Мифы и стереотипы: Отдала ли Украина России собственные территории в обмен на Крым?

В российско-украинских дискуссиях об исторических правах на Крым, украинская сторона часто прибегает к аргументу, якобы полуостров был передан не «просто так», а в обмен на определенные территории УССР. В частности, утверждается, что это были «равные по площади» территории Северной Слобожанщины, Таганрожья, или даже Кубани и Ставрополья.

В 1954 году Украина взамен Крыма не отдавала России никаких территорий. Все обмены происходили раньше, а ряд украинских этнических земель изначально входил в состав РСФСР.

В российско-украинских дискуссиях об исторических правах на Крым, украинская сторона часто прибегает к аргументу, якобы полуостров был передан не «просто так», а в обмен на определенные территории УССР. В частности, утверждается, что это были «равные по площади» территории Северной Слобожанщины, Таганрожья, или даже Кубани и Ставрополья.

На самом деле, никакого обмена между республиками в 1954 году не было. Украинская ССР получила Крымскую область, но взамен никаких территорий Российской СФСР не передавала. За исключением Крыма, украинско-российская советская административная граница окончательно сформировалась в 1928 году. То есть, последний обмен территориями между УССР и РСФСР состоялся за 26 лет до передачи Крыма.

Передача Крыма Украине – это «пьяный» и незаконный подарок Хрущева?

Миф всех мифов, даже скучно опровергать.
а) никакого единовластия Н.Хрущева в 1954 г. не было и в помине, передача Крыма — коллегиальное решение советской верхушки.

Первый секретарь ЦК КПСС (1953–1964) Никата Хрущев (коллаж на обложки американского журнала)

Первый секретарь ЦК КПСС (1953–1964) Никата Хрущев (коллаж на обложки американского журнала)

Председатель Совета министров СССР (1953–1955) Георгий Маленков (коллаж с обложки американского журнала)

Председатель Совета министров СССР (1953–1955) Георгий Маленков (коллаж с обложки американского журнала)
Руководил советским правительством Г.Маленков — идейный сталинист и противник Хрущева, он организовывал фактическую часть передачи, а подписи на документах ставил формальный глава Союза — Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Ворошилов.
б) если Хрущев нарушил все советские законы, то почему потом при Л.Брежневе последствия этого «волюнтаризма» не были ликвидированы, а Крым не «вернули» РСФСР?
А потому, что все было сделано правильно. Передача Крыма и соответствующие изменения в Конституцию были внесены Законом Верховного Совета СССР — высшего органа управления страной, так что даже если он вышел за пределы своих полномочий, поправить его было некому. Неужто в Советском Союзе и Конституции незаконно меняли?
в) но если вы очень упорны, то предлагаем вам самостоятельно изучить юридическую сторону вопроса:
В конечном итоге, внесение изменений в конституции делает бессмысленным спор о процедуре передачи Крыма.
Что касается утверждений, что при передаче Крыма не учитывалось мнение населения, то есть не было проведено референдума, то стоит заметить, что первый в СССР референдум состоялся лишь в марте 1991 года. Крым передавался на тех же основаниях, что и иные административно-территориальные преобразования.

Так называемые «территории, отданные в обмен на Крым», о которых часто ошибочно вспоминают украинские комментаторы, можно условно разделить на две категории.

Во-первых, это территории, которые реально принадлежали советской Украине, но были переданы России еще в 1919-1928 годах: Белгородщина, Стародубщина (северные уезды Черниговской губернии), Таганрожье, Восточный Донбасс. Подробнее об обменах территориями в этот период смотри Таблицу изменений границ советской Украины с РСФСР до 1939 г.

Во-вторых, это украинские этнические ареалы в пределах РСФСР, которые никогда не входили в состав советской Украины: Кубань, Ставрополье, большая часть Северной Слобожанщины и тому подобное. Поскольку эти территории не входили в состав УССР, то Украина не могла их «передавать» или «обменивать».

Передавать или обменивать их не могла, но в течение 1920-х годов украинское советское руководство последовательно, хотя и безуспешно, настаивало на включение в УССР некоторых территорий с украинским этническим большинством.

В свое время именно этнографический критерий был положен за основу формирования УНР, а затем и УССР. При рассмотрении вопроса о границе в 1924 году, российско-украинская комиссия согласилась с тем, чтобы в основу своих решений положить «национально-этнографический момент, скорректированный в отдельных случаях по признаку экономического тяготения там, где последний ярко выражен, и к признаку выпрямления административных границ в отношении мельчайших административных единиц /район, волость, населенный пункт /».

ussr_census_1926

Украинское население европейской части РСФСР по переписи 1926 г. (Из Атласа Українці. Східна діаспора. – К., МАПА, 1993.)

Хотя этнографический критерий в своей резолюции от 24 декабря 1924 г. поддержал даже Коминтерн, Кремль фактически проигнорировал его: решением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г. Украина передала России Восточный Донбасс и Таганрожье, но взамен получила лишь незначительные территории, вместо ожидаемой Северной Слобожанщины (части Курской и Воронежской губерний). Тогда и позже союзный центр отклонил все ходатайства о передаче УССР украинских этнических территорий.

Зато под влиянием этих ходатайств и вследствие непосредственного давления украинской стороны, в населенных преимущественно украинцами местностях РСФСР улучшилось официальное отношение к национально-культурным потребностям украинцев. В ряде регионов начала реально воплощаться инициированная ХII съездом РКП(б) политика «коренизации», которая по отношению к украинцам приобрела вид «украинизации».

Конец такому содействию положили постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 14 и 15 декабря 1932 г., согласно которым «украинизация» вне УССР объявлялась «петлюровской» и немедленно сворачивалась.

Источник:  likbez.org.ua

 

Читайте также: