Блокады и бойкоты — 10 самых известных исторических примеров

Прежде всего, экономическое блокады – явление не столь уж частое, зато заметное. Только за последние 400 лет – то есть за тот отрезок истории, когда мир стал всерьез зависеть от торговых отношений, – торговой и военной блокаде подвергали, и подвергают до сих пор, целые страны. Что уж говорить о “мятежных провинциях”? Хрестоматийный пример – Куба, санкции против которой, введенные почти 60 лет назад, все еще в силе, несмотря на восстановление дипломатических отношений с главным инициатором санкций – США.

Или длящаяся с 2007 года блокада Израилем Сектора Газа – кстати, одна из наиболее приемлемых аналогий нынешним событиям в Донбассе. Да и практически все непризнанные государственные образования на территории бывшего СССР, поддерживаемые Россией, существуют в условиях блокады или полублокады – это и Абхазия (особенно в 1993-2008 годах), Южная Осетия и Приднестровье. В фактически полной блокаде находилась в первой половине 1990-х и Армения – эти годы до сих пор вспоминаются в истории страны как “темные” и “холодные”, причем в буквальном смысле.

Эффективность подобных мер тоже была разной: одних субъектов блокады заставляли модернизироваться, других – признать окончательное поражение. Правда, эффект проявлялся обычно в долгосрочной перспективе и при системном поведении со стороны заинтересованной стороны. В основном, такой стороной выступал внешний враг. А вот блокад сепаратистских анклавов “изнутри” история знает не так уж много, пишут КОНТРАКТЫ.

Потому блокаду Донбасса можно классифицировать как нечто среднее между собственно военной блокадой, экономическими санкциями и бойкотом товаров. Именно бойкоты были акциями, иногда довольно длительными, проводившимися не по инициативе власти, а по призыву какой-либо политической силы. Хрестоматийный пример здесь – бойкоты английских товаров, которые регулярно устраивал в Индии Махатма Ганди.

Итак, представляем вниманию читателей 10 самых известных блокад и бойкотов в истории.

Бостонское чаепитие

1

Дата: 16 декабря 1773 года

Инициатор: восставшие американские колонисты в лице революционной группировки “Сыны Свободы”

Против кого: Ост-Индская компания как экспортер чая из метрополии; шире – британская колониальная администрация

Ход и результаты:

Легендарное событие в истории США – нечто вроде выстрела “Авроры” или штурма Бастилии для последующих революций. В порту Бостона американские колонисты выбросили в воду ящики с чаем, принадлежавшие английской Ост-Индской компании, в знак протеста против введенного Великобританией налога на чай. Эта компания имела монополию на поставку чая в метрополию. Первоначально, для подавления конкуренции в североамериканских колониях, британский парламент предписал всех подданных Короны закупать чай только в Великобритании. Но из-за высоких налогов и пошлин американцы начали массово пить контрабандный чай. Чтобы помешать этому, а также утихомирить рост движения за независимость в колониях, центральное правительство издает т.н. “Чайный закон”, установивший демпинговые цены на этот напиток. Теперь Ост-Индская компания могла продавать чай в североамериканских колониях по цене вдвое ниже, чем ранее, а также дешевле, чем в Великобритании и у местных торговцев и контрабандистов.

Сэмюэл Адамс, один из лидеров набиравшего силу движения за независимость и глава организации “Сыны Свободы” призвал к фактическому саботажу и бойкоту английского чая. События достигли кульминации, когда в бостонскую гавань зашло первое судно с чаем – “Дартмут”. Капитан не хотел конфликта с революционерами и, видя их решительный настрой, решил отплыть обратно в метрополию. Однако губернатор Бостона согласия на отплытие кораблей не дал. В ответ “Сыны свободы”, одевшись индейцами и вооружившись топорами, проникли на борт  “Дартмута” и двух других судов, разрубили ящики и выкинули за борт 45 т чая.

До провозглашения 13-ю штатами независимости оставалось еще 2,5 года, но именно со времени “Бостонского чаепития” революционные идеи начали все более завладевать умами населения колоний.

