Наука колдовства. Часть 5

Первым по-настоящему серьезным исследователем древнего колдовства была прославленная фольклористка Маргарет Мюррей. В своей книге «Культ ведьм в Западной Европе», опубликованной в 1921 году, она выдвинула теорию, что колдовство возникло как пережиток языческого культа плодородия, который после жестокого подавления церковью каким-то образом возродился в шестнадцатом веке. Эта книга стимулировала всплеск интереса к предмету, давно не привлекавшему внимания.

Увы, ее теория не сумела пройти проверку временем, поскольку, как написал в своей книге «Искусство черной магии» Ричард Кавендиш, «христиане рассматривали ведьм как новую секту и обращались с ними не как с язычниками, а как с еретиками».

Новое колдовство

В результате незначительного изменения английского законодательства колдовство, впервые за много веков, стало вполне легальным занятием. Освобождением оккультизма от оков закона быстро воспользовались самозваные ведьмы, они и создали «уикку», эту, как они провозгласили, подлинную религию организованного колдовства.

Несмотря на заявление основоположника движения доктора Джеральда Гарднера, что «уикка» уходит своими корнями в доисторические времена, в ее основе, вне всякого сомнения, лежат произведения Маргарет Мюррей и Элстера Краули. Однако время было выбрано удачно, и «уикка» пустила глубокие корни, привлекая к себе молодежь. Так что теперь она превратилась в солидную религию.

Джеральд Бруссо Гарднер, верховный священник «уикки», родился в Ланкашире в 1884 году и воспитывался в аристократической семье. В детстве он с гувернанткой путешествовал по Северной Африке, побывал на Канарских островах. С шестнадцати лет и до 1936 года, когда он ушел в отставку, Гарднер жил на Ближнем Востоке, где в числе прочих занятий работал надсмотрщиком на каучуковых плантациях и офицером таможни.

Он был широко известен как специалист по восточным кинжалам и монетам. В 1939 году он вступил в Фольклорное общество и в том же году заявил, что побывал на шабаше ведьм «уикки», которая, как он считал, является единственным связующим звеном с никому не известной «древней религией» Британских островов. Гарднер опубликовал три книги, которые оказали огромное влияние на развитие и становление «уикки»: «С помощью высшей магии» (1949), «Колдовство сегодня» (1954) и «Смысл колдовства» (1959). До самой смерти (умер в 1964 году) он был лидером так называемого «гарднерианского колдовства».

Те, кто встречался и говорил с ним, находили Гарднера милым и обаятельным человеком. Однако, играя на публику, он вызывал страх даже у серьезных фольклористов, многие из них считали его чуть ли не людоедом.

После смерти влияние Джеральда Гарднера на созданное им движение несколько ослабло, и сейчас его последователи находятся в меньшинстве среди множества других течений, объединяющих современных ведьм и колдунов. Но память о нем жива во многом благодаря музею колдовства, который он помог создать на острове Мэн. Он всегда стремился к славе, был поразительно деловым человеком, и, вне всяких сомнений, благодаря его регулярным выступлениям в телепередачах колдовство укрепило свои позиции на Британских островах.

Джеральд Гарднер утверждал, что обнаружил целый клан ведьм, которые уже много веков из поколения в поколение передают свою колдовскую силу — сейчас его утверждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть. А в предисловии к своей «настольной книге ведьм», «Книге теней», он хитроумно объясняет отсутствие каких-либо письменных подтверждений своих «открытий и теорий»:

«Возьми книгу в руки и пиши. Позволь Братьям и Сестрам переписать все, что они пожелают, но никогда не выпускай книгу из рук и никогда не позволяй им хранить эти записи, ибо, если это обнаружится, всем грозит арест и пытки. Каждый должен охранять свои записи и уничтожать их при малейшей опасности.

