Что делал во Вьетнаме «Туркестан»: хроника одного инцидента

Обстрел теплохода «Туркестан» в свое время широко освещался советскими СМИ. В ходе Вьетнамской войны суда гражданского флота СССР, стоявшие в портах Северного Вьетнама, неоднократно получали повреждения от атак американской авиации, но известны лишь два случая гибели моряков в результате этих атак. Одним из них был случай с «Туркестаном», и он может считаться показательным.

Относительно подробное описание советской версии этого эпизода приведено в книге журналиста Михаила Ильинского «Иду под гремящим небом» (1968). Практически без изменений оно может быть найдено в более новой его книге «Индокитай: Пепел четырех войн» (2000). Как следует из нее и из других источников, 2 июня 1967 года теплоход «Туркестан» Дальневосточного морского пароходства находился в северовьетнамском порту Камфа, что в нескольких десятках километров к северо-востоку от Хайфона.

Он был зафрахтован для перевозки вьетнамского угля в Японию. В 15 часов 32 минуты была объявлена воздушная тревога. Через восемь минут над кораблем появились четыре самолета. Два из них начали пикировать на «Туркестан», сбросили одну бомбу (упавшую в море) и открыли огонь реактивными снарядами. При обстреле семь советских моряков получили ранения, один из них скончался через несколько часов, не приходя в сознание.

Погибший – электромеханик Николай Никитович Рыбачук 1913 года рождения. Как заявил капитан теплохода, «Самолеты стреляли исключительно по жилым помещениям. Налет ни в коей мере нельзя считать случайным. Судно стояло под советским флагом на якоре на рейде порта Камфа. Рядом не было никаких других кораблей.

Погода – хорошая, видимость на морской глаз – десятимильная». Далее были обмен дипломатическими нотами между СССР и США, митинги с осуждением очередной провокации американских агрессоров и теплоход «Николай Рыбачук», названный в честь погибшего моряка. В таком виде эта история дожила в отечественных масс-медиа до нашего времени. Но, разумеется, у нее была и другая перспектива – американская.

Нельзя сказать, что американские источники подробно описывают обстрел «Туркестана», однако в общих чертах его помнят до сих пор, и на то есть причины. Вообще, провоцировать Советский Союз американцам не было никакого резона: руководство США категорически не желало повторения опыта Корейской войны с ее МиГами, советскими летчиками и пресловутым миллионом китайских народных добровольцев.

Для американских летчиков были введены жесткие правила открытия огня (rules of engagement), в частности, им запрещалось атаковать позиции зенитно-ракетных комплексов, пока те не откроют по ним огонь. Разумеется, правила периодически менялись, смягчались или ужесточались. До весны 1967 года не наносились удары по северовьетнамским военным аэродромам, хотя с них в воздух поднимались истребители, сбивавшие американские самолеты.

Все это делалось для того, чтобы не зацепить советских военных советников, о присутствии которых американцы были прекрасно осведомлены. Генералов и адмиралов США такие ограничения не радовали, но им оставалось только смириться с текущим положением дел и надеяться, что их очередные предложения о расширении бомбардировок найдут отзыв в Белом доме.

В тот день, 2 июня 1967 года, три офицера ВВС США попали в весьма неприятную для них историю. Четверка истребителей-бомбардировщиков F-105 «Тандерчиф» из состава 355-го тактического истребительного крыла (авиабаза Тахли, Таиланд) совершали вылет над северо-восточными районами Северного Вьетнама.

Эти районы были известны в американских штабах как географическая зона 6B (Route Pack 6B), и здесь в основном действовала палубная авиация, хотя самолеты ВВС тоже порой выполняли в ней боевые задачи. Целью звена «Тандерчифов» была железная дорога близ Камфа – точно неизвестно, атаковали ли они конкретные объекты или же просто охотились за случайными товарными составами.

Когда самолеты уже легли на обратный курс, ведущий второй пары (Weep 3) майор Фредерик «Тед» Толман* (кстати, имевший на своем счету воздушную победу над МиГ-17, одержанную 19 апреля того же года) решил разделаться с зенитной точкой возле порта Камфа, которая обстреляла их по пути к цели. На тот момент бомбить Камфу было запрещено, так что расположенные в порту зенитки могли безнаказанно обстреливать американские самолеты.

