Крушение царского поезда под Харьковом: правда и мифы

В четверг, 30 октября, в 6 утра около сотни православных харьковчан собрались на ступеньках у входа в здание Южного вокзала, чтобы доехать до станции «Мост», что за Борками, а оттуда — пешком до станции «Спасов скит». Так они отметили 120-летие крушения царского поезда. 

Они называют это покаянным крестным ходом — в память о погибших людях и в знак покаяния за то, что при советской власти здесь разрушили монастырь и часовню. Но главное — вспоминают то событие как чудо, ведь все члены царской семьи остались целы и невредимы.

Итак, в понедельник, 17 октября (30 октября по новому стилю) 1888 г., российские телеграфисты дрожащими пальцами отстучали известие: у станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с семьей возвращался из Крыма в Петербург.

«Энциклопедия Брокгауза и Эфрона» констатирует: днем в 2 часа 14 минут на 277-й версте от Курска, когда поезд, спустившись с уклона, шел по ровной насыпи (около пяти сажен высоты) со скоростью 64 версты, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде: «Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стоном изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения».

  Крушение царского поезда под Харьковом

В феврале 1889 г. дело о крушении царского поезда в Борках слушалось в Государственном совете. Выводы следствия озвучил Анатолий Федорович Кони, Александр III поручил ему опубликовать материалы. Но в печать они не попали.

Поэтому до сих пор существуют разночтения о причинах и обстоятельствах крушения.

Мифы о царе Александре и фотографе Иваницком

Крушение царского поезда под ХарьковомОдним из ярких штрихов картины катастрофы стало предание, что во время крушения император, резко поднявшись, подхватил падающую крышу вагона и удерживал ее на спине, пока из вагона не выбралась вся императорская семья и придворные.

Красивая легенда. Но более правдоподобной кажется версия российского юриста Анатолия Федоровича Кони о том, что крышу удержали сдвинутые от удара стены.

— Конечно, никакой богатырь эту многотонную крышу удержать не мог, — говорит харьковский исследователь, действительный член Российского Дворянского собрания Алексей Александрович Иваницкий. — Когда полвагона рассыпалось от удара, стены сложились, а крыша осталась лежать одной стороной «как шалашик».

Свою версию краевед подтверждает фотографиями, сделанными его дедом, харьковским фотографом Алексеем Михайловичем Иваницким, сразу после крушения.

Крушение было там же через год

Однажды сотрудники Змиевского краеведческого музея обнаружили в книге «Николай второй — последний русский император» фотографии, посвященные крушению 1888 г. И обратили внимание, что солдаты на фото в летней форме: белых гимнастерках! Хотя во время крушения — 17 октября по старому стилю — была, как сообщали газеты, «дурная погода — при пронизывающем дожде и сильной грязи».

Оказалось, что год спустя после катастрофы царского поезда, в июле 1889 г., на том же месте произошло еще одно крушение пассажирского поезда.

«Сходы с рельсов представляют, к сожалению, довольно частое явление на дорогах: их совершается у нас около 300 в год», — писала после крушения под Борками газета «Русские ведомости».

Хотя участок пути Тарановка — Борки ввели в эксплуатацию всего за два года до крушения, летом 1888 г. его признали аварийным — из-за некачественных строительных работ. Строителем был промышленник Лазарь Поляков, а председателем железнодорожного правления — И.С. Блиох.

Как сообщали харьковские газеты, за цикл работ «Крушение Царского поезда у станции Борки под Харьковом в 1888 году» император пожаловал фотографу Иваницкому «драгоценный золотой перстень с сапфиром, окруженным крупными бриллиантами», а также участок земли на берегу Северского Донца у села Гайдары Змиевского уезда.

 Лариса Ильич, Вечерний Харьков

Фото: Лариса Холманская

 

You may also like...