Старайся как можно больше постичь сердцем, а когда опасность минует, восстанови свою книгу, если чувствуешь, что ты в безопасности. По этой же причине, в случае смерти Брата и Сестры, уничтожь их книги, если они не сделали это сами, потому что, если книги найдут, они станут свидетельством против мертвых. И помни: ты не один. Поэтому все твои друзья могут оказаться в опасности. Поэтому уничтожь все ненужное, ибо, если найдут книгу у тебя, это будет свидетельством лишь против одного тебя…»

Совершенно очевидно, что гарднерианское колдовство возникло на основе литературных источников — это подтверждают его ритуалы и церемонии, но сие никоим образом не может принизить его значение. Даже если, как многие намекают, Гарднер изобрел «уикку», это был созидательный акт, и, вполне возможно, именно новизна идеи обеспечила ей успех в первом поколении последователей.

Колдовство представляет собой матриархальную религию, во главе каждой группы, или шабаша, стоит верховная жрица. Жрицу выбирают все члены группы, у каждой жрицы есть своя помощница, которую называют «дева». В каждой группе есть также и верховный жрец, который на крупных шабашах олицетворяет рогатого бога. По их верованию, он произошел от рогатого бога-охотника, которому человек поклонялся еще в каменном веке.

Ведьмовский календарь

Посвящение в «братство» происходит на каждом из четырех ежегодных сборищ: на Сретение (февраль), Белтейн (Белтейн — старый кельтский праздник, отмечается разжиганием костров.) (1 мая), Ламмас (Ламас — квартальный день в Шотландии, первоначпльно праздник урожая.) (1 августа) ив Канун дня всех святых (Канун дня всех святых — в Шотландии и на севере Англии по традиции отмечается гаданием о будущем супруге.) (31 октября).

Выбор пал именно на эти даты, так как каждая из них представляет конкретную фазу «круговорота приливов» в ведьмовском календаре. Канун дня всех святых, древний праздник смерти,— последний день в году с самой низкой точкой зимнего солнцестояния. Сретение отмечает окончание царства тьмы и возрождение жизни в природе. Белтейн знаменует фазу «пробуждения», которая достигает максимума к середине лета. К празднику Ламмас природа начинает постепенно засыпать это время сбора урожая. Природа совершает полный цикл, и вновь на ее пути оказывается тьма, которую олицетворяет Канун дня всех святых.

Таким образом, ведьмовский календарь отражает движение самой природы, каждый шабаш знаменует собой поворотную точку года и происходит именно в то время, когда силы магии наиболее мощные. Ведьмы верят, что в древности шабаш представлял собой собор священнослужителей, ядро гигантского собрания мирян, поклонявшихся Матери Богине в лесах и на уединенных пустошах. Сегодня, как они считают, шабаш — это единственное, что уцелело от когда-то универсальной религии поклонения плодородию.

Сексуальный элемент особенно силен в гарднерианском колдовстве, но это необязательно относится к другим группам. Там же, где следуют заветам Гарднера, секс рассматривают скорее как средство достижения «большей силы», и потому на первое место выходит лишь церемониальный аспект. Большинство ведьм видит в сексе «религиозный обряд», точно так же как христиане относятся к словам брачной церемонии: «и тело мое будет принадлежать тебе». Многие ведьмы, чтобы увеличить силу, исходящую от тела, раздеваются догола и считают, что нагота имеет огромное значение, помогая избежать ловушек материальной жизни, которые препятствуют им войти в энергетический круг. Иные предпочитают ритуальные одежды, но в целом традиции ведьм зиждутся на ритуалах друидов.

Во время эстабата, или деловой встречи ведьм, на полу волшебным мечом проводят круг диаметром девять футов, и при каждой новой встрече этот круг восстанавливают. Верховная жрица становится в центр круга — в этой точке она может быть «наедине с богиней», статуэтка которой в это время стоит на алтаре. Затем произносится молитва из «Книги теней». В «настольной книге ведьм» собраны все заклинания и ритуалы «уикки»; затем начинаются песнопения и танцы под ритмическую музыку, что необходимо для концентрации психической энергии, известной как «конус силы». После этого энергию рассеивают в направлении тех, кому необходима помощь.