Континентальная блокада

napoleon-sidit

Дата: 1806-1814 годы

Инициатор: наполеоновская Франция

Против кого: Великобритания

Ход и результаты:

За время Великой Французской революции промышленное отставание Франции от Англии стало практически безнадежным. Британия на тот момент уже вошла в эру паровых машин, хотя ее экономическое доминирование еще не переросло в военно-политическое. При этом Англия была главным финансистом и фактическим инициатором всех боевых действий против Франции, стремясь восстановить там традиционную монархию Бурбонов.

Одной из причин военной экспансии Наполеона в отношении Европы считают желание выиграть соревнование с Великобританией, сделав весь континент лояльным к Франции и не дав возможности какой-либо стране торговать с британцами, усиливая их мощь.

Попытка экономического удушения Англии была отчаянной попыткой остановить прогресс, и в историческом контексте обречена на поражение, т.к. не принесла Франции и Европе ничего, кроме материальных и людских потерь, вызвав в итоге ненависть к Франции и революционным идеям, как таковым (а Наполеон воспринимался как наследник этих идей, несмотря на корону императора).

Хотя на короткое время императору французов удалось если не поставить гордых британцев на колени, то значительно ударить по английской экономике, лишив почти всех рынков сбыта. В 1810-12 годах в Британии разгорелся острейший экономический кризис. Английский экспорт, составлявший в 1810 году с 34,1 млн фунтов, снизился уже через года до 22,7 млн фунтов. Экспорт хлопчатобумажных изделий снизился на 37%. В стране началось движение “луддитов”, протестовавших против машинизации производства и разрушавших ткацкие станки – основу британского могущества. Наполеон старался поддерживать луддитов, что вызвало тем более усиленные репрессии против “вредителей и саботажников” со стороны британского правительства. Есть предположение, что агенты Наполеона стояли также за убийством премьер-министра Спенсера Персиваля – единственного в истории Англии главы правительства, погибшего на посту. Кстати, на стороне Наполеона выступили в 1812 году и США, вызвав тем самым вторую войну с Великобританией (ее иногда называют в США “второй войной за независимость”.

Однако эти успехи были возможны только при тотальном контроле над европейским континентом. Любая страна, сохранившая независимую экономическую политику, была бы угрозой для континентальной блокады. Потому Наполеон и начал злополучную русскую кампанию: Россия установила огромный тариф на ввоз французских предметов роскоши, фактически пойдя на поводу у Англии, а российские порты были демонстративно открыты для британских судов.

Блокада ударила и по самой Франции, и по экономикам всех завоеванных французами стран. Спрос на английские товары на континенте оказался неудовлетворенным, а экспорт из Европы в Британию прекратился. Недовольным правительствам Пруссии, Австрии и России ничего не оставалось, как раз за разом создавать коалиции, пытаясь разбить наполеоновскую мощь. Обе стороны становились все более непримиримыми. Потому после поражения императора в России был взят курс на тотальное преследование “узурпатора” и уничтожение всех завоеваний Франции с 1793 года. Франция так и не смогла оправиться от последствий непрерывных войн и революций на протяжении четверти века, и лидерство в мировой экономике окончательно перешло к Британии. С 1815 года можно вести отсчет “золотого века” “владычицы морей”.

Морская блокада Конфедерации

blocada-csa

Дата: 1862-1865 гг.

Инициатор: федеральное правительство северных штатов США

Против кого: мятежные южные штаты, образовавшие Конфедерацию

Ход и результаты:

Классическая морская блокада имела место во время гражданской войны в США. Блокада являлась частью плана «Анаконда» по удушению экономики мятежных штатов: в первую очередь, ставились барьеры на вывоз хлопка – основы экономики аграрно-рабовладельческого Юга. Естественно, блокада предотвращала и морское сообщение Конфедерации с Великобританией и Францией, не давая им возможности помочь мятежным штатам.

