Человек уже лишний

По части наукоемкости и затратности военная авиация уступает только флоту. Напичканные электроникой боевые самолеты стоят десятки миллионов долларов. При этом афганский крестьянин со «Стингером» или сербский пэвэошник с советской ракетной установкой вполне успешно уничтожали дорогостоящие плоды авиаконструкторской мысли противника.

 Больших денег стоит и подготовка военного летчика, который не выдерживает чрезмерных перегрузок, не может работать без громоздкой системы жизнеобеспечения, особенно на больших высотах, и которому требуются сложные системы катапультирования. Между тем многие операции, например ведение тактической разведки, вполне могут быть выполнены без участия пилота, лишь бы техника позволяла. И такая техника появилась — это беспилотные летательные аппараты (БПЛА), за рубежом за ними закрепилось название «дрон», что в переводе с английского означает «трутень».

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

Мировые державы планомерно оснащают свои вооруженные силы беспилотными летательными аппаратами. Согласно последнему докладу конгресса, военная авиация США состоит из них уже на треть.

Бомба с крыльями

Первый в мире беспилотник разработал американец Чарлз Кеттеринг еще в 1918 году, то есть через пятнадцать лет после того, как в небо поднялся самолет братьев Райт. Но тогда, в эпоху фанерных бипланов и громоздких фотокамер, о разведывательном применении нового летательного аппарата речи не шло. «Воздушная торпеда» Кеттеринга представляла собой 80-килограммовую бомбу с крыльями, поршневым двигателем, гироскопом и альтиметром.

Задача ее была проста: пролететь заранее заданное расстояние до неприятельских позиций и сбросить крылья, чтобы бомба, лишившаяся несущих плоскостей, упала на врага. Испытания «воздушной торпеды» успешно завершились в 1918 году, но с окончанием Первой мировой войны потребность в ней отпала, и она не была запущена в серийное производство.

В СССР в 1930–1940-е годы несколько подобных аппаратов — торпед-планеров — сконструировал инженер Василий Никитин, но дальше прототипов дело не пошло.

В Великобритании в 1933 году был испытан радиоуправляемый дрон Queen Bee, созданный на основе стандартного биплана. Его предполагали использовать в качестве отвлекающей летающей мишени. С 1934 по 1943 год для британской армии было произведено более 400 таких машин, однако в боевых действиях их так ни разу и не применили.

Первым дроном, задействованным в боевых операциях, стала крылатая бомба «Фау-1» — «оружие возмездия» вермахта, предшественница нынешних межконтинентальных баллистических ракет. Во время Второй мировой тысячи этих беспилотников с реактивными двигателями, несших по 850 кг аммотола, обрушивались на британскую столицу, а потом и на бельгийские Антверпен и Льеж. «Фау-1» унесли жизни нескольких тысяч человек, однако в стратегическом отношении успех этой беспилотной программы оказался скромным.

После войны с развитием реактивной артиллерии и ракетных войск интерес к беспилотным «летающим торпедам» быстро сошел на нет. Зато с 1950-х годов стало развиваться другое направление — беспилотники для ведения воздушной разведки, корректировки огня, постановки радиоэлектронных помех и целеуказания для ударных групп штурмовиков и ракет. Эти задачи остаются главными и по сей день.

Немецкое оружие возмездия «Фау-1», разработанное в 1930-е годы, было крылатой ракетой. Успех этого проекта оказался неполным: цели достигали не все снаряды. На снимке: канадские солдаты расположились на бомбе, не долетевшей до Британии. 1944 год

Немецкое оружие возмездия «Фау-1», разработанное в 1930-е годы, было крылатой ракетой. Успех этого проекта оказался неполным: цели достигали не все снаряды. На снимке: канадские солдаты расположились на бомбе, не долетевшей до Британии. 1944 год

Американский минидрон Aerosonde стал первым беспилотным летательным аппаратом, пересекшим Атлантический океан. В августе 1998 года он перелетел из Канады в Шотландию. На это ему понадобилось 26 часов 45 минут, причем в штормовую погоду. Aerosonde используется прежде всего в метеорологии: он собирает данные о температуре и влажности воздуха, атмосферном давлении, силе и направлении ветра над океанами и удаленными районами

Американский минидрон Aerosonde стал первым беспилотным летательным аппаратом, пересекшим Атлантический океан. В августе 1998 года он перелетел из Канады в Шотландию. На это ему понадобилось 26 часов 45 минут, причем в штормовую погоду. Aerosonde используется прежде всего в метеорологии: он собирает данные о температуре и влажности воздуха, атмосферном давлении, силе и направлении ветра над океанами и удаленными районами

Гонка беспилотных вооружений

В 1960-х годах значительно увеличился радиус действия систем ПВО и появились переносные зенитно-ракетные комплексы. В 1960-м советские ракетчики сбили американский разведчик U-2, летевший на недосягаемой, казалось бы, высоте, а десятью годами позже во Вьетнаме вьетконговцы, вооруженные переносными ЗРК, с легкостью уничтожали тактические самолеты-разведчики США. Чтобы не превратиться в камикадзе, летчику-разведчику приходилось теперь вести наблюдение с больших дистанций, под малым углом к поверхности земли, что снижало эффективность его работы. Необходимость перехода к беспилотной разведке стала очевидной. Именно тогда началось массовое применение дронов.

