Крымские татары: мифы и реальность. Хотят ли крымские войны?
Последние события в Крыму вновь привлекли внимание всего мира к проблемам крымских татар — народа, о котором в российском обществе существует больше мифов или вопросов, чем реальных знаний. «Историческая правда» попыталась исследовать некоторые «белые пятна» нашей совместной российско-татарской истории.
Вопрос № 1: правда ли, что татары пришли в Крым раньше русских, и поэтому они считаются коренным этносом полуострова?
О том, что славяне Восточной Европы, в том числе и русские, не только издавна проникали в Крым, но и жили здесь, есть немало свидетельств у самых разных авторов. Например, сохранились упоминания, что в 913 — 914 годах русские напали на местности у г. Самкерца (на месте нынешней Тамани); в 988 году киевский князь Владимир захватил Корсунь (Херсонес), Тмутаракань и Феодосию. Некоторые историки считают, что уже к тому времени в Крыму или на Таманском полуострове образовалось особое русское княжество, о котором говорится в договоре от 945 года князя Игоря с Византией: «В Корсунстей стране, елико же есть град на той части, да не имать волости князь Русьский».
Те же условия (т. е. ненападения русских на Херсонес и обязательной помощи Византии в ее войнах) содержит русско-византийский договор 972 года, заключенный императором с побежденным им Святославом, из чего явствует, что влияние князей в Причерноморье было фактически ликвидировано. Но Владимир Святославич вновь напал на Херсонес в 989 году и взял город. Это означало и падение влияния Византии, и рост могущества Тмутараканского княжества, в которое вскоре вошел и Боспор.
Культура княжества носила ярко выраженный местный характер, русские элементы были в ней малозаметны, хотя политически князья зависели от Киева. Когда же в конце XI века Киевская Русь раскололась на независимые княжества, утратила жизнеспособность и Тмутаракань — в 1094 г. она упоминается в летописях в последний раз.
Более стойкими оказались давние экономические связи различных русских княжеств с торговыми людьми Крыма, очевидно не прерывавшиеся и в годы войн. Основным предметом ввоза были русские меха; вывозили, судя по содержанию русских кладов, огромное количество наперсных крестов, паникадила и другую церковную утварь, ткани, посуду и т. д. Не исключено, что некоторые русские купцы оседали в Крыму наряду с другими иноземцами, что характерно для больших торговых или портовых центров.
Татары же пришли в Крым только в XIII веке. При этом, до XIV века численность татар не превышала и трети от общей численности населения полуострова, остальные же были крымчане итальяно-греческого происхождения.
Вопрос № 2: крымские татары — это потомки монголо-татар?
Среди золотоордынцев антропологически преобладали именно тюрки (впрочем, немало было и монголов). Деление это часто условно: по пути в Крым кочевники Батыя, монголоиды по преимуществу, смешивались и даже растворялись в массе жителей причерноморских степей — кыпчаков-тюрков по языку и происхождению.
Администрация Золотой Орды составляла первые крымские грамоты на своеобразном языке — сплаве кыпчакского, половецкого и огузского языков; пришельцы восприняли по сути даже язык причерноморских кочевников. Современникам эти факты казались несущественными, поэтому в древней традиции новых насельников Крыма стали наименовать татарами — этнонимом чисто монгольского происхождения.
Относительно немногочисленные и дисциплинированные ордынцы поставили в положение данников население Крыма — как сообщает хронист Ибн-аль-Асир, вхождение татар на территорию полуострова произошло почти без сопротивления местного населения. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что крымцы были ослаблены происшедшим за год до того нападением на Крым сельджуков под предводительством Хусейна-ад-дина Чобана.
К тому же, первое время татары-кочевники на многое и не претендовали. Они оставались в Крыму лишь на зимовки, летом снова уходя в бескрайние травянистые степи Причерноморья. При этом каждый улус имел в Крыму установившуюся зону для зимовки; всего их было семь. Со временем осевшие улус-беи образовали здесь свои бейлики, или вотчины, получившие наименования по именам родов: Ширин, Барын, Кыпчак, Мансур, Сиджеут, Яшлав. Еще позднее роды объединились в цельное государство Крымский юрт.