Невзирая на запрет, Толман приступил к реализации своего намерения. Он покинул строй звена, и его ведомый майор Алонсо «Лонни» Фергюсон (Weep 4) последовал за ним. Именно это и увидели советские моряки – два самолета США начали боевой заход, в то время как два других продолжали следовать своим курсом. Готовясь атаковать зенитку, Толман увидел трассеры, летящие в него со стороны стоявшего на якоре неизвестного судна. Недолго думая, он обстрелял корабль из бортовой авиапушки M61 «Вулкан». Здесь советская и американская версии расходятся – у американцев ничего не сказано о бомбе или неуправляемых ракетах.

Из-за плохой погоды «Тандерчифы» сели не в Тахли, а в Убоне. Толман не был уверен в принадлежности обстрелянного им судна, но подозревал, что оно советское. На послеполетном дебрифинге он не стал упоминать об этом случае и солгал, что не открывал огня из авиапушки, а после возвращения в Тахли обратился к командиру 355-го крыла. Полковник Роберт Скотт в тот момент по каким-то причинам отсутствовал, и его обязанности временно исполнял вице-командир полковник Джек Броутон.

В сообществе летчиков-истребителей ВВС США времен Вьетнамской войны Броутон является известной фигурой: ветеран Кореи, командир пилотажной группы «Буревестники», автор трех книг, одна из которых («Хребет Тадов»**) в 1997 году вошла в список литературы, рекомендованной для чтения офицерам военно-воздушных сил. Во Вьетнаме он был награжден двумя Серебряными звездами и одним Крестом ВВС (вторая по старшинству американская военная награда).

Толман рассказал ему о том, как обстрелял неизвестное судно. Броутон прекрасно сознавал, что за нарушение правил открытия огня, лжесвидетельство на дебрифинге, обстрел неопознанного судна и провоцирование международного инцидента его подчиненного ждет трибунал. Он также помнил, что совсем недавно Толман спас его во время боевого вылета, уничтожив обстреливавшую его зенитную позицию.

Руководствуясь своей этикой и определенными взглядами на установленные командованием и политиками правила войны в небе Северного Вьетнама, полковник пошел на преступление – засветил пленку, снятую фотопулеметом Толмана и запечатлевшую всю атаку. Она была единственным компрометирующим доказательством. Той же ночью в Тахли поступило распоряжение командующего ВВС США на Тихом океане генерала Джона Райана проверить, могли ли американские самолеты атаковать корабль в районе Хайфона. Броутон ответил, что такая возможность исключена. Однако так просто все не закончилось.

Советское правительство сразу заявило решительный протест действиям США. 3 июня Соединенные Штаты отклонили протест и предположили, что корабль мог быть поврежден огнем вьетнамских зенитных установок. Председатель Объединенного комитета начальников штабов Эрл Уилер, глава Тихоокеанского командования Уллис Шарп и министр обороны Роберт Макнамара высказывали мнение, что США не несут ответственности за этот инцидент.

Однако через некоторое время советский посол Анатолий Добрынин сообщил госсекретарю Дину Раску, что на борту «Туркестана» обнаружен неразорвавшийся снаряд от авиапушки. Внутреннее расследование в ВВС США продолжалось. 17 июня генерал Райан прибыл в Тахли и потребовал у Броутона подробного описания произошедших событий.

Тот честно рассказал всю историю, включая эпизод с засветкой пленки, и был сразу отстранен от исполнения своих обязанностей. 20 июня американская сторона наконец признала свою причастность к обстрелу судна, принесла извинения и заверила советские власти, что примет меры для недопущения подобного в будущем. Не исключено, что это было сделано для улучшения атмосферы накануне встречи президента Линдона Джонсона с Председателем Совмина Алексеем Косыгиным.

На встрече, состоявшейся 23-25 июня в Гласборо (штат Нью-Джерси), обсуждался ряд международных вопросов, в том числе вьетнамский. По сообщению американских источников, Косыгин преподнес Джонсону тот самый неразорвавшийся 20-миллиметровый снаряд с «Туркестана». Толман, Фергюсон и Броутон пошли под трибунал. Они обвинялись в заговоре с целью сокрытия важной информации от правительства США в военное время.

