За гранью отчаяния. Почему люди добровольно уходят из жизни?

Почему люди добровольно уходят из жизни? Что заставляет их набрасывать петлю на шею, вскрывать вены и делать роковой шаг? Не так давно украинские ученые-биохимики обнаружили шесть генов, нарушения в работе которых вызывают у человека предрасположенность к самоубийству. Но пока нет убедительных данных практического применения этого открытия, простой обыватель будет твердо убежден: одной из главных причин суицида является социально-бытовая неустроенность. Попросту говоря, наши злыдни. Государству же, в отличие от нас смертных, всегда удобнее было считать всех самоубийц сумасшедшими, отказывая им тем самым в свободе распоряжаться собственной жизнью. Достаточно вспомнить 30-е годы минувшего века, когда в Госкомстате СССР закрыли сектор, занимающийся статистикой самоубийств: эту чудовищную по своему размаху проблему передали психиатрам, фактически закрепив за любым «вешальником» статус умалишенного. В США в тот же период самоубийц, если они выживали, приговаривали к тюремному заключению.

Между тем, как это давно показали суицидологические исследования, количество душевнобольных среди самоубийц не превышает числа тех, кто умирает своей смертью. То есть суицид в общем случае никак не связан с психическим расстройством.

СУИЦИД — УДЕЛ БОГАТЫХ?

Так что же такое на самом деле самоубийство — акт свободного волеизъявления или грех? Кто чаще всего решается наложить на себя руки? Ученые развенчали миф о том, что люди идут на самоубийство из-за низкого уровня жизни и ничтожного социального статуса. Здесь-то как раз все наоборот.

Статистика показывает: когда общество вынуждено решать проблему физического выживания в условиях кризиса, количество суицидов резко сокращается. Когда же оно достигает высот в жизнеобеспечении каждого из своих членов, число самоубийств резко растет. Видимо, это связано с тем, что удовлетворенные потребности людей в развитых странах не вызывают сами собой поддержания психологического тонуса — это происходит только в момент преодоления трудностей.

И в социальной сфере прослеживаются аналогичные тенденции — чем выше общественный статус, тем больший процент суицидов. Иными словами, среди выпускников Гарварда гораздо больше потенциальных самоубийц, чем среди «отбросов» Гарлема.

Известно также, что больше половины самоубийц принимают решение в состоянии аффекта. Их особенно много среди смертельно больных. Суицидальный синдром может также иметь мотив «кому-то назло». Отдельно в этой общей трагической картине стоит любовь. Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, именно неразделенная любовь толкает на самоубийство 42 процента девушек и 36 процентов юношей в возрасте до 16 лет. К 25 годам удельный вес этой причины резко снижается.

ХАРАКИРИ — ДОРОГА В ВЕЧНОСТЬ

В Англии самоубийство считалось противозаконным вплоть до 1961 года. Пока не появился закон о суициде, выражающий особенное к нему неодобрение вообще, но признавший, что «степень серьезности этой проблемы не позволяет ее решать путем законодательного запрещения».

В старом норвежском праве суицид рассматривается как «бесчестное убийство». С либерализацией права отношение к суициду становится терпимее. Однако в общественном сознании современных норвежцев сохраняются культовые стереотипы викингов, в которых вся сфера суицида — табу. Сегодня наиболее распространенные способы суицида среди норвежских мужчин — повешение и вскрытие вен, среди норвежских женщин — отравление и повешение. Утопление одинаково распространено среди обоих полов.

В Швеции основные мотивы суицида — социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации, несостоятельность.

В голландском законе с 1808 года прекращены преследования за самоубийства. А в общественном мнении табу на суицид исчезло одновременно с табу на секс, порнографию, наркотики, гомосексуализм и проституцию. В Голландии, наряду с Испанией, Италией, Ирландией, Шотландией, уровень суицида довольно низкий — около 10 случаев на 100 тыс. населения. Для сравнения, в Украине этот показатель выглядит как 50 завершенных попыток самоубийства на 100 тыс. граждан.

В Италии отношение к самоубийцам наиболее резкое и негативное по сравнению с остальными европейскими странами. Лишить себя бесценного божьего дара — смертный грех. Печать позора падает на семью.

Китайцы в соответствии с историческими традициями считают, что суицид не следует поощрять, но и преследовать за покушение на него не стоит.

В Индии самоубийство было и остается одной из характерных особенностей ритуальной жизни. Там считается, что лучшая жертва, которую человек может принести богам — он сам, и это открывает ему дорогу в вечность.

Япония прочно занимает позиции одного из мировых лидеров и по средней продолжительности жизни, и по высокой статистике суицида. Все виды самоубийств в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия. «Докуяку дзисацу» — самоубийство ядом или снотворным, «дзисю дзисацу» — утопление, «тоосин дзисацу» — броситься с высоты. Харакири («сэппуку») дословно «разрезание живота» — самый известный национальный вид ритуального самоубийства.

ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Скорее всего, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно жутко, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Осознание того, что ты был рядом и мог помочь, остановить, приходит уже после… Часто бывает, не только учителя, психологи, но и сами родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния. И только мы виноваты в том, что дети сознательно идут на смерть. Мы сами зачастую толкаем их на это своими необдуманными поступками, словами. Они ждут от нас помощи, а мы…

Вы когда-нибудь задумывались, насколько тяжелыми для вашего отпрыска могут быть последствия развода? Разрушается семья, родители расходятся, а малышу становится невыносимо больно от мысли, что он ничего не может сделать в этой ситуации, что она ему неподвластна. Второй момент, который тяжело переносят и мальчики, и девочки, — это то, что самые дорогие на свете люди расстаются непримиримыми врагами, да еще при этом ставят свое дитя перед чудовищным выбором между папой и мамой. Ребенку в возрасте девяти-десяти лет (именно в этом возрасте дети чаще всего совершают суицидальные попытки из-за семейных проблем, именно с десяти лет они начинают испытывать депрессии и хронические усталости) еще трудно до конца понять и осознать, что же на самом деле происходит, чего от него хотят. Ведь для крохи и мама — хорошая, и папа — хороший. Но в то же время они решают быть не вместе.

Вот почему детские психологи единодушны во мнении: определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают в «ячейке общества». Зачастую роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это то место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Внимание! Дети неспособны говорить, что у них депрессия, что им плохо. Но если вы заметили, что: у дочки или сына сгрызены ногти неизвестно до какой степени; что он избегает момента, когда ему нужно будет идти спать (обычно это расценивается как упрямство, хотя на самом деле ребенок просто боится оставаться наедине с собой, со своими проблемами); энурез; чрезмерная обидчивость, когда ваше чадо плачет по нескольку раз на дню, — все это должно расцениваться как сигнал о том, что маленькому человечку очень плохо.

Мила Алексеева, СН

You may also like...