Север в первые годы войны нес огромные затраты на постоянное пребывание своего флота у побережья Конфедерации. Но, несмотря на все трудности и экономические неудобства для экономики Севера, который в первый период войны еще и проигрывал сражение за сражением, эффект от блокады оказался очень существенным. В Вашингтоне точно просчитали степень зависимости Конфедерации от внешней торговли: ее экономика была аграрно-сырьевой и нуждалась в рынках сбыта, а “сверхдоходы” последних предвоенных лет быстро “сгорели” в условиях боевых действий (ничего не напоминает?). Промышленности на Юге фактически не было, а значит, деньги могли поступать только от экспорта.

Единственным способом снабжения южан в период войны была контрабанда европейских товаров на т.н. “блокадопрорывателях”- небольших юрких судах, в основном приходивших из европейских колоний в странах Карибского бассейна. Для примера выгодности такой контрабандной торговли можно отметить соотношение цены на соль: если в голландском порту Нассау на Антильских островах тонна соли стоила 7,5 долларов, то в столице Конфедерации, Ричмонде, она составляла 1750 долларов за тонну. Однако контрабандисты не хотели загружать суда оружием и предметами промышленного производства, предпочитая продовольствие и товары роскоши для элиты Юга, что лишний раз ударяло по армии конфедератов.

В январе 1865 года северяне взяли порт Уилмингтон – последний, через который шло хоть какое-то сообщение с Европой. Путь к взятию столицы мятежников – Ричмонда – был открыт, а армия Юга осталась без возможности пополнять запасы. Через четыре месяца Конфедерация пала.

Бойкот английских товаров в Индии

gandi-idet

Дата: декабрь 1920-1933 годы (с перерывами)

Инициатор: Махатма Ганди, партия “Индийский национальный конгресс”; в широком смысле – сторонники независимости Индии от Великобритании

Против кого: английская колониальная администрация; английские банки, компании, учреждения образования

Ход и результаты:

Ненасильственное сопротивление – уникальное явление в истории мировой антиколониальной борьбы, неразрывно связанное с персоной своего теоретика и лидера Махатмы Ганди. Эффект от такого сопротивления был достигнут за счет длительного и системного характера, а также участия  в нем почти всех слоев населения Индии. Сознательно отказываясь не только от всякой формы насилия, но и от классового принципа борьбы, Ганди объединил идеей пассивного сопротивления почти весь народ огромной Индии.

Наиболее известной акцией стал провозглашенный Ганди в 1931 году т.н. “Марш к морю”. Индусы отказались платить новый налог на соль, после чего несколько тысяч протестующих прошли от города Ахмадабада к Аравийскому морю, где показательно добывали соль из морской воды. По всей стране началась массовая волна неповиновения и отказа покупать английские товары. Ганди призвал также не платить налоги британцам, при этом настаивая на мирном характере всех акций и демонстраций.

Британцы начали массовые аресты членов ИНК – партии, возглавляемой Ганди, а затем заключили в тюрьму и его самого. Это вызвало лишь новые массовые демонстрации и протесты. Итогом стало освобождение Ганди и его сторонников из тюрьмы и согласие британцев на условия ИНК. Его признали политической партией и разрешили вести легальную пропаганду за независимость Индии.

В дальнейшем, особенно в 1940-х годах, ненасильственный характер сопротивления англичанам все более утрачивался, а значительную роль в движении стали играть классические революционные радикалы. В конечном счете, движение Ганди привело в 1947 году к провозглашению независимости Индии. Правда, насилие тут же восторжествовало: страна скатилась в войну между индуистами и мусульманами, плюс начались военные конфликты и на национальной почве, тем более, поощряемые англичанами. Сам же Ганди, утрачивая влияние на эти процессы, в 1948 году был убит сторонником радикальных сил в своей собственной партии.

Блокада Западного Берлина

airdrop

Дата: 21 июля 1948 – 12 мая 1949 гг.