Суд проходил на авиабазе Кларк на Филиппинах. С поисками кандидата на роль председателя трибунала возникли трудности – ни один полковник ВВС США в Юго-Восточной Азии не хотел судить Джека Броутона. В итоге председателем был назначен легендарный Чак Йегер, в то время командовавший 405-м тактическим истребительным крылом. Толман и Фергюсон были оправданы, так как благодаря поступку Броутона никаких улик против них не имелось.

Самого же полковника приговорили к штрафу в 600 долларов за уничтожение государственной собственности. Служебные последствия этой истории для него оказались, разумеется, более серьезными: его назначение на должность командира 432-го тактического разведывательного крыла отменили, как и представление ко второму Кресту ВВС. Летом 1968 года специальная комиссия ВВС США пересмотрела приговор трибунала и смягчила обвинения. Сразу после этого Броутон ушел в отставку. Его горький комментарий: «Я был сбит своими же».

Американские авторы обычно приводят инцидент с «Туркестаном» как пример абсурдных правил, установленных для летчиков, действовавших над Северным Вьетнамом: Толман провинился лишь тем, что открыл ответный огонь по обстрелявшему его кораблю, пусть и без предварительного выяснения его принадлежности (некоторые источники даже утверждают, что он случайно задел теплоход, атакуя зенитки на берегу). Более того, иногда высказываются сомнения, что «Туркестан» вообще был поражен американскими снарядами. Американцев в чем-то можно понять.

Введенные Вашингтоном ограничения действительно порой были нелепыми и не встречали одобрения у рядовых летчиков, ощущавших себя пешками в странной политической игре. Один из них, Кеннет Белл, в книге «Сто вылетов на север» так описал свои чувства после начала суда: «Внезапно в Тахли стало очень одиноко. Троих пилотов, рисковавших жизнями ради своей страны, утащили и бросили как ненужный груз в неравном бою за их честь и профессиональное будущее.

Я чувствовал себя преданным». Короче говоря, люди, исполнявшие свой долг, стали жертвами недалекого военного начальства и столичных политиканов – стереотипный взгляд, знакомый не только американцам. Хотя к поступку Броутона отношение было, видимо, не таким однозначным.

Майор Эд Расимус, отлетавший во Вьетнаме два срока на «Тандерчифах» и «Фантомах», высказался по этому поводу следующим образом: «Полковник Броутон допустил серьезную ошибку. Он знал, что делает и к каким результатам это может привести. Почти любой мог бы поступить так же – защитить парней, которые работают на тебя – особенно с учетом царившего тогда разочарования от правил войны и бюрократии. К сожалению, он вступил в неподходящий бой и выбрал неподходящий способ вести его».

По стечению обстоятельств, всего через неделю после обстрела «Туркестана» американцы сами стали жертвами похожего инцидента, имевшего, однако, гораздо более тяжелые последствия. Судно радиотехнической разведки «Либерти», находившееся у побережья Синайского полуострова во время Шестидневной войны, едва не было потоплено израильскими катерами и самолетами.

Погибли 34 американских моряка. Израильтяне выплатили компенсацию за погибших и поврежденный корабль. Долгое и скандальное разбирательство завершилось тем, что обе стороны сочли произошедшее следствием ошибки опознавания, но у этого заключения и по сей день есть критики, обвиняющие Израиль в сознательном нападении на американское судно.

Возвращаясь к «Туркестану», следует упомянуть еще об одном взгляде на этот случай. Некоторое время назад появилась статья контр-адмирала Владимира Карева «Неизвестные страницы из летописи Тихоокеанского флота», посвященная разведывательной деятельности ВМФ СССР у берегов Вьетнама во время войны.

В ней говорится о том, что советской группой радиоразведки с малым разведывательным кораблем ГС-34 (командир группы – капитан-лейтенант Б.М. Мозжухин) были перехвачены радиопереговоры между атаковавшими теплоход палубными штурмовиками и авианосцем «Мидуэй», и даже известны бортовые номера этих самолетов. Мозжухин за получение данной информации был награжден орденом Красной Звезды. К сожалению, никаких подробностей не приводится, а они были бы очень интересны, ведь версия о причастности к атаке самолетов с авианосца «Мидуэй» ставит под сомнение не только американское описание инцидента, приведенное во многих источниках, но и опубликованные данные об участии авианосцев ВМС США в боевых действиях. Как известно, «Мидуэй» совершил во время Вьетнамской войны три боевых похода.

