Писатель, он же шпион: о связях украинских литераторов со спецслужбами

Настоящий разведчик – тот, кого в этом и не заподозришь. Но вовсе необязательно, чтобы он был сереньким неприметным типом. Мол, на такого взглянул – и забыл. Быть всегда на виду, – тоже неплохой способ замаскироваться. Писатели-шпионы маскировались книгами. Некоторые знаменитые мастера слова были тайными агентами. Дефо основал английскую разведку, Хемингуэй командовал шпионской группой, а украинца Петрова-Домонтовича готовили к расправе с фюрером.

Хрестоматийные примеры – деятельность Вольтера и Бомарше, Киплинга и Свифта, Моэма и Грина. Нобелевские лауреаты Джон Голсуорси и Герберт Уэллс тоже из числа «рыцарей плаща и кинжала». Из русских советских литераторов – драматург Юрий Кротков и детская писательница Зоя Воскресенская.

Писатель Ростислав Доценко рассказал «Газете…» о связях украинских литераторов со спецслужбами.

Петрова-Домонтовича готовили убить Гитлера?

– Одной из таких фигур был Глеб Лазаревский. О его сотрудничестве с органами можно говорить, взглянув на биографию, – говорит Ростилав Доценко. – Интересно, например, что Лазаревский был полковником в Украинской державе Петра Скоропадского, в советское время работал клерком, а в 30-х годах ему разрешают уехать за границу в научную командировку – исследовать архивы о Шевченко. Вроде бы на три месяца.

Не будем строить догадки, как удалось бывшему «самостійнику» уговорить бдительную власть выпустить его из Союза. Но оставался он в Варшаве почти девять лет, да еще и публикуя антисоветские статьи!

Семью Лазаревского засылают в Сибирь. Наказали? Но когда «изменник» возвращается, ему разрешают работать сначала учителем, а потом он переходит в Академию наук… Правда, после войны власть резко вспомнила все, и его уволили. Писатель уехал во Львов, где в 1949 г. и умер.

Загадочный период его работы за границей, выпады против Советов – это и есть частица тайной, до конца не исследованной жизни Лазареского.

– О еще одном известном писателе – Юрии Смоличе, тоже есть интересные факты, – говорит собеседник. – Скажем, он издал книгу воспоминаний, целые отрывки из которой повторялись слово в слово – где бы вы думали? В рассекреченных документах спецслужб! Складывается впечатление, что автор писал мемуары на два адреса… И это лишь один из фактов.

Но самый умелый украинский писатель-разведчик действовал на совсем другом, высшем уровне «невидимого фронта». Во время оккупации Харькова в 1941 г. среди нацистов на улицах города можно было видеть Виктора Петрова – известного украинского ученого-этнографа, писателя и, как оказалось после войны, разведчика. Именно это было причиной того, что он, директор Украинского института фольклора, надел форму немецкого офицера. Под маской нациста разведчик побывал в Киеве, Кременчуге, Севастополе. И даже в Берлине!

Юрий Смолич издал книгу воспоминаний, целые отрывки из которой повторялись слово в слово – где бы вы думали? В рассекреченных документах спецслужб! Складывается впечатление, что автор писал мемуары на два адреса…

Попытавшись заглянуть в прошлое Домонтовича (таков его литературный псевдоним), можно понять, как талантливый ученый стал работать в спецорганах.

Еще в 1928 г. власть «присмотрелась» к Академии наук, где работал исследователь. Режиму не нравилось, что там в почете была украинская идея. А когда Домонтович получил приглашение на конференцию филологов в Прагу, его не пустили. В те времена это означало: не доверяем мы вам, товарищ дорогой. Исправляйтесь, а то…

Уже в 1930-м году Академию начали «чистить». Но его оставили в покое. Исправился? В решении специальной комиссии причина звучала так: «принимая во внимание признание своих ошибок, а также за общественную активность в последнее время». Это можно понять, как согласие писателя сотрудничать со спецслужбами.

К этому времени он успел издать несколько известных романов: «Девушка с медвежонком», «Алина и Костомаров», «Романы Кулиша» и другие, именно в разгар войны в Харькове выходит его роман «Без почвы». Кстати, роман появился в журнале «Украинский посев», редактором которого Домонтович был сам. Как-то странновато выглядит украинский писатель в немецком мундире, издающий журнал в оккупированном городе. Есть и другие неясности в его биографии.

Домонтович работал в Мюнхене до 1949 г. Говорят, потом был провал, и редактор журнала «Арка», преподаватель этнографии и советский резидент исчез. Спланированная спецслужбами СССР операция по переправке Домонтовича в Москву удалась.

До сих пор информация о нем засекречена. Но сохранились интереснейшие сведения: будто бы сам Виктор Петров-Домонтович рассказал о своей деятельности. Он должен был возглавить украинское правительство (если бы нацисты пошли на это), он спас караимов от уничтожения фашистами, но самое захватывающее – его готовили к покушению на Гитлера в винницком бункере!

После всех бурных событий писателя-разведчика наградили орденом Отечественной войны. Последние годы он жил в Киеве и умер в 1969 г.

Остается лишь добавить, что роман Домонтовича «Доктор Серафикус» сейчас изучается в школах, но его нелишне прочитать всем.

