Депортация крымско-татарского народа – как это было

 18 мая 1944 года в уже освобожденном от войск фашистской Германии Крыму началась операция войск НКВД по депортации крымских татар. Почти 200 тысяч человек прихотью "вождя" были признаны виновными в пособничестве врагу только лишь по критерию национальной принадлежности, оболганы, обездолены, высланы, лишены всех прав, в том числе права на Родину.

Депортации и репрессии по национальному признаку достаточно широко практиковались тоталитарными режимами в XX веке. В СССР в период нахождения у власти Сталина специалисты насчитали 53 депортационные операции, при этом во многих случаях люди подвергались депортациям только по признаку национальной принадлежности.

Однако в 1956 −57 гг., в период критики и осуждения культа личности Сталина, репрессий и иных преступлений прежнего режима, большинство репрессированных было реабилитировано, а высланным было разрешено вернуться на Родину. Всем, кроме крымских татар, немцев Поволжья и турок-месхетинцев. Упраздненные национально-государственные образования репрессированных прежде народов были восстановлены. Всех, кроме крымских татар и немцев Поволжья…

Спецоперация готовилась войсками НКВД заранее и тщательно, в условиях строжайшей секретности. К 11 мая 1944 года были уточнены списки и адреса проживания всех крымских татар.

Выселение из домов происходило с 18 по 20 мая. Ночью каждая крымско-татарская семья была разбужена страшным стуком в дверь. Явившиеся с оружием в каждый крымско-татарский дом офицер и двое солдат, ничего не объясняя, давали перепуганным и ничего не понимающим хозяевам 15 минут на сборы.

В такой ситуации кто-то, пытаясь выяснить, что же произошло, наспех успел только схватить детей, некоторые успели прихватить немного еды или самое ценное из дома. По истечении 15 минут солдаты просто выбрасывали людей из их домов. Выгоняемые из собственных домов люди, еще не успев отдалиться, нередко могли наблюдать, как в оставляемые им

и дома врывались красноармейцы и мародеры, принимаясь за грабеж и погромы. Выгнав из домов, всех крымских татар доставляли на железнодорожные станции. Собрав, погрузили в «теплушки» — вагоны для перевозки скота, которые были не приспособлены для перевозки людей и переполнены. Пережившие этот кошмар рассказывают, что в каждом вагоне из Крыма вывезли 150 −170 человек. Эшелоны шли в Среднюю Азию 10 — 14 дней.

«Повезло» тем, кто за отведенные на сборы 15 минут успел взять из дома не что-то иное, а продукты. Уже в дороге начали умирать, прежде всего старики и маленькие дети. И не только они… У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди — в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, а выбрасывали из вагонов.

По прибытии в Среднюю Азию люди были выброшены на голое место, согнаны в бараки, не приспособленные для жизни даже в условиях местного теплого климата. Продукты выдавались в крайне недостаточном количестве. Имеется колоссальное множество документальных свидетельств того, как выдержавшие долгий путь люди умирали теперь уже целыми семьями от голода и болезней. Режим спецпоселений, в условиях которого каждый спецпоселенец должен был ежемесячно отмечаться у коменданта и не мог без его разрешения отдаляться на расстояние более 7 км, действовал в отношении крымских татар вплоть до 1957 года.

Ко всем перечисленным ужасам депортации, о подробностях которой пожилые крымские татары стараются не вспоминать и не могут спокойно рассказывать даже сейчас, следует добавить, что описанные события происходили, когда почти все мужское население было мобилизовано и сражалось с фашистами на фронтах.