Первый из них состоялся в марте-ноябре 1965 года. Вернувшись домой, авианосец в феврале 1966 года был поставлен на военно-морскую верфь в гавани Сан-Франциско для проведения модернизации и переведен в Резерв ВМС. Модернизация продолжалась почти четыре года, и все это время корабль стоял в Сан-Франциско, так что в момент обстрела «Туркестана» он находился в десяти тысячах километров от места события. «Мидуэй» вернулся в строй в январе 1970 года и совершил второй боевой поход на войну в мае-октябре 1971 года.

Остается надеяться, что в будущем от ветеранов советского ВМФ появится новая информация, которая позволит разрешить это противоречие. Разумеется, в районе Камфы могла действовать американская палубная авиация, подтверждением чему служит фотография из библиотеки изображений РИА Новости, подписанная следующим образом: «Облет советского теплохода `Туркестан’ американскими военными самолетами у берегов ДРВ, 2 июня 1967 года. Снимок сделан моряками Н. Фильневым и Б. Чечелем». На снимке виден пролетающий над судном противолодочный самолет S-2 «Треккер».

Несмотря на данное американцами обещание, обстрелы советских кораблей происходили и после гибели Рыбачука. Менее чем через месяц, 29 июня 1967 года, два самолета ВМС США повредили стоявшее в порту Хайфона советское судно «Михаил Фрунзе», там же получили повреждения еще несколько судов третьих стран.

В результате этого инцидента была объявлена запретная для американской авиации зона радиусом четыре морские мили от центра Хайфона – самолеты могли наносить удары в ее пределах только по личному распоряжению президента Джонсона. 15 июля США принесли Советскому Союзу извинения. Происходили и другие подобные случаи.

В отличие от ВВС, военно-морские силы не стали предпринимать никаких мер против провинившихся летчиков. Трагедия «Туркестана» повторилась 10 мая 1972 года, когда во время очередного налета на порт Камфа был поражен теплоход «Гриша Акопян». Начавшийся пожар уничтожил судно, погиб боцман Юрий Зотов.

Советская сторона традиционно направила Америке ноту протеста, но сделано это было необычным образом. Цитата из меморандума советника президента США по национальной безопасности Генри Киссинджера: «Добрынин начал встречу, передав мне ноту, в которой выражался протест против бомбардировки советских судов в гавани Камфа в Северном Вьетнаме.

Я заметил Добрынину об интересности того, что нота протеста передана по частному каналу; могу ли я интерпретировать это как желание не привлекать внимания к теме? Добрынин ответил, что он еще не уверен, решения принимались непросто из-за того, что 9 мая был национальный праздник в Советском Союзе, а именно – День Победы в Европе. Однако он считает, что применительно к будущим отношениям это в некоторой степени добрый знак».

В отличие от событий пятилетней давности, советские средства массовой информации практически не сообщали о произошедшем. На конец мая был намечен исторический визит американского президента Ричарда Никсона в СССР, и инцидент мог омрачить его. Вероятно, советское руководство пришло к прагматичному выводу, что уничтожение торгового судна и смерть одного моряка не должны помешать наметившейся разрядке в международных отношениях.

* В отдельных источниках Толмана по ошибке называют Теодором из-за его прозвища «Тед».

** Тад (сокращенно от «Тандерчиф») – жаргонное название истребителя-бомбардировщика F-105 у американских летчиков.

Основные источники

1. Ильинский М. М. Индокитай: Пепел четырех войн (1939-1979 гг.). – М.: Вече, 2000.

2. Ken Bell. 100 Missions North: A Fighter Pilot’s Story of the Vietnam War. – New York: Brassey’s, 1993.

3. John T. Correll. The Man From Thud Ridge. // Air Force Magazine, Vol. 95, No. 3, March 2012.

4. Peter Davis. F-105 Thunderchief Units of the Vietnam War. – Osprey Publishing, 2010.

5. Joe Patrick. Air Force Colonel Jacksel ‘Jack’ Broughton & Air Force General John D. ‘Jack’ Lavelle: Testing the Rules of Engagement During the Vietnam War. // Vietnam Magazine, December 1997.

6. Wayne Thompson. To Hanoi and Back: The U.S. Air Force and North Vietnam, 1966-1973. – Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 2000.

***

Источник – artofwar.ru

You may also like...