По завершении церемонии обычно отдают должное легким закускам и вину и объявляется перерыв до следующей встречи. Для последователей «уикки» колдовские ритуалы являются важнейшей религиозной действительностью, наполняющей каждого члена культовой группы духом любви.

Несмотря на то, что эти ведьмы прибегают к помощи магии, их не следует путать с банальными колдунами и магами, чьи действия продиктованы стремлением к власти. Последователи «уикки» дня сегодняшнего, подобно мудрецам прошлого, считают, что их моральный долг — служить человечеству.

Церемония посвящения

Посвящение в ведьмы (или колдуны) символизирует ритуальное возрождение послушника в новом и более полезном качестве, или, пользуясь лексиконом ведьм, он или она «получает новую жизнь в семье братьев и сестер по колдовству» и таким образом сбрасывает с себя путы духовной изоляции, которая, увы, характерна для подавляющего большинства протестантов. Однако не всем ведьмам необходимо проходить через обряд посвящения, так как многие из них родились в «семьях ведьм» и потому обладают наследственной способностью к колдовству.

Долгое время обряд посвящения держался в тайне, но сегодня его детали хорошо известны. Строго говоря, в каждом конкретном случае в зависимости от той или иной группы ведьм он может быть разным, но основные его элементы не меняются. Магическим мечом или кинжалом проводят круг, и верховная жрица создает «конус силы». Затем она взывает к Всемогущим — богам ведьм — и просит их защиты и покровительства. Затем послушнику, который символически опутан веревками, читает пастырское послание. Оно начинается следующими словами:

«Вслушайся в слова Великой Матери, которую в древности называли Артемида, Астарта, Диана, Мелузина, Афродита, Церера, Давая, Ариадна, Венера и многими другими именами».

В процессе посвящения требовалось, чтобы послушник «внимал таинствам колдовства, предстал перед посвящением обнаженным, пел, танцевал и преклонял колена». Послание заканчивается на поистине поэтической ноте:

«Я, кто составляет красоту зеленой земли, я, кто белая луна среди звезд, я — тайна вод и отрада сердца человека. Я вхожу в твою душу, поднимись и войди в меня».

Обнаженному послушнику задают ряд вопросов, а тем временем магический меч или кинжал направлен ему в сердце. По окончании церемонии послушник должен произнести: «Я узнал два прекрасных слова — абсолютная любовь и абсолютная истина», на что жрица отвечает: «Всех, кто узнал их, мы примем с удвоенной радостью. Чтобы пройти через грозную дверь, я дам тебе третье». Жрица целует послушника и объявляет, что он готов к посвящению в колдовство. Она три раза обходит круг, в то время как остальные ведьмы встают на колени.

После этого жрица пять раз целует послушника, и тот обещает чтить таинства культа. Он поднимается г колен, его освящают елеем и вином, и символические веревки ослабевают. Ему вручают магический меч для проведения окружностей и устрашения непокорных духов, атам (или кинжал) — «оружие ведьм», — обладающий силой меча, нож с белой рукоятью и волшебную палочку, которая, как меч, может вызывать духов. Кроме того, ему вручают магическую фигурку, обладающую силой талисмана (ее также можно использовать для вызова духов), и кадило с фимиамом, привлекающее добрых духов и отпугивающее злых. И наконец, он получает бич, который символизирует страдания, претерпеваемые в ритуалах очищения; вместе с бичом он получает шнурки для «скрепления колдовских печатей». После этого духам объявляют, что послушник стал полноправным членом братства, и круг смыкается.

Однако в Соединенных Штатах Америки можно найти и более впечатляющие свидетельства повсеместного возрождения интереса к оккультизму. Вера в сверхъестественное настолько поразила родину материализма, что выражения типа «сверхчувственное восприятие» уже употребляются на бытовом уровне.

