (под ее протекторатом находились автономные Босния и Герцеговина).

Но встал вопрос: какие именно меры нужно принять? У оскорбленной Австро-Венгрии были варианты. К примеру, она могла оказать давление на Сербию и просто расследовать покушение, а затем потребовать выдачи тех, кто стоял за ним. Но был и другой вариант — военные действия. Несколько дней в Вене колебались, как следует действовать. Правительство стремилось учесть позицию других европейских государств.

Европейские политики были против войны

Крупные европейские политики были полны надежды решить конфликты мирно, оговаривая друг с другом все свои действия. Эффективность такого подхода была подтверждена ходом двух балканских войн, когда даже совсем небольшие государства согласовывали свои шаги с гегемонами, стремясь не допустить эскалации конфликта.

Австро-Венгрия консультировалась с Германией, которая до убийства Франца Фердинанда была против военных действий в Сербии

Сегодня доказан факт, что были проведены консультации с немцами. Уже тогда в Германии понимали, что нападение Австро-Венгрии на Сербию приведет к общеевропейской войне. Глава немецкого МИДа Артур Циммерман сообщил, что «в случае если Вена вступит в вооруженный конфликт с Сербией, это с вероятностью 90% вызовет войну во всей Европе». Австрийские политики тоже понимали это, поэтому не решились сразу же на вооруженный конфликт.

Годом ранее, в феврале 1913 года, немецкий канцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег поделился своими опасениями с министром иностранных дел Австро-Венгрии, что в случае решительных действий против Сербии за последнюю обязательно вступится Россия. «Для царского правительства будет совершенно невозможно, — писал в 1913 году и неоднократно повторил свою мысль в более поздних «Размышлениях о мировой войне« канцлер, — проводить политику невмешательства, так как это приведет к взрыву общественного негодования».

Когда в октябре 1912 года европейская дипломатия была поглощена войной на Балканах, кайзер Вильгельм II написал, что «Германия должна будет сразиться с тремя сильнейшими государствами за свое существование. В этой войне на карту будет поставлено все. Усилия же Вены и Берлина, — добавил Вильгельм II, — должны быть направлены на то, чтобы этого ни в коем случае не произошло».

В отличие от политиков немецкие и австрийские военные и до убийства наследника австро-венгерского престола были за войну

Военные Германии и Австро-Венгрии также прекрасно понимали, что конфликт с Сербией с необходимостью приведет к общеевропейской резне. В 1909 году глава германского Генштаба Гельмут Мольтке и его австрийский коллега Конрад фон Гетцендорф пришли в своей переписке к выводу, что вступление России в войну на стороне Сербии будет неизбежно. Вне всякого сомнения, царя поддержит Франция и другие союзники. Таким образом, сценарий, реализовавшийся в Европе пять лет спустя, для военных также не был секретом.

Тем не менее, австрийские и немецкие военачальники хотели воевать. Глава австрийского Генштаба Гетцендорф все время говорил о необходимости «превентивной войны» против Британии, Франции и России, которая укрепила бы мощь Австро-Венгрии.

Только в 1913-1914 годы его требования были отвергнуты минимум 25 раз! В марте 1914 года Гетцендорф обсуждал с немецким послом в Вене, как поскорее начать военные действия под каким-нибудь благовидным предлогом. Но планам начальника австрийского Генштаба противились прежде всего кайзер Вильгельм II и Франц Фердинанд. После убийства последнего Гетцендорфу оставалось лишь переубедить германского кайзера.

Начальник германского Генштаба Мольтке тоже был сторонником «превентивной войны». Мольтке, которого современники считали сомневающимся и поддающимся влиянию человеком, не был одинок в своих устремлениях. Через несколько дней после убийства Франца Фердинанда в Сараево заместитель Мольтке генерал-лейтенант Георг Вальдерзее выступил с заявлением, что Германия считает войну «очень желательной».

После гибели Франца Фердинанда и политики поддержали военных. Началась война

Инцидент в Сараево разом решил все противоречия: противник войны Франц Фердинанд был убит, а выступавший ранее за мир Вильгельм II, пришел в ярость от случившегося и поддержал позицию военных.

На дипломатической корреспонденции раздраженный кайзер несколько раз собственноручно писал: «нужно покончить с Сербией как можно скорее». Все это вылилось в знаменитое письмо Вильгельма II австрийскому руководству, где он обещал полную поддержку Германии, если Австро-Венгрия решит вступить в войну с Сербией.

Это письмо отменяло его же предписания 1912 года (речь о них шла выше), в которых говорилось, что Германии следует всеми силами избегать войны в Европе. 31 июля 1914 года Вильгельм II, буквально через несколько дней после публикации Австро-Венгерского ультиматума Сербии, подписал указ, по которому Германия вступала в Первую мировую войну. Ее последствия сегодня всем известны.

Автор: Александр Московкин, ПРАВО

You may also like...