Герой обороны Севастополя. Двести лет назад родился контр-адмирал Владимир Истомин

19 марта исполняется 200 лет со дня рождения одного из выдающихся флотоводцев России контр-адмирала Владимира Ивановича Истомина. Его личность занимает достойное место в плеяде героев Крымской войны 1853–1856 годов.

Владимир Иванович родился в 1809 году в Эстляндской губернии в семье секретаря камерального суда. Кроме него, в семье были еще четверо сыновей: Константин, Андрей, Александр и Павел. Все они посвятили себя морскому делу и начинали службу на Балтике.

Владимир Истомин поступил в Морской кадетский (шляхетский) корпус в марте 1823 года. В Морской корпус поступали в то время преимущественно дети дворянства мелкопоместного. Система обучения в корпусе в бытность там Истомина была сложной. Штатных воспитанников числилось 700 человек, но было много и сверхштатных. Каждый из трех гардемаринских выпусков имел по четыре параллельных класса. У кадет же определенных классов не существовало, и воспитанник в зависимости от своих успехов по какому-либо предмету мог учиться на одном курсе с одними учениками, а на другом – с другими.

Число дисциплин резко возрастало в последний перед выпуском год, достигая двух десятков. Некоторые предметы, даже не входящие в состав собственно морских наук, как, например, артиллерия и фортификация, проходились подробно. Лучшим ученикам вроде Истомина разрешалось ходить на физические опыты, посещать Академию художеств, Медико-хирургическую академию, Кунсткамеру, Горный музей. Летом оставшиеся в корпусе ученики могли совершать прогулки на острова и взморье.

В 1827 году Истомин окончил обучение гардемарином, но «по недостижении законного числа лет не был произведен в мичманы». К тому времени в Кронштадте снаряжалась эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, следовавшая в Средиземноморье для помощи Греции в ее борьбе за независимость от Турции. Истомин был назначен на флагман эскадры – только что отстроенный корабль «Азов». Командиром «Азова» был капитан 1-го ранга М. П. Лазарев, подобравший в свою команду лучших молодых моряков. Он умел выбирать офицеров и, однажды выбрав, настойчиво вел их затем к совершенствованию.

Находясь на «Азове», Истомин принял участие в Наваринском сражении в октябре 1827 года, за участие в котором получил от самого начальника эскадры первую награду – знак отличия военного ордена Св. Георгия и был произведен в мичманы. Следующие два года он, оставаясь на «Азове» в составе эскадры Гейдена, участвовал в блокаде Дарданелл и Константинополя в ходе Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. и за отличную службу был награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

В 1830-м Истомин вернулся в Кронштадт и оставался на Балтийском флоте до 1835 года, после чего приказом Лазарева был переведен на Черное море, чтобы состоять лично при Лазареве как главном командире портов. Здесь Истомин сблизился с Корниловым и Нахимовым. Их связали дружественные отношения, сделав продолжателями дела, начатого Лазаревым. Именно здесь Владимир Иванович начал свою командирскую карьеру.

В 1837 году Истомина назначили командиром на шхуну «Резвая», а потом – на пароход «Северная звезда», на котором Николай I пожелал обойти все порты Южного Крыма и Кавказского побережья. В награду за ревностную службу Владимир Иванович получил от государя два бриллиантовых перстня и годовой оклад жалованья. В 1838-м Истомина назначили командиром шхуны «Ласточка», в 1840-м он был произведен в капитан-лейтенанты и в 1842-м получил в командование корвет «Андромаха», а в 1843-м – фрегат «Кагул».

В 1845 году кавказскому наместнику князю М. С. Воронцову понадобился флотский офицер, и Истомин был назначен исполнять его обязанности. Шла Кавказская война. Истомин принял участие в боевых действиях в мае 1847 года при выступлении отряда к Чираху, в начале июня – при занятии гербегильских садов и штурме Гергебиля, в конце июля – в отряде на Турчидаге. За отличие и храбрость в этих сражениях Истомин был произведен в капитаны 2-го ранга, а в 1849-м – в капитаны 1-го ранга и в 1850 году получил в командование новейший корабль – 120-пушечный «Париж».