Грэм Грин шпионил в Африке

Грэм ГринВообще-то, если бы не его слабое здоровье, то воевать бы ему на фронтах Второй мировой. Но так уж сложилось, что в окопы Грэма Грина не отправили. Тогда он, видимо, решил, что пули – не единственный способ борьбы с врагом. Есть и другие – например, разведка. Небольшое отступление: его брат был шпионом, работающим на Японию, сестра служила в МИ-6, а основателем военно-морской разведывательной службы Великобритании был брат его деда.

На курсах шпионов юношу научили премудростям агентурной работы, и в 1941 г. забросили в очень уж далекий тыл к немцам – в Африку. Что там делать?

Приказано информировать «Центр» о перемещениях немецких субмарин возле берегов Сьерра-Леоне, а также выведывать, что творится в соседнем Сенегале, где хозяйничают французы и стоит их линкор.

Но что делать в Африке? Да что угодно! Можно организовать публичный дом для французских вояк, и там разузнавать от них секретные сведения. Нет! – открестилось руководство от заманчивого предложения. Ну что ж… Есть еще идея – завербовать американских монахов, живущих в Сенегале. А вот это попробуйте! – разрешил Лондон. Но когда смиренные Господни слуги, приглашенные на хороший ужин к Грину, приехали, разведчика на месте не оказалось. Его куда-то срочно вызвали. Вербовки агентов не произошло.

Вот, в принципе, и все его шпионские достижения. К моменту отправки Грина с континента в 1943 г. шпион-писатель оттачивал литературные навыки в написании докладов о своей работе. Приходилось, честно говоря, кое-что сочинять. Этот опыт тайного агента отображен в его романе «Наш человек в Гаване».

После командировки в Африку Грэм Грин попал в Португалию. Страна нейтральная. Что, неужели снова отдыхать? Но руководство словно подсунуло свинью – Грину предстояло работать с его другом Маггериджем – тоже писателем, и тоже сотрудником «тайной канцелярии».

Маггеридж был чудовищно бестолковым – то, притворившись двойным агентом, выдал секретную информацию немецкому военному атташе, то решил утопиться в море (правда, передумал). А когда его отозвали, наконец, в родные края, он забыл в машине секретные документы.

Все эти приключения и шпионские страсти оба писателя потом использовали в своих книгах. Достаточно ироничных и самокритичных.

Эрнест Хемингуэй следил за немецкими резидентами на Кубе

Эрнест ХемингуэйПочему на Кубе? В 1940 г. писатель купил дом невдалеке от Гаваны. Казалось бы, можно спокойно жить и работать. Но вскоре началась Вторая мировая, и Хемингуэй со своим военным опытом не смог остаться в стороне.

В 1942 г. он предложил послу США на Кубе Брендену свою помощь в борьбе с нацизмом – создание агентурной сети. Посол согласился, и автор «Пятой колонны» сам, и к тому же, на свои деньги, вербует агентов. Их нашлось 25.

В «контрразведке» Хемингуэя они собирали данные о германских резидентах на острове Свободы. Они обеспечивали работу радиомаяков, и все, что связано с немецкими подлодками возле острова. Это угрожало американским кораблям, и писатель решил бороться.

Хемингуэй не служил в разведке, он просто «по состоянию души» не мог оставаться равнодушным к войне. Правительство США наградило его престижной «Бронзовой звездой». Считать ли это наградой за контрразведку? Судя по докладу посла на Кубе в Вашингтон – так оно и было. По другим данным, отличие ему вручили за храбрость – хоть он был военным корреспондентом, но в 1944 г. вместе с союзниками дрался в боях и вступил с американцами в отвоеванный Париж.

Есть и менее романтическая версия. Его «агенты» – грузчики, официант ресторана, контрабандисты и прочая разношерстная публика просто пьянствовали и называли себя «Преступным цехом». И уж никаких результатов в борьбе с нацистами не достигли.

Даниэль Дефо создал английскую разведку

Даниэль ДефоАвтора знаменитого «Робинзона Крузо» всегда тянуло к авантюрам. Он по жизни был любителем риска и денег. Начитавшись в молодости приключенческих романов, Даниэль и сам взялся за перо. Начал с язвительных политических комментариев, и не успела власть это «оценить», как двадцатилетний юноша прыгнул в омут не литературной политической борьбы, а реальной. Даниэль Дефо поддержал восстание герцога Монмаута против короля Стюарта. Мятежников разбили, и будущий писатель ударился в бега. Позже вновь берется за перо. И за свои едкие сочинения автор получает два года тюрьмы.

Отсидел. Потом – внимание! – его отправляют с важной миссией в Шотландию, договариваться о соединении двух держав. Отчего бы это диссидента превращать в дипломата? Нет, он сделал все отлично, и власть это признает.

А когда в Англии снова меняется правящая верхушка, Дефо снова пишет язвительные статьи. Парламент возмущен, писателя штрафуют и снова бросают за решетку. Это дипломата-то? Или уже шпиона?

Как бы то ни было, но литератор решил, что хватит ему коротать время в темницах, перестал дразнить власть и в 1719 г. издал чудный роман о Робинзоне, завоевавший весь мир.

КСТАТИ

Известные писатели-разведчики

Джонатан Свифт

Вольтер

Бомарше

Сомерсет Моэм

Редьярд Киплинг

Джон Голсуорси

Герберг Уэллс

Зоя Воскресенская

Платон СЛОБОДА, «Газета по-киевски»

You may also like...