Инициатор: советская оккупационная администрация в Германии: шире – Советский Союз

Против кого: население Западного Берлина, оккупационные администрации западных союзников  Германии

Ход и результаты:

Сам факт существования такого анклава, как Западный Берлин, “зажатого” со всех сторон территориями, находившимися под военно-политическим контролем СССР, делал его “бельмом на глазу” советских оккупационных властей. Начавшаяся холодная война требовала разрешения “германского вопроса”, т.к. именно здесь силы вчерашних союзников, а теперь – непримиримых противников, непосредственно соприкасались. Объективности ради следует заметить, что США и Великобритания также отлично понимали тот факт, что советская армия никуда из Германии уходить не собирается, и фактически смирившись с потерей советской оккупационной зоны, готовились к провозглашению на контролируемой ими территории нового государства – ФРГ. Западный Берлин, отделенный от этой территории, автоматически становился заложником игр сверхдержав.

Поводом для ужесточения режима в отношении Западного Берлина советская оккупационная администрация выбрала денежную реформу, проведенную в западных зонах. Советы заявили, что тем самым западные союзники нарушили обязательство создать в будущем единую Германию. Однако еще с начала 1948 года, советские оккупационные войска постепенно ужесточали бюрократические формальности при досмотре грузов, приходящих в Западный Берлин из Восточной Германии. Затем настал черед транспортной блокады. К лету 1948 года наземное снабжение Западного Берлина было полностью блокировано.

Американцы и британцы пошли на организацию воздушного моста для снабжения изолированного Западного Берлина. Сразу же стало понятно, что сбивать транспортные самолеты советская ПВО не будет, т.к. уже первый такой случай привел бы к настоящей “горячей” войне. Тем самым смысл блокады был нивелирован: путем огромного напряжения сил союзникам удалось наладить снабжение и предотвратить голод в Западном Берлине. В течение года состоялись 278 228 полетов британской и американской транспортной авиации, доставлено 2 326 406 т грузов. В основном, привозился уголь – 1,44 млн т.  Продовольствия было поставлено 490 тыс. т, в основном в порошках – для экономии веса. Было также доставлено 160 тыс. т строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Западном Берлине.

Следует отметить, что по “волшебному мосту” доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Зимой 1948-49 в городе усилилась смертность, особенно среди детей, и отмечался рост инфекционных заболеваний. Медикаментов союзники доставляли мало, тем не менее, в глазах западных берлинцев они были спасителями от большевистских варваров, обрекших горожан на голод. Блокада, как и последовавшее через десятилетие после этого построение Берлинской стены, окончательно убедило немцев в деструктивной и агрессивной роли СССР. Зато в сознании населения Германии роль США и Великобритании в ковровых бомбардировках стала нивелироваться – ее заменил новый имидж “спасителей демократии и свободы от нищеты, голода и репрессий”.

В ходе воздушного моста, в результате аварий и катастроф, союзники лишились 70 пилотов – 31 американского и 39 британских.

В итоге, 12 мая 1949 года блокада Западного Берлина была снята. Она стала окончательным поводом для бывших западных союзников СССР для создания ФРГ и НАТО. Неуспех блокады, по сути, положил конец экспансии большевизма в Европе. Зоны влияния были зафиксированы, и несмотря на незавидные судьбы малых стран Восточной Европы, оказавшихся на долгие десятилетия под советской пятой, дальнейшего нарушения статус-кво в Европе не происходило.

Блокада Кубы

Cuba-vs-USA

Дата: с 19 октября 1960 – по наст. время; санкции постепенно снимаются

Инициатор: правительство США

Против кого: коммунистическое правительство Кубы

Ход и результаты:

После национализации американской собственности на Кубе США прекратили поставлять на Кубу нефть и покупать ее сахар – основной продукт экспорта, хотя действовало долговременное соглашение о покупке. Следующим шагом кубинцев стала национализация филиалов американских банков – т.е. фактическое присвоение их активов  более чем на миллиард долларов.