Вопрос № 3: вторжение татар стало катастрофой для древних цивилизаций Крыма?
Местные жители примирились с верховенством татарских чиновников, исправно платили татарам торговые пошлины и другие дани, взамен получая почти полную свободу деятельности. Образец чисто купеческого равнодушия к формальной стороне дела — в качестве герба Кафы местные жители приняли ханскую тамгу и даже чеканили ее на своих монетах, взамен ханская администрация почти полностью ограничивала свою активность делами татар. Бразды правления экономикой края оставались в местных руках.
В результате именно с конца XIII в. Кафа становится «одним из крупнейших мировых центров тогдашнего экспорта и импорта, обильно снабжавшим восточную и западную торговлю жизненными продуктами».
Татары отличались и заметной веротерпимостью: в основной своей массе золотоордынцы были язычниками-шаманистами, поклонявшиеся небесным светилам, земле, воде и огню. Ислам же, ставший проникать в Крым во второй половине XIII века, распространился лишь среди высших слоев населения. Вплоть до XV века татары жили в ситуации двоеверия, и именно поэтому в Крыму, в отличие от соседних мусульманских стран, никогда не могли сложиться фанатичные военно-религиозные группы «борцов за веру».
Никогда не было в Крыму и сторонников столь распространенной на Востоке идеи священной войны («джихада»), составлявшей главную опору мусульманских властителей в их походах. В схожих ситуациях крымские ханы выступали в роли чисто военных предводителей, но не идеологических вождей.
Традиционный здравый смысл ханов позволял им видеть явные выгоды, связанные с пребыванием в Крыму иноверцев — купцов, ремесленников, даже дипломатов, верно служивших престолу.
Вопрос № 4: татары всегда были верными союзниками Османской империи?
Основателем Крымского ханства считается первый хан из новой династии Чингизидов-Гиреев — Хаджи-Девлет-Гирее, правившем необычно долгий срок — 39 лет. Новый хан провел юные годы при дворе литовского князя Витовта — Литва, кстати, и помогла ему утвердиться на престоле. Также Девлет-Гирей укрепил международное положение Крыма союзом с Польшей и установлением дружественных связей с русскими князьями. Затем он приступил к консолидации ханства, путь к чему видел в вытеснении из Крыма генуэзцев.
После смерти основателя династии Гиреев осталось восемь его сыновей, и разыгралась вечная свара за престол. С помощью поляков к власти пришел второй сын хана, Нур-Девлет, удержавшийся во дворце целый год. Затем его сверг шестой сын покойного хана, Менгли, опиравшийся в своей политике на генуэзцев. Но это никак не устроило турков, у которых в Стамбуле при дворе султана жили прямые по старшинству наследники престола братья Саадет и Мубарак. В итоге Турция, решившая сделать из Крыма вассалов, послала к крымским берегам мощный флот. В итоге Крымское ханство пало, а турки захватили хана Менгли в плен. И Крым стал частью империи турков, их вассалами, но вовсе не союзниками.
Тревога на заставе: татары идут!
Вопрос № 5: правда ли, что основным занятием крымских татар была торговля людьми?
Придя в Крым, степные кочевники поначалу сохраняли старый образ жизни в полном его объеме, инстинктивно стремясь следовать заветам предков даже в частностях. И конечно, ими была сохранена основная и древнейшая отрасль их экономики — коневодство.
Впрочем, на азиатских пришельцев не могли не подействовать наглядные выгоды, извлекаемые крымчанами из товарного производства хлеба и других культур. Это сказалось на том, что татары уже в первые десятилетия своего пребывания в Крыму не ограничиваются традиционным просом, а сеют все новые виды зерна: так, в первой половине XV в. они производят пшеницы и других злаковых даже больше потребности, т. е. готовят хлеб на продажу. Также они выращивали виноград и табак.
А вот походы за живым товаром — были третьим по доходности (после животноводства и земледелия) занятием татар. Впрочем, вовсе не татары придумали работорговлю — все-таки, работорговлей в Крыму занимались еще генуэзцы. Но именно татары поставили хищнические набеги на соседей на поток — в этой «индустрии» было задействовано все взрослое население Крымской орды.
