10 знаменитых ограблений поездов

Ровно 150 лет назад – 6 октября 1866 года – произошло первое в истории ограбление поезда. Дело было в Америке, и совершила его банда Рено, уже пользовавшаяся лихой славой. С тех пор поезда грабили много раз, во многих странах и при многих обстоятельствах. Мы вспомнили 10 самых известных случаев…

6 октября 1866 года:  «Дело братьев Рено»

Место – окрестности Симора, штат Иллинойс, США 

Добыча – около 10 000 долларов

Исполнители акции – пятеро братьев Рено (Фрэнк, Джон, Саймон, Клинтон и Уильям). Предполагают, что мозгом этой (как и других) операций шайки была их сестра Лора Эллен. На счету братьев было несколько дерзких ограблений, они уже попали в поле зрения агентства Алана Пинкертона и уже даже избавились от одной пинкертоновской «крысы». Братьев (и сестру) отличал нешаблонный подход и способность быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

Все это и привело к идее «бомбануть» поезд компании «Железная дорога Огайо и Миссисипи» – сделать то, чего раньше никто не делал.  Банда загрузилась в поезд под видом обычных пассажиров. Когда состав разогнался, двое – Джон и Уильям – отправились в почтовый вагон. Тогда еще никому в голову не могло прийти, что а поезд, идущий полным ходом, можно ограбить, поэтому перевозимые деньги и драгоценности фактически не охранялись. Сейф с ними сопровождал только почтовый служащий без ключа и пистолета. Убедившись, что сейф он открыть не может, братья вышвырнули почтаря из вагона. Туда же отправился и сейф, открыть который банда решила где-то в укромном месте. Но этого не потребовалось: от удара сейф раскрылся. Улов был по тем временам весьма внушительным – 10 тысяч долларов.

Пинкертону все-таки удалось арестовать братьев Рено – сначала двоих, потом и остальных. Но прежде чем он сделал это, шайка Рено провернула еще несколько смелых дел, вошедших в уголовную историю Америки.

31 января 1874 года:  «Джентльмены Джесси Джеймса» 

Место – Гэдс-Хилл, штат Миссури, США 

Добыча – минимум 2 500 долларов  

Исполнители – Джесси Джеймс и члены его банды (брат главаря Фрэнк Джеймс, Артур Маккой и два брата Янгера). В истории США Джесси Джеймс – эпическая фигура, несколько раз востребованная кинематографом. До дела в Гэдс-Хилле он уже лет восемь занимался всяким разбоем. Но именно ограбление поезда стало его звездным часом.  За несколько минут до появления нужного им состава парни Джесси перевели стрелки, в итоге загнали вагоны в тупик. Дальше началось самое настоящее кино. Бандиты вламываются в почтовый вагон, обчищают его.

Поскольку добыча оказалась не столь уж велика, они пошли по пассажирским вагонам, проверяя карманы едущих. Вежливо предупреждая всех, чтобы не дергались, бандиты отпускали комплименты дамам, гладили по головам деток. Мужчин просили показать ладони – и если видели там мозоли, то клиента не трогали. Освободив карманы состоятельных, бандиты оставили одному из пассажиров листок бумаги с текстом, точно описывающим инцидент – только сумма добычи не была прописана. Как объяснил вежливый бандит, это было сделано, чтобы газетчики, как обычно, не переврали факты. После этого компания откланялась, пожала руку машинисту и растворилась в пространстве. Статья была действительно опубликована. Причем с тем же названием, которое дал ей Джесси Джеймс: «Самое дерзкое зарегистрированное ограбление».

20 марта 1989 года:  «Ковбои из Каньона Дьявола» 

Место – Каньон Дьяболо, штат Аризона, США 

Добыча – 1 500 долларов   

В кино ограбление поезда выглядит залихватски – с конной погоней, с цирковыми запрыгиваниями бандитов на движущиеся вагоны и беготней по крышам. В реальности все скучнее и практичнее: достижение цели не требует головоломных трюков. Хотя иногда и бывает, как в кино.  На подъезде к городу Каньон Дьяболо (само название выглядит как выдуманное не слишком изобретательным сценаристом) поезд компании «Железные дороги Санта-Фе» поджидали четыре ковбоя в масках. Остановив состав, они без помех выгребли из почтового вагона всю наличность (улов оказался так себе – всего полторы тысячи) и ускакали на север. Власти отреагировали очень быстро.

За любую информацию, которая приведет к задержанию бандитов, тут же была назначена награда в 500 долларов. О происшествии сообщили Уильяму «Баки» О’Нилу – шерифу округа Явапаи, который быстро сколотил отряд из четырех добровольцев и пустился вдогонку за бандой в масках. Отследить их было делом техники – следы просматривались четко. На границе с Ютой банду настигли. Начался поединок, который продолжался несколько дней. В конце концов, все четверо ковбоев были захвачены. Суд вышел быстрым и простым – каждый получил по 25 лет и был препровожден в Юму, в окружную тюрьму. И почти все отсидели по полной.