В Калифорнии появилось множество поклонников таинственного искусства алхимии, и теперь, с ростом интереса к литературе по астрологии, такие книги можно купить в любом магазине или заказать по почте. В продаже появилась машина, мгновенно выдающая гороскоп любому озабоченному жизнью американцу, который, преследуемый превратностями судьбы, страстно полюбил книги по оккультным наукам.

В богатых пригородах стали нормой спиритические сеансы, а применяющиеся в них планшетки сейчас гораздо популярнее, чем во время великого спиритического бума в пятидесятые годы прошлого века. Однако прежде всего обращает на себя внимание небывалый подъем и расцвет культа ведьм: сейчас в Соединенных Штатах насчитывается более четырехсот групп, исповедующих «уикку».

Но для тех, кто ищет спасения в бегстве из реального мира, существует опасность погрязнуть в колдовстве и магии. Древний человек чувствовал себя среди суеверий как рыба в воде, чего не скажешь о нас. Как заметила в своей работе «Магия в принципе и на самом деле» Мэриэн Грин, мимолетное соприкосновение с магией может оказаться губительным для дилетанта: «…если вам нужна информация или помощь, попросите, чтобы вам их обеспечили нормальным человеческим способом, без жути и нервных потрясений… Это же касается и тех случаев, когда вам вдруг захочется материализовать кого-то: вряд ли имеет смысл страстно желать этого, чтобы потом, когда это произойдет, заполучить обширный инфаркт».

Истинное назначение ритуала посвящения в колдовство — в постепенной подготовке сознания послушника к сильному интеллектуальному и эмоциональному потрясению, или «пробуждению». Любительское приобщение к оккультизму может оказаться опасным, и даже обычный предсказатель будущего иногда, сам того не желая, становится глашатаем несчастья: предупреждая клиента о возможном ухудшении здоровья, он тем самым «поднимает планку» беспокойства и озабоченности.

Например, пророчество, что человек будет здоров как бык в течение конкретного отрезка времени, наводит на страшную мысль: по истечении этого срока автоматически последует болезнь или даже смерть. А самые бессовестные среди таких специалистов известны тем, что объявляют клиенту о наложенном на него проклятии и требуют дополнительного вознаграждения за снятие его с помощью обратных чар.

Когда нас что-то тревожит, на поверхность сознания выползают суеверия, а за словом «суеверие» подразумевается молчаливое признание магии. Из множества бытовых суеверий формируется «персональное» колдовство, к которому мы прибегаем, чтобы поддержать веру и разогнать демонов отчаяния. Те, кто стучит по дереву или прикасается к нему, в действительности прибегают к древнему методу изгнания дьяволов: когда-то считалось, что резкий стук действует на них подобно анафеме.

Современная мода разговаривать с садовыми цветами — якобы от этого они быстрее растут — уходит корнями в старое поверье, что в каждом растении живет дух стихии. Подкова представляет собой символ рогатой луны, а нарисованное символическое сердце берет свои истоки в поверье древних египтян, что сердце — вместилище чувств. Приносящая удачу черная кошка напоминает нам, что в Египте кошка приравнивалась к богине, поскольку ее глаза похожи на маленькие луны. Сегодняшние амулеты — всего лишь современные копии амулетов дня вчерашнего, когда они вызывали на помощь страждущему человечеству добрых духов.

Большинство из нас не сомневаются, что слово способно на многое, в том числе и на материализацию того, что оно означает, поэтому, разговаривая о болезнях, мы избегаем употреблять слово «смерть», опасаясь, что тем самым мы можем непроизвольно вызвать дух тьмы, который похитит дорогого нам человека. Когда мы желаем кому-то удачи, мы призываем на помощь ему добрых духов. Мы, похоже, безоговорочно верим в древнюю догму, что благословение всегда противодействует проклятию. Склонность к магии глубоко внедрена в наше сознание, и этот инстинкт находится в постоянном конфликте с логикой, на которой покоится храм науки.

Эрик Мэпл, перевел с английского С. Кастальского

You may also like...