К тому времени Лазарев был тяжело болен и по настоянию врачей уехал лечиться в Австрию. Вместе с ним поехал и Истомин. В апреле 1851 года знаменитый флотоводец умер. Похоронили его в Севастополе, на том месте, где после Крымской войны будет возведен Владимирский собор. Рядом со своим учителем лягут уже позднее один за другим Корнилов, Истомин и Нахимов, погибшие при обороне Севастополя.

Наступил 1853 год. Началась Крымская (Восточная) война. Эскадра вице-адмирала Нахимова одержала блестящую победу в Синопском сражении. Линейный корабль «Париж» под командованием Истомина 18 ноября особенно отличился: в разгар боя Нахимов, восхищенный искусными действиями «Парижа», приказал даже поднять сигнал благодарности, но все фалы нахимовского флагмана «Императрица Мария» были перебиты неприятельскими снарядами. Перед сражением Нахимов приказал командирам кораблей «заменить порядок ордера похода двух колонн». Вторую колонну возглавлял «Париж». Он отвечал огнем сразу пяти кораблям, отвлекая на себя орудийную мощь фрегатов, обстреливающих русский флагман.

«Владимир Иванович Истомин, – написал потом в рапорте Нахимов, – проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя». За Синопский бой Истомин был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и последовавшая затем осада Севастополя призвали контр-адмирала к новой деятельности – сухопутной. Когда после сражения у Альмы 8 сентября 1854 года и отступления русской армии к Бахчисараю Севастополь, располагавший лишь небольшим гарнизоном и 18 тыс. пехоты против 64-тысячной армии союзников, ожидал нападения с Северной стороны, Истомин был назначен командующим Северного укрепления города. Впоследствии он стал начальником его штаба.

Когда опасность, угрожавшая Северной стороне, миновала, Владимир Иванович получил в командование Малахов курган. «Дистанция велика, стоит 105 пушек, – писал он брату, – и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск». Очевидцы свидетельствовали о неутомимой деятельности контр-адмирала, который, обладая обширными познаниями в различных отраслях военного искусства, умело возводил укрепления на ключевой позиции и в течение полугода отстаивал Малахов курган.

В опасные моменты он действовал хладнокровно и обдуманно. «Много видал я людей храбрых в разных кампаниях, – писал очевидец, – но такая фантастическая храбрость, как в Истомине, есть явление редкое и достойное подражания». После первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 года Истомин был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. С того дня и до самой смерти он ни на день не покидал свой бастион.

Истомин добивался от гарнизонного начальства разрешения на возведение передового укрепления перед Малаховым курганом и предсказывал, что основные события будут разворачиваться не на 4-м бастионе, как полагали другие, а здесь, на Корабельной стороне – стратегически главном пункте оборонительной линии. «Если бы согласно желанию Истомина, – отмечал начальник штаба севастопольского гарнизона В. И. Васильчиков, – мы начали строить Камчатский люнет в то время, когда у французов не было ни одного орудия против этой местности, нет сомнения, что это очень важное для Малахова кургана укрепление было бы выстроено лучше и прочнее, чем это вышло тогда, когда оно стало строиться под перекрестным огнем новых неприятельских батарей».

По словам Истомина, он «выписал себя в расход с самого начала бомбардировки» и жил только «на счет англичан и французов». Однако ему не пришлось пережить падение Севастополя: 7 марта 1855 года он был убит.

Похоронили Истомина в склепе рядом с Лазаревым и Корниловым. На вершине Малахова кургана есть высота «Кривая пятка», у подножия которой обелиск. На нем надпись: «Здесь убит ядром в голову 7 марта 1855 г. контр-адмирал В. И. Истомин».

Святослав Кубалов, ВПК

You may also like...