17 нравственных законов отсталого общества

Нравственные законы отсталого общества — каковы они? Американский социолог Эдвард Банфилд в 1955 году исследовал общество маленького города Чиаромонте на юге Италии (в провинции Базаликата). По итогам работ он написал книгу, которую назвал так, как и звучит вопрос: The moral basis of a backward society.

Её выводы можно отнести не только к южной Италии, но и к другим патриархальным обществам, включая и современную Россию.

Тезисно нравственные законы отсталого общества выглядят так:

1) Никто не будет продвигать интересы группы или сообщества, если это не выгодно ему лично.

2) Только должностные лица будут думать об общественных делах, потому что только им платят за это. Для частного лица серьёзный интерес к общественным проблемам будет ненормальным или даже недостойным.

3) На поведение чиновников мало сдержек, так как создание этих сдержек является делом только других чиновников.

4) Совместные действия будет сложно организовать и поддерживать. Побуждения, которые нужны для создания организаций, неэгоистичны и нематериальны. Кроме того, условием организации является высокая степень доверия её членов друг к другу и лояльность к организации.

5) Руководители организаций не будут вкладываться больше, чем нужно для сохранения их постов или (если это возможно) продвижения. Сходным образом, профессионалы и образованные люди не будут ощущать призвания или миссии. В реальности официальные должности и специальная подготовка будут рассматриваться как оружие против других.

6) Закон будет нарушаться, когда нет риска наказания. Люди не будут вступать в соглашения, которые зависят от работы правоохранительной системы, если только не будет вероятным, что закон будет применён, а издержки этого не слишком велики.

7) Чиновник будет брать взятки, когда это возможно. Вне зависимости от того, берет или не берёт, все будут считать, что он берёт.

8) Слабый будет предпочитать режим, который будет поддерживать порядок при помощи сильной руки.

9) Заявление любого, что он мотивирован общественной, а не его личной выгодой, воспринимается как обман.

10) Нет связи между абстрактными политическими принципами и конкретным поведением в обычной жизни.

11) Нет лидеров и нет последователей. Никто не будет продвигать дело и убеждать людей (если это не в частном интересе) , и если бы кто-то предложил лидерство, люди отвергнут его из недоверия.

12) Избирательный бюллетень будет использован для материального краткосрочного выигрыша.

13) Улучшения в обществе будут цениться человеком только тогда, когда выигрывает он и его близкие. Он будет голосовать против улучшений, которые не приносят пользу ему лично, так как он оценивает свою жизнь в сравнении с соседями.

14) Избиратель не обращает внимания на обещания партий. Он будет голосовать за тех, кто уже предоставил некоторую выгоду, а не тех, кто только обещает.

15) Предполагается, что любая властная группа эгоистична и коррумпирована.

16) Несмотря на готовность продавать голоса, политические организации не развиты. Причины таковы: (а) голосование тайное и избирателю нельзя доверять; (б) не будет достаточных материальных выгод, чтобы политорганизации окупались; (в) по приведённым ранее причинам сложно создать любую организацию.

17 ) Партийные работники будут предлагать свои услуги тем, кто больше заплатит. Их склонность менять членство объясняет неожиданные скачки в результатах партий на выборах.

Источник:  ttolk.ru

You may also like...