11 июля 1899 года:  «Налет Бутча Кэссиди» 

Место – Фолсом, штат Нью-Мексико, США 

Добыча – примерно 70 000 долларов   

Исполнители – легендарный разбойник Бутч Кэссиди и его люди, известные как «Дикая банда», а также как «Железнодорожный грабительский синдикат». Настоящее имя Бутча было Роберт Лерой Паркер, он происходил из семьи мормонов, в молодости пробовал сделать карьеру скотовода, но быстро понял, что это – «не его». Криминальную карьеру начал с кражи штанов, но со временем вырос в одного из самых известных бандитов США.  Фолсомское дело Бутч Кэссиди сам планировал и сам им руководил. Поезд компании «Железные дороги Колорадо и Юга», на который он нацелился, был «упакован» долларами основательно, поэтому и охранялся соответственно.

Сопротивление банда встретила более ожесточенное, чем ожидала, завязалась жаркая перестрелка, в ходе которой главарь лично застрелил шерифа Эдварда Фарра и еще одного блюстителя закона. Покончив со всем этим, члены «Дикой банды» отступили в разных направлениях, унося в своих «клювах» совокупную добычу в 70 000 долларов. За убийство шерифа штат Нью-Мексико заочно приговорил Бутча Кэссиди к пожизненному заключению. Но никаких последствий это не возымело. В итоге, Бутч вместе со своим компаньоном, тоже легендарным Сандэнсом Кидом покинул США, осел в Аргентине, где друзья несколько лет вели мирную жизнь хозяев ранчо, но в конце концов вернулись к темным делишкам и заработали себе в Южной Америке такую же громкую и скверную славу, как и в Северной. Говорят, их поймали в Боливии, но точно об этом ничего не известно…

26 сентября 1908 года:  «Акция четырех премьеров» 

Место – Безданы, Литва (тогда – Российская империя) 

Добыча – от 200 000 до 2 700 000 рублей  (по разным версиям) 

Исполнители – группа Юзефа Пилсудского, будущего лидера независимой Польши, тогда – известного боевика-социалиста. В группу входило 20 человек – 16 мужчин и 4 женщины, в том числе – любовница Пилсудского Александра Щербинская, а также три будущих премьера Польши – Томаш Арцишевский, Александр Прыстор, Валерий Славек (поэтому ограбление известно еще и как «Акция четырех премьеров»).  В почтовом вагоне поезда, ставшего целью Пилсудского, везли крупную сумму на строительство трамвайной линии в Вильно. Точную сумму никто не знал, но было понятно, что денег очень много – борцам с режимом хватило бы надолго. Четверо активистов сели в поезд заранее. Остальные ждали состав на станции Безданы.

Когда поезд остановился, боевики бросили в него бомбу. Поднялась суматоха, завязалась перестрелка. В итоге, один жандарм был убит, пятеро – ранены. В конце концов, вооруженная охрана прекратила сопротивление. Бригада Пилсудского взорвала почтовый вагон и сейфы, овладев суммой то ли в 200 тысяч, то ли в 600 тысяч, то ли в совершенно невероятные 2,7 миллиона рублей. Ни один из боевиков при нападении не пострадал. Деньги пошли, разумеется, на благое дело – на создание в Галиции «Союза гражданского сопротивления», на взятки для выкупа побратимов и прочие подобные цели. Несгибаемый Пилсудский продолжал свою деятельность до полной победы польской национальной идеи в 1918 году.

9 августа 1925 года:  «Рупии для свободной Индии» 

Место – окрестности Какори, Индия 

Добыча – 8 000 рупий   

Исполнители – Рам Прасад Бисмил, Ашфакулла Хан и восемь их товарищей по организации Индийская Революционная Ассоциация. Борьба против британского империализма была в разгаре, и ее бойцам позарез требовалось оружие. Ограбление поезда было затеяно именно для этого.  9 августа 1925 года при въезде в Какори один из группы Бисмила остановил поезд с помощью стоп-крана. Возникла суматоха, в которой охрану быстро обезвредили.

Попутно случайным выстрелом был убит один из пассажиров. Прихватив мешки с подвернувшимися под руку деньгами из имперского казначейства (всего там оказалось 8 тысяч рупий), злоумышленники, размахивая маузерами немецкого производства, скрылись. Резонанс был оглушительный. На боевиков объявили всеиндийскую охоту и через несколько месяцев поймали. Руководитель РИА Рам Прасад Бисмил и его «лейтенант» Ашфакулла Хан были повешены в 1927 году.

22 сентября 1938 года:  «Атака на золотой поезд» 

Место – Марсель, Франция 

Добыча – не поддающееся подсчету  количество золота и драгоценных камней

Исполнители – марсельские гангстеры. Ради такого дела объединились представители нескольких местных криминальных кланов – куш светил огромный, и он стоил того, чтобы на время забыть о распрях и амбициях. В Марсель из бельгийского Конго и французских колоний прибывал груз золота, бриллиантов и рубинов, который в бронированном вагоне должен был через Париж проследовать в Бельгию.  Но в итоге, он не уехал дальше северной окраины Марселя. Вооруженные до зубов 18 мафиози подорвали железнодорожный путь и атаковали «золотой поезд». Им удалось «раскупорить» броневагон, извлечь оттуда драгоценный груз и удалиться, прикрывая отход ливнем пуль из пулеметов «Гочкис». 