В итоге Вашингтон объявил о полной экономической блокаде Кубы. Кубинцы тут же переориентировались на СССР и страны Восточной Европы, до самого конца существования Советского Союза продавая туда свой сахар в массовом количестве. Это вызвало консервацию аграрно-сырьевого характера экономики Кубы и – наряду с сознательной позицией кубинских властей и менталитетом кубинцев – к экономическому застою в стране, поддержанию уровня жизни на уровне удовлетворения базовых потребностей, сохранению карточной системы, введенной как временная и т.д.

После крушения СССР Куба впала в еще большую экономическую депрессию. Когда к власти в России пришел Владимир Путин, Фидель Кастро пытался договориться о возобновлении хотя бы половины прежних объемов поставок, но Россия не захотела продавать свою нефть Кубе по “дружеской” цене, учитывая стоимость доставки. Закупки сахара на Кубе также не особо увеличились, т.к. Россия не хотела платить за него долларами. Именно с тех пор кубинцы считают, что русские окончательно их “кинули”.

Кубинское правительство вынужденно пошло на постепенную либерализацию экономики. В ответ администрация Клинтона в 2000 году разрешила продавать Кубе большой ассортимент аграрной продукции. Обама еще смягчил санкции в 2009 году, однако затем продлил торговое эмбарго, несмотря на восстановление 2015-16 годах дипломатических отношений с Гаваной.

Итогом возобновления дипотношений стал заход на Кубу компании Starwood, ставшей оператором двух кубинских отелей. Еще одной компанией стал круизный оператор “Carnival Corp.”, чьи лайнеры будут теперь заходить в порты острова. Также на Кубу собираются зайти Cisco Systems и General Electric. Тем самы американский бизнес вернулся на Кубу де-юре и де-факто.

Кроме того, Обама снял часть запретов на осуществление денежных переводов с США на Кубу, а также  ряд ограничений на работу кубинцев на территории США.

Блокада Литвы

deficit-sovoc

Дата: 18 апреля – 1 июля 1990 года

Инициатор: правительство СССР

Против кого: руководство Литвы, заявившее о планах выхода из СССР

Ход и результаты:

11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы провозгласил независимость Литовской Республики, отменил действие Конституции СССР и Конституции Литовской ССР на ее территории и заявил о выходе республики из состава СССР.

В ответ Москва решила задушить “первую ласточку” свободы на советских просторах в экономической блокаде. 18 апреля было объявлено об ограничении поставок продукции в Литву, были прекращены поставки нефти на Мажейкяйский НПЗ, а на следующий день до минимума сокращены поставки газа.

К тому же, еще до начала блокады, 23 марта, в Вильнюс вошли советские войска и танки, 26 марта советские десантники заняли городской комитет компартии Литвы (КПЛ), Высшую партийную школу, Дом политпросвещения, 27 марта – здание ЦК КПЛ и другие общественные здания. Таким образом, блокада сопровождалось военным давлением и угрозой силового свержения нелояльного правительства Литвы.

19 апреля литовское правительство, уже не считавшее себя связанным отношениями с СССР, создало из представителей правительства и руководителей энергетических предприятий Комиссию по координированию вопросов обеспечения хозяйства Литвы топливом и другими энергоресурсами. Учитывая нехватку сырья, Верховный Совет республики 24 апреля принял постановление о формировании Государственной комиссии по подготовке и реализации плана антиблокадных мер, которую возглавила премьер-министр страны Казимера Прунскене. В Литве фактически было введено нормирование продажи продуктов питания, был предусмотрен запрет вывоза за пределы республики сырья и продукции без специального разрешения. Было начато освоение литовского месторождения нефти и выкачаны первые 12 тысяч тонн.

23 мая Верховный Совет Литвы в “Обращении к народам мира” назвал экономическую блокаду агрессией и провозгласил свое право на сопротивление ей. Однако позднее, понимая серьезность ситуации, и учитывая возможность своего возможного разгона советскими десантниками, 29 июня литовский парламент объявил стодневный мораторий на Акт о независимости. Однако предусматривалось, что мораторий вступит в силу только после начала переговоров с СССР. То есть, московский режим провозглашался однозначно внешним, причем враждебным, объектом политики. Сразу после этого Михаил Горбачев дал приказ возобновить поставки на Мажейкяйский НПЗ. 6 июля были отменены ограничения на въезд в Литву, 7 июля прекращена железнодорожная блокада мятежной республики.