По числу участников набеги делились на три вида: большой (сефери) совершался под водительством хана, в нем участвовало до 100 тыс. человек, и приносил он, как правило, около 5 тыс. пленников. В среднемасштабном походе (чапуле) 50 тыс. всадников возглавлялись одним из беев; ясырей при этом бывало около 3 тыс. Небольшие же набеги (бешбаш, т. е. «пять голов») во главе с мурзой приносили скромную четверть тысячи рабов (Хензель В., 1979, 155).
Большие походы (например, на Москву) были относительно редки (различные авторы указывают, что крымцы вообще избегали войн с сильным противником); крымчане большей частью удовлетворялись краткими набегами на южнорусские и украинские земли, которые стали именоваться Диким полем — из-за нашествия работорговцев эта местность совершенно обезлюдела.
Что же касается системы сбыта рабов, то она представляла собой длинную цепь, в которой крымский хан был лишь первым звеном, а последние терялись в других странах, часто весьма отдаленных, — рабов везли в Константинополь, в Азию, в Европу, на Восток и на Запад. Самыми крупными покупателями пленных славянских девушек и юношей на крымских базарах были турки, итальянцы, арабы и испанцы.
Вопрос № 6: правда ли, что казаки всегда воевали с татарами?
Запорожские казаки, осевшие на заброшенных после разгрома южнорусских княжеств землях Северного Причерноморья, уже самим фактом своего существования стали препятствием для набегов кочевников на Московское государство и Польшу. И позже оба эти государства по мере сил поддерживали казачество, в том числе и складывавшееся военное устройство этого странного государственного образования, игравшего роль буферного государства.
Крым, в свою очередь, играл для казаков Сечи весьма важную роль противовеса слишком уж могучим «братским» христианским державам. Понятно, что казаки не могли не осознавать, что соседи эти давно могли ликвидировать Сечь и аннексировать ее земли, но терпели Запорожье лишь из-за татарской угрозы. Другими словами, залогом всего существования Сечи и независимой Украины были, как это ни парадоксально, крымские татары. И, лишь помня об этих факторах, мы и можем попытаться понять политику казацких атаманов Сечи по отношению к Москве, Польше и Литве.
Например, издавна в мирные периоды казаки пользовались добрососедским разрешением ханов облавливать черноморские лиманы и даже прибрежные воды Азова. Взамен казаки предоставляли татарам права кочевий и выпасов на украинских землях. Хватает и примеров военного сотрудничества: так, в 1521 году хан Мухаммед-Гирей ходил на Москву и Рязань с гетманом Дашкевичем; через четыре года казаки по просьбе Сеадет-Гирея подавляли внутрикрымский мятеж. В XVII же веке татары ходили на север под руководством казацких атаманов, а в 1661 г. кошевой Ханенко выступил после гетмана П. Дорошенко во главе 60-тысячного татарского войска — впрочем, и в гетманских рядах были татары и турки.
Вопрос № 7: включение Крыма в состав Российской империи прошло бескровно?
Именно русско-турецкая война 1787–1791 годов, закончившаяся завоеванием Крыма, и стала причиной первого массового бегства татар из Крыма. Причем, русские чиновники отнюдь не препятствовали эмиграции. Более того, есть множество свидетельств того, что они «даже подгоняли бежавших, завладевая бросаемой татарами на произвол судьбы землею». Но исход приобрел такой размах, что эхо его донеслось до Петербурга, и там забили тревогу. Было ясно, что край покидает население, единственно способное плодотворно трудиться в уникальной географической среде Крыма.
Вопрос № 8: во время Крымской войны турки предали Россию?
Не все так однозначно. С одной стороны, в первые же дни после объявления войны таврический муфтий Сеид-Джелил-эфенди обратился к мусульманам Крыма с воззванием. Духовный владыка говорил правоверным, что они «должны быть искренне преданы царю и отечеству и для них не щадить ни крови, ни жизни».