Этот случай всколыхнул всю Францию и укрепил Марсель в его и без того непоколебимой репутации «бандитского города». На поиски гангстеров были брошены отборные полицейские силы. В марсельском комиссариате создали специальный чрезвычайный сектор во главе с комиссаром Меркюри. Шаг за шагом полиция раскручивала дело, начиная с обнаружения брошенного «Рено», на котором бандиты покинули место преступления. Был опрошен чуть ли не весь Марсель. Наконец, благодаря показаниям «стукача», задержали одного из руководителей налета – Гю Мела. Другому – Полю Лека – удалось доказать свое алиби и остаться на свободе. Рядовые исполнители были задержаны почти все – 16 из 18.

24 мая 1960 года:  «Пир дилетантов» 

Место – Жапери, вблизи Рио-де-Жанейро, Бразилия 

Добыча – 27 000 000 крузейро

Исполнители – группа дилетантов из фавел в окрестностях Рио. Вообще-то, ограбление поезда – дело технически сложное. Поэтому обычно тщательно планируется и требует огромной криминальной сноровки. Но не в этом случае. В этом случае за дело принялись обычные парни, обитатели беднейших кварталов, которым надоело жить по-скотски и не надеяться на лучшее. Среди них нашелся предприимчивый и головастый малый Тьягу Медонью, он сколотил команду, готовую ко всему.  Поезд с деньгами Банка Бразилии был остановлен на мосту Коэлью Нету. Произошла перестрелка, в результате которой налетчики должны были получить как минимум  по пуле каждый – но удивительным образом уцелели и даже одержали победу. В общем, все у них получилось, куш был сорван.

Но, получив на руки такие деньги, ребята, хоть и договаривались не тратить сразу много, принялись прожигать жизнь вовсю. И быстро погорели на этом… Сюжет показался настолько невероятным, что за него тут же ухватились киношники. И сняли фильм «Ограбление почтового поезда», который в Бразилии классикой – и благодаря самой истории, и благодаря тому, что просто и достоверно показывает жизнь в фавелах. А это бразильцы всегда любили смотреть. Со стороны, конечно.

8 августа 1963 года:  «Великое ограбление поезда» 

Место – мост Бридего, графство Букингемшир, Англия 

Добыча – 2 631 643 фунтов стерлингов   

Исполнители – группа из 15 человек во главе с Брюсом Рейнольдсом. Этот 32-летний владелец антикварного магазина с криминальными наклонностями во время отсидки за мошенничество услышал, что раз в месяц из Глазго в Лондон отправляют специальный вагон, набитый старыми, назначенными к списанию купюрами. Рейнольд разработал хитроумный детальный план и принялся составлять группировку для его реализации.  В день операции люди Рейнольдса остановили поезд, сымитировав красный сигнал светофора. Машинист, покинувший локомотив, получил по голове и был выведен из игры. Ротозеев-инкассаторов, не предпринявших элементарных норм предосторожности, удалось легко  нейтрализовать.

Отогнав поезд куда надо, Рейнольдс и его люди извлекли из спецвагона 120 мешков со старыми, но еще вполне пригодными в обращении купюрами. Улов был потрясающий – более 2,5 миллионов фунтов (примерно 40 миллионов в нынешних реалиях). Члены банды затаились на ферме неподалеку. Но полиция стала усиленно рыть во всех направлениях в районе налета – и новоявленные миллионеры срочно покинули ферму, разбежавшись, кто куда. В опустевшем здании осталась только мебель и отпечатки пальцев налетчиков. По ним всех членов банды Рейнольдса и отловили – одного за другим.

Май 1993 года:  «Китайский террор» 

Место – территория Монголии 

Добыча – 7 000 долларов и масса ценных вещей   

Исполнители – китайские уголовники. Они обратили внимание на то, что в начале 90-х их соотечественники-коммерсанты повадились возить в Россию на продажу большие партии товаров, а иногда имеют при себе крупные суммы денег. Для этого использовался знаменитый поезд К3-4 «Пекин – Улан-Батор – Москва». Бандиты учли, что по территории Монголии поезд идет фактически без охраны, несмотря на свой международный статус. И начали действовать.  Как только китайские полицейские покинули вагоны, грабители, ехавшие под видом обычных пассажиров, фактически захватили поезд. Они врывались в купе, забирали у пассажировпаспорта, деньги и ценные вещи.

Работала не одна банда, а несколько, некоторые люди были ограблены четыре раза. Террор продолжался более 10 часов. Пострадало более 20 пассажиров. Грабители завладели более 7000 долларов США – для международного поезда это было беспрецедентно. Всех их, в итоге, отловили – меры по поимке Китай предпринял беспрецедентные. По делу было арестовано 102 человека, 31 из них приговорили к пожизненному заключению или смертной казни.

Автор: ЕВГЕНИЙ ЯСЕНОВ, РЕПОРТЕР

You may also like...