Вьетнамская война стала первой, в которой беспилотная авиация применялась широко и успешно. С 1964 года основным американским беспилотником во Вьетнаме стал Ryan АQM-34, один из первых реактивных дронов. Было создано около двух десятков его модификаций. Ryan АQM-34 мог вести разведку в оптическом и инфракрасном диапазонах и, что самое важное, передавать данные на центральный пульт прямо во время полета. С 1964 по 1975 год Ryan совершили 3435 полетов над территорией Северного Вьетнама, и в 2800 из них передали ценные разведданные, в том числе об одном из лучших советских зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина». При этом американцы потеряли всего 16% беспилотных машин.

По другую сторону железного занавеса внимательно следили за достижениями потенциального противника и готовили адекватный ответ. В 1960–1970-е годы из ОКБ С.А. Лавочкина и А.Н. Туполева выпорхнула целая стая беспилотных аппаратов — сверхзвуковой Ту-123 «Ястреб» с дальностью полета 3200 км, беспилотник средней дальности Ту-141 «Стриж», а также знаменитый комплекс Ту-143 «Рейс», который впоследствии поставлялся странам Варшавского договора и дружественным режимам Азии и Африки.

Радиус его действия составлял 180 км, бортовая фотоаппаратура позволяла распознавать 20-сантиметровые объекты с полукилометровой высоты. Боевое крещение этой машины состоялось в 1982 году в ливанской войне, в которой наши Ту-143, стоявшие на вооружении сирийской армии, конкурировали с израильскими «Мастиффами» и «Скаутами».

Израильские дроны, в отличие от советских, не только вели разведку, но и осуществляли лазерное целеуказание для ракет и штурмовиков. Миниатюрные, снабженные поршневыми двигателями, малозаметные для радаров и практически неуязвимые для ПВО, они доказали свое превосходство над тяжелыми турбореактивными советскими машинами. Благодаря своим аппаратам израильтяне в первые же дни войны почти полностью уничтожили сирийские системы ПВО.

В 1990-х годах уже все крупные мировые державы обзавелись беспилотниками собственной разработки. «Буря в пустыне» и Балканские войны стали применительно к дронам своего рода авиашоу. Над Ираком, Боснией и Сербией барражировало около десятка беспилотных моделей: американские Predator и Pioneer, французский Crécerelle, британский Phoenix, канадский CL-289.

Дрон передает информацию на наземный комплекс управления, где находятся пилот и операторы аппаратуры обнаружения. В зоне прямой видимости обычно используется прямой канал связи. Вне прямой видимости (например, когда беспилотник скрывается за горами) связь осуществляется через спутник

Лидеры и аутсайдеры

Современные беспилотники подразделяются на четыре класса в зависимости от веса, размера, дальности и продолжительности полета, а также сферы оперативного применения. Дроны категорий «микро» (вес до 10 кг) и «мини» (до 50 кг) внешне напоминают поделки авиамоделистов. Они используются для тактической оперативной разведки на уровне батальона или полка. Продолжительность полета этих карликов не превышает трех часов, потолок составляет 1–3 км.

Беспилотники весом до тонны и продолжительностью полета не более 12 часов относятся к категории «миди». Более крупные аппараты принадлежат к классу тяжелых дронов.

Одна тактическая единица беспилотной авиации состоит из нескольких дронов, пусковой установки, смон тированной на шасси БТР, пункта управления и машины технологического обслуживания. К началу нового века абсолютными лидерами в области беспилотной авиации стали США. Доля американских компаний на мировом рынке дронов сейчас составляет более 30%, далее следует Израиль со скромными 12%. При этом из 7,5 тысячи беспилотников, состоящих на вооружении армии США, без малого 5,5 тысячи — микродроны RQ-11 Raven с размахом крыла 1,3 м и весом 1,9 кг. Эта малютка предназначена для тактической разведки и запускается рукой, как управляемая авиамодель.

Главную силу американской беспилотной авиации составляют две наиболее продвинутые модели: Predator (более 160 единиц на вооружении) и Reaper (более 50). Их легко узнаваемый облик с перпендикулярным к фюзеляжу крылом и V-образным смотрящим вниз хвостовым оперением, стал чуть ли не товарным знаком беспилотной авиации. До последнего времени много надежд возлагалось и на стратегический разведчик Global Hawk RQ-4, самый крупный американский беспилотник. Он не несет на борту вооружения, зато оборудован системой радарной, оптической и инфракрасной разведки HISAR, практически идентичной той, которая установлена на легендарном самолете U-2. Однако Global Hawk пока не оправдал ожиданий и переведен в резерв.