С другой стороны, есть свидетельства очевидцев о том, что туркам и англичанам «всеми силами» помогало «местное татарское население, восторженно встретившее турок и их покровителей. Разжигаемая турецкими и английскими агентами и собственными муллами ненависть татар к русским широко разливается грабежами и насилием вокруг Евпатории, достигает Перекопа и Армянского базара, терроризирует русское население». Многие историки в качестве подтверждения «вероломства» татар приводят тот факт, что еще до наступления мира из Крыма бежали мурзы и предприниматели, опасавшиеся наказания за симпатию к Стамбулу.
Сколько всего бежало, сказать сложно. По подсчетам правительства, более полутораста тысяч человек. То есть, если русская армия потеряла в Крымскую войну несколько десятков тысяч солдат, то маленький полуостров — более половины своего населения.
Хотят ли крымские войны?
Вопрос № 1: как встретили крымские татары революцию?
Первые столыпинские реформы совпали по времени с победой II турецкой революции в 1908 году, принесшей победу сторонникам парламентаризма. Турецкими событиями весьма пристально интересовалась татарская интеллигенции. В 1908 году — по аналогии с младотурками — в Крыму появляются подпольные кружки младотатар.
Налаживаются неофициальные контакты со Стамбулом, все больше татарской молодежи пытается получить разрешение учиться в турецких университетах и медресе. Все это приводит к тому, что в Крыму появляется широкое движение крымских сепаратистов, которые принципиально не принимали никакого участия в политической активности «русских» партий — будь то социал-демократы или эсеры. Достаточно сказать, что в те годы в ленинской РСДРП оказался один-единственный крымский татарин — Измаил Фирдевс.
Все это, разумеется, вызвало беспокойство среди местных чиновников — так, в полицейских архивах сохранились десятки сигналов о «готовности татар к измене российскому престолу». Например, вот донесение на одного из учителей симферопольского училища, который «кроме чтения своего предмета тайно посвящал учеников старших классов в историю Турции и бывшего Крымского ханства».
Что ж, восстание действительно произошло — но только после того, как до Крыма донеслась весть об отречении императора от престола. Интересно, что одними из первых стали на сторону Временного правительства Крыма сам генерал-губернатор Эбелов, который мирно передал власть уполномоченному от правительства, а делегаты от феодосийских сел выдвинули требование о немедленной конфискации всех земель крымских помещиков.
Вопрос № 2: правда ли, что сразу после революции Крым решил отделиться от России?
25 марта 1917 года в Симферополе открылся Курултай — своеобразный парламент, объединявший все крымскотатарские партии и группировки. На Курултае был избран Мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком) и выдвинул требования «автономизации» Крыма и строительства «демократического республиканского строя на национально-федеративных началах». Это решение было общим для многих регионов распадающейся Российской империи: отделялись Прибалтика и Финляндия, Украинская Рада заявила о независимости, даже на Урале и на Дальнем Востоке появился десяток новых квази-государств.
В октябре 1917 г., накануне революции, состоялся II Крымскотатарский делегатский съезд, который выдвинул простую программу: съезд, как «выразитель воли татар, не желая допустить в Крыму гегемонии какой-либо народности над другой… признает Крым для крымцев и находит, что чрезвычайные обстоятельства повелевают народам Крыма объединиться для общей дружной работы на благо всех народов, населяющих Крым».
Однако, сбыться этим благим пожеланиям было уже не суждено.
Вопрос № 3: правда ли, что крымские татары присоединили Крым к Украине еще в 1918 году?
Крым был полностью взят немцами к 1 мая 1918 года. На полуострове установился режим, более всего напоминавший колониальный. В очередной раз местному населению было предложено сдать оружие, в том числе и холодное, за неисполнение грозил расстрел. И это была не пустая угроза — уже 25 мая были казнены татарин Д.Д. Дженаев и украинец А. Савенко — здесь царило полное «равноправие». Немцы поручили тогда сформировать правительство бывшему царскому генералу Матвею Сулькевичу. Тот быстро согласился и составил кабинет, в котором были и татары, и русские, и армяне, и немцы-колонисты.
Одним из своих первых постановлений кабинет Сулькевича запретил политические партии, организации, а также работу вновь собравшегося Курултая. В ответ татарские партии развернули подпольную борьбу — благо коллаборационистскому правительство было не до татар: оно боролось в эту пору с планами Киева присоединить Крым к Украине. Впрочем, идея этого плана была немецкой: им было бы легче опираться на единое государственное образование, возглавляемое Радой, целиком им подконтрольной.
Вопрос № 4: правда ли, что татары помогли большевикам победить белых?
Последним «белым» хозяином Крыма был адмирал Петр Врангель, планировавший создать на полуострове образцовое государство, своего рода «альтернативную Россию», которая «будет развиваться и притягивать к себе другие области, где ненавидят большевиков». Ради этого он переименовал Добровольную армию в Народную. И даже санкционировал ряд судебных процессов над офицерами, замеченными в обирании и прямых грабежах местного населения; для борьбы с мародерством в рядах армии были созданы особые комиссии.
Общая либерализация внутренней политики врангелевского режима выразилась и в принятии Закона о земле, опубликованного в конце мая 1920 г. Согласно этому акту, которого уже три послереволюционных года тщетно ожидало крымское крестьянство, земля отчуждалась у крупных землевладельцев и передавалась трудившемуся на ней населению «в вечную наследственную собственность». Единственным условием для получения надела была принадлежность к крестьянскому сословию — с тем чтобы участок не переходил к «чужому земле человеку». Мера вполне оправданная — это был заслон от спекулянтов, от которых уже полтора века страдал крымский земельный фонд.
Также Врангель утвердил и Положение о мусульманском самоуправлении, и в мае 1920 года в Симферополе был вновь собран съезд татарских представителей. Но все было тщетно — татарское население, враждебно относившееся к идее возрождения в Крыму «второй России», оказывало мощную поддержку большевикам и анархистам, считая, что красные освободят их от всяких податей и государственных обязанностей. Появились у татар и собственные полевые командиры — например, в те годы прославился анархист Баба-хан.
Конец власти Врангеля в Крыму хорошо известен. Набрав почти четырехкратное превосходство в воинской силе, большевистские армии 12 ноября 1920 г. смогли прорвать оборону на Перекопе и ворвались в Крым. Началась эвакуация через портовые города.
Через 10 дней после прихода в Крым Красной Армии ситуация прояснилась. В.И. Ленин, выступая в Москве 26 ноября, заявил: «Сейчас в Крыму 300 тысяч буржуазии. Это источник будущей спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что возьмем их, распределим, подчиним, переварим». В число обреченных для «переваривания» оказались и татары.
Вопрос № 5: правда ли, что все крымские татары поголовно были пособниками Гитлера?
В Постановлении Государственного Комитета Обороны СССР от 11 мая 1944 года о выселении крымских татар было указано, что депортация проводится потому, что «в период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; (…) 20 тысяч крымских татар (каждый третий призывного возраста) носили форму Третьего Рейха: 10 тысяч служили в вермахте, 10 тысяч были полицейскими…»
Однако, даже если принять на веру данные советского агитпропа о 20 тысячах коллаборационистов, то это все равно меньше, чем количество крымских татар, воевавших в Красной армии — их было более 35 тысяч человек.
Впрочем, крымские татары, воевавшие в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации. Известны исключения, когда офицеры из числа крымских татар не были высланы в места депортации как спецпереселенцы (например, лётчики Амет Хан Султан и Эмир Усеин Чалбаш), однако им было запрещено жить в Крыму. Всего за 1945–1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. В 1952 году (после унёсшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды.
Вопрос № 6: сколько татар погибло в ходе депортации?
Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась 20 мая. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте.
В телеграмме НКВД на имя Сталина указывалось, что выселению подверглось 183 155 человек (не считая сражавшихся в действующей армии, которые были отправлены на спецпоселение после демобилизации в 1945 году). Большинство было выселено в Узбекистан (151 136 чел.) и прилегающие районы Казахстана (4286 чел.) и Таджикистана, небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР (8597 чел.), на Урал и в Костромскую область.
По результатам депортации погибло, по данным советских органов, до четверти крымских татар, и до 46% по данным самих татар.
Источник: «Историческая правда»