По оценкам, совпадающим как у литовских, так и советско-российских экспертов, два месяца блокады нанесли Литве ущерб в 11% ВВП. В новейшей истории Литвы этот период стал легендарным началом подлинной борьбы за независимость. Просоветские симпатии в Литве начали с этого момента таять еще стремительнее, чем раньше. О возвращении республики в советскую орбиту уже не могло быть речи.

Морская блокада Югославии

esmintsu

Дата: 22 ноября 1992 – 2 октября 1996 гг.

Инициатор: ООН

Против кого: воюющие стороны на территории распадающейся Югославии

Ход и результаты:

Резолюция Совета Безопасности ООН № 787, принятая в 1992 году, содержала призыв ко всем государствам обеспечить соблюдение эмбарго в отношении воюющих сторон в Югославии. Целью блокады провозглашалось обеспечение соблюдения экономических санкций и эмбарго на поставки оружия и военной техники на территорию боевых действий, в частности, в Хорватию и Боснию.

Следить за исполнением резолюции с правом применения силы было поручено НАТО. Корабли Альянса имели право останавливать, проверять и не пропускать суда, направлявшиеся в воды бывшей Югославии. Первоначально блокаду осуществляли эсминцы Турции, Италии, Германии, Греции и Великобритании, а также фрегаты США и Нидерландов, которым оказывал поддержку морской патрульный самолет НАТО. На втором этапе, с лета 1993 года блокада расширилась, в ней приняли участие 22 корабля и 8 самолетов из 14 стран.

За время операции из более чем 100 тысяч судов, проходивших в территориальных водах экс-Югославии, в контрабанде оружия или запрещенных товаров были уличено только около двух десятков.

Согласно отчету представителей НАТО, ни одно судно не смогло успешно прорвать блокаду. Однако оружие в Югославию поставлялось через сухопутные границы, что сделало Балканы в 1990-х самым вооруженным и мафиозным регионом Европы. Таким образом, влияние блокады на деэскалацию войны в Югославии можно считать лишь частичным.

Блокада Приднестровья

znak-stop

Дата: с 1992 года, усиленный этап – с 2006 года

Инициатор: Молдова, с 2006 года активное участие принимает Украина

Против кого: сепаратистская Приднестровская Молдавская республика (ПМР)

Ход и результаты:

Фактически со дня своего провозглашения, ПМР живет в режиме “блокадно-контрабандного” государства. Вначале блокаду объявило центральное правительство Молдовы в Кишиневе, однако при коммунистическом президенте и премьер-министре Владимире Воронине эта блокада тоже осуществлялась не очень последовательно.

Что касается Украины, то она нанесла удар по приднестровской экономике в сентябре 2006 году, когда украинская таможня, по договоренности с молдовской стороной, стала пропускать только грузы, имеющие таможенное оформление и сертификаты Республики Молдова. 4 сентября грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью прекращено. Таким образом, приднестровский экспорт оказался полностью блокированным, многие предприятия остановились.

В ПМР подсчитали, что с 2006 по 2014 год тамошние предприятия потеряли свыше 450 млн долларов, а местный бюджет – около 80 млн долларов налогов. С 2006 года Приднестровье покинуло свыше 10% населения, или порядка 30% трудоспособного населения. Сейчас в “республике” на одного человека трудоспособного возраста приходится 2 пенсионера.

Кроме того, в 2015 году Петр Порошенко денонсировал соглашения от 1995 года о транзите через территорию Украины военных формирований РФ, которые находятся на территории Молдовы. Таким образом, прекратилось не только сухопутное снабжение российского контингента в Приднестровье, но и ввоз “за компанию” в ПМР контрабандных товаров под военной “крышей”.