MQ-1 Predator, разработанный в 1994 году компанией General Atomics, спроектирован как разведывательный беспилотник. Оснащенный двумя цветными телекамерами, системой инфракрасного наблюдения, средствами радиоэлектронной борьбы и постановки помех, Predator при размахе крыла 15 м и весе свыше полутонны способен более суток вести воздушную разведку на высоте около 7000 м.

В 2001 году этот дрон был модернизирован и оснащен двумя ПТУР AGM-114 Hellfire. Именно с помощью MQ-1 удалось убить в 2011-м одного из главных идеологов «Аль-Каиды» Анвара аль-Авлаки — правую руку Усамы бен Ладена. В 2001 году состоялся первый полет модифицированного и значительно усовершенствованного MQ-1, получившего название Reaper. При размахе крыла 20 м и весе более двух тонн этот беспилотник способен нести до 14 ракет Hellfire или две авиабомбы.

В Пентагоне обсуждается вопрос о частичной замене этими дронами многоцелевых ударных истребителей F-16. Так, к настоящему моменту уже завершено перевооружение дронами 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии.

Поскольку беспилотники получают приказы по радио с земли, а не от сидящего в кабине пилота, противник, несмотря на то что управляющие сигналы шифруются, имеет возможность перехватить контроль над аппаратом. 4 декабря 2011 года это удалось иранским военным — они сумели посадить на своей территории новейший американский дрон RQ-170 Sentinel, совершавший разведывательный полет. А иракские боевики еще в 2009 году перехватывали потоковое видео с беспилотников Predator, используя для этого российскую программу SkyGrabber.

Дрон передает информацию на наземный комплекс управления, где находятся пилот и операторы аппаратуры обнаружения. В зоне прямой видимости обычно используется прямой канал связи. Вне прямой видимости (например, когда беспилотник скрывается за горами) связь осуществляется через спутник

Самоходная пусковая установка для советского беспилотника Ту-143 «Рейс», выставленная в Музее ВВС Украины. Этот аппарат был самым массовым разведывательным беспилотником в мире, и он до сих пор стоит на вооружении некоторых стран. С 1990-х годов выпускалась его модернизированная версия, Ту-243, с обновленным разведывательным оборудованием

Российский разведывательный беспилотный вертолет Ка-137 поднялся в воздух в 1999 году. За необычную форму он получил прозвище «Пепелац» по аналогии с летательным аппаратом из фильма «Кин-дза-дза»

Российский разведывательный беспилотный вертолет Ка-137 поднялся в воздух в 1999 году. За необычную форму он получил прозвище «Пепелац» по аналогии с летательным аппаратом из фильма «Кин-дза-дза»

30–40 лет назад СССР принадлежало лидерство в сфере беспилотной авиации. До 1989 года было произведено 950 разведывательных летательных аппаратов Ту-143 «Рейс», и до последнего времени это был мировой рекорд. Современная же Россия оказалась аутсайдером в данной области — собственных дронов у нее на вооружении считанные единицы. После распада СССР в боевых действиях применялся только один тип беспилотника — «Пчела-1Т». В ходе второй чеченской кампании этот мини-дрон совершил всего пять боевых вылетов. «Пчела-1Т» имеет размах крыла три метра и максимальную продолжительность полета два часа. Разработана она в ОКБ А.С. Яковлева и принята на вооружение в 1997 году.

Поскольку современная армия немыслима без дронов, России в последние два года пришлось закупить у Израиля более 60 аппаратов Bird-Eye 400, I-View и Searcher 2. При этом в России нет недостатка в фирмах, занимающихся разработкой дронов. Только за последние 10 лет создано несколько десятков моделей и опытных образцов беспилотников многоцелевого назначения. Помимо военно-разведывательных задач их можно использовать для аэрофотосъемки, экологического мониторинга, поисковых и спасательных операций. К примеру, компания «Аэрокон» разработала семейство беспилотников «Инспектор», в котором есть как сверхмалые машины, так и достаточно крупные, способные выполнять разведывательные, транспортные и ударные задачи. Компания «Эникс» создала микродрон «Элерон», летающий автономно по запрограммированному маршруту.

В феврале 2011 года совершил первый полет бесхвостый американский дрон X-47B. Стартовав с палубы авианосца, он пробыл в воздухе 29 минут и успешно возвратился к месту старта

В феврале 2011 года совершил первый полет бесхвостый американский дрон X-47B. Стартовав с палубы авианосца, он пробыл в воздухе 29 минут и успешно возвратился к месту старта

Однако ни одна из десятков отечественных моделей не смогла удовлетворить российских военных. В 2010 году заместитель министра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин заявил, что выделенные на разработку беспилотников 5 миллиардов рублей были потрачены фактически впустую. По его словам, созданию конкурентоспособных дронов мешает отсутствие в России современной технологической базы. В итоге «Оборонпром» подписал с израильской компанией Israel Aerospace Industries контракт на 400 миллионов долларов, по которому на территории России будут собирать израильские дроны Searcher 2 из готовых комплектующих.

Иллюстрации Эльдара Закирова, Вадима Ильина

Автор: Вадим Сумин, журнал ВОКРУГ СВЕТА №3 (2858) 

You may also like...