И все названные невыносимые лишения и страдания 1944 года легли на плечи женщин, стариков, детей. Многих служивших в действующих частях Красной Армии крымских татар в это время отправили в трудовые армии (иная разновидность репрессий), где хоть и не было прямой опасности для жизни, но условия были куда более тяжелые и унизительные. Демобилизовавшись после победы в 1945 году, крымские татары-фронтовики и трудармейцы потом еще в некоторых случаях годами искали свои семьи и своих уцелевших родных в Средней Азии, а иногда и за ее пределами. Не всегда успешно…

В результате переселения и ближайших его последствий в течение первых полутора лет (с 18 мая 1944 г. по конец 1945 г.) погибло 46,2% крымских татар. Во второй половине 1940-х гг. численность крымских татар по-прежнему убывала. Таковой оказалась для крымских татар цена сталинского произвола и бесчеловечности советского тоталитаризма.

Однако и после смерти Сталина новое руководство СССР отказывало в восстановлении прав и возможности вернуться на Родину крымским татарам, избрав на долгое время тактику умалчивания и игнорирования крымско-татарской проблемы.

В это время все репрессированные народы были фактически разделены властями на две группы: одним разрешили вернуться и воссоздать разрушенные прежде автономии, а в отношении других была избрана политика ассимиляции и «укоренения» в местах ссылки. А с целью оправдания подобной политики власти использовали разнообразный набор средств.

Прежде всего была продолжена линия сталинской администрации, противоречащая фактическому положению дел и здравому смыслу, на поголовное обвинение всех крымских татар в сотрудничестве с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Многочисленные факты, в корне опровергающие данный тезис, во внимание не принимались. Неудивительно, ведь в СССР науке, и в первую очередь исторической, предписывалось служить идеологии…

Со временем массовое недовольство крымских татар в условиях частичной демократизации общественной жизни («хрущевская оттепель») вылилось в возникновение широкого и организованного национального движения за возвращение на Родину, которое росло и крепло по мере сопротивления властей и разочарований в их способности и политической воле решить «крымско-татарский вопрос».

Массовые нарушения прав крымских татар, многочисленные провокации и клевета властей создали объективные предпосылки для сближения крымско-татарского национального движения с правозащитным движением в Советском Союзе. Начиная с конца 1960-х гг., когда на многих лидеров крымско-татарского национального движения обрушиваются репрессии, в защиту их и прав всего крымскотатарского народа выступают известные правозащитники — генерал П.Григоренко, писатель А.Костерин, академик А.Сахаров и другие.

Во многом благодаря их голосам о трагедии крымско-татарского народа узнает весь мир, о нарушениях прав человека в СССР, в том числе по национальному признаку, заговорили в других странах. В настоящее время крымскотатарский народ получил возможность вернуться на Родину. Примерно половина крымских татар, преодолевая большие сложности и новые лишения, воспользовалась этим правом.

Однако, несмотря на множество громких политических заявлений, проблема восстановления в правах крымско-татарского народа по-прежнему весьма злободневна.

Официально никто не чинит препятствий для возвращения крымских татар на Родину, но на практике подавляющее большинство их получили возможность поселиться лишь в степном Крыму, преимущественно в сельской местности. Воспользовавшись непреодолимым стремлением крымских татар жить в Крыму, местные власти, не в силах более этому препятствовать с 1988 года, решили таким образом вдохнуть «вторую жизнь» в «неперспективные» села. Несмотря на то что до депортации 1944 года подавляющее большинство крымских татар жило в предгорных районах и на южном берегу Крыма, в настоящее время поселиться или получить участок на побережье крымскотатарской семье практически невозможно.

Зато в российских СМИ периодически проскакивают репортажи о крымско-татарских «хулиганах», которые, отчаявшись десять лет стоять в очереди и потеряв надежду на получение участка, устав ютиться во временном жилье и наблюдать разграбление и бесконтрольную раздачу родной земли «налево», решились на «самовольный» захват пустующих земельных участков для строительства жилья.

Не решен вопрос и о статусе крымско-татарского народа. Несмотря на тенденции демократизации общественной жизни и либерализацию, никто даже не поднимает вопрос о реституции (возврате ценностей), которых лишили крымско-татарский народ в результате бесчеловечной акции геноцида — депортации.

Автор: Исмаил КРЫМСКИЙ, «Звезда Поволжья» № 21 (222)

You may also like...