После этих событий, учитывая ухудшение состояния экономики России – главного донора “республики”, Приднестровье попало в еще более незавидную ситуацию. Глава правительства ПМР в 2013-15 годах Татьяна Туранская заявляла в 2015 году, что доходы “республики” не покрывают и 50% расходов. По словам Туранской, каждый месяц на содержание пенсионеров и бюджетников требуется около 440 млн приднестровских рублей (40 млн долларов). При этом ежемесячные реальные доходы ПМР составляют порядка 170 млн рублей (15 млн долларов). Одновременно у ПМР растет кредиторская задолженность, превышающая на данный момент 300 млн рублей (27 млн долларов).

При этом сельское хозяйство Приднестровья пока еще в состоянии прокормить население, а Молдавская ГРЭС и Дубоссарская ГЭС не только покрывают потребности приднестровья в электроэнергии, а еще и экспортируют излишки в Молдову, Украину и Румынию.

Блокада Сектора Газы

sector-gaza

Дата: с 19 сентября 2007 года

Инициаторы: Израиль и Египет

Против кого: палестинские террористические группировки, базирующиеся на территории Сектора Газа

Ход и результаты:

Блокаду Израиль провозгласил в ответ на волну постоянных ракетных и минометных обстрелов своей территории Израиля с территории Сектора Газы. Обстрелы значительно усилились после полного выхода Израиля из Сектора в августе 2005 года и после прихода к власти в секторе группировки ХАМАС в феврале 2007 года.

Несмотря на блокаду, обстрелы продолжились и периодически возобновляются, в результате чего дважды проводил военные операции в Секторе: зимой 2008\2009 года – операцию “Литой свинец”, а в 2012 году – “Облачный столп”. Число обстрелов после этого уменьшилось, но террорическая деятельность против Израиля, инициируемая ХАМАС, не прекратилась, потому блокада продолжается.

Согласно отчету Совета безопасности ООН за 2010 года, блокада уже на тот момент привела к росту бедности, безработицы, перебоям со снабжением продуктами питания. Отмечалось, что около 80 % населения Сектора зависят от гуманитарной помощи, а лишь 10-15% воды безопасны для питья.

Вплоть до лета 2010 года Израиль разрешил ввозить в Газу около 80 наименований товаров, разделенных на три категории: продукты, лекарства, товары домашнего потребления. При этом большинство этих товаров также поставлялись нелегально из Египта по подземным тоннелям.

Одним из наиболее существенных является запрет Израиля на ввоз строительных материалов, т.к. многие дома в Газе разрушены в ходе Израильских военных операций. При этом израильские и некоторые европейские журналисты отмечают, что палестинцы намеренно  не восстанавливают некоторые кварталы для того, чтобы демонстрировать их зарубежным гостям. Также журналисты свидетельствовали, что население Газы отнюдь не страдает от гуманитарной катастрофы и нехватки товаров первой необходимости: в магазинах Сектора продается и новейшая электроника, и медикаменты, а на рынках – традиционное для восточных базаров разнообразие продуктов.

Симпатики Палестины несколько раз пытались прорвать блокаду. Самым громким инцидентом стал перехват израильскими военными т.н. «Флотилии свободы» в 2010 году. Тогда в результате столкновения израильских спецназовцев и пассажиров одного из судов конвоя погибли девять граждан Турции. Это привело к существенному охлаждению отношений между Анкарой и Тель-Авивом. аналогичный случай имел место в 2016 году, когда изрильятен задержали яхту «Зейтуна-Олива» с 18 голландскими правозащитницами на борту.

К тому же, период нестабильности в соседнем Египте в 2010-12 годах привел к усилению контрабанды через подземные туннели на границе Сектора. Затем наступил период усиления ограничений на египетской границе, однако в 2016 году новое правительство Египта приняло решение существенно ослабить блокаду Газы и даже создать зону свободной торговли в неспокойном пограничном регионе.

Автор: Павел Серов, КОНТРАКТЫ

You may also like...