Конец эпохи золотого стандарта

Ни один другой металл не играл столь зловещей роли в многовековой истории человечества, как золото. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. С этим металлом часто происходило вообще необъяснимое – он возникал невесть откуда и неизвестно куда исчезал.

Автор: МИХАИЛ ВОЛОДИН, Первая Крымская

В фильме «Свадьба в Малиновке» пан атаман Грициан Таврический горько сетовал по поводу того, что у него нет золотого запаса. А зачем он был ему нужен? Для того чтобы напечатать ассигнации, предусмотрев возможность их обмена на золото. Конечно, денежные купюры можно было нарисовать и без золотого запаса, но тогда им была бы грош цена. В Российской империи золотой стандарт был введен в 1897 году (один рубль при желании можно было обменять на 0,774235 г чистого золота), так что ко времени Гражданской войны население привыкло доверять только тем ассигнациям, которые были обеспечены драгоценным металлом.

Между прочим, большевики это учли — поначалу они пустили в обращение золотой червонец с изображением сеятеля, а позже установили золотое содержание рубля — 0,222168 г. С 1 января 1961 года в связи с изменением масштаба цен оно было повышено до 0,987412 г. Проблема была в том, что советским гражданам никто и никогда рубли на золотые слитки не менял. Вот в этом-то и заключалась вся хитрость. Вместо того чтобы сокрушаться, пану атаману следовало сделать вид, что у него золота куры не клюют, и печатать деньги. Так правители поступали во все века. Они знали — все решает не золото, а доверие людей.

Копи царя Соломона

Складывается ощущение, что в древности люди буквально купались в золоте, а самородки валялись в придорожной пыли. К примеру, легендарная царица Ассирии Семирамида отливала из чистого золота гигантские изображения богов. Одна такая статуя высотой около 12 метров весила тысячу вавилонских талантов (примерно 30 тонн). Еще более грандиозной была статуя богини Реи: на нее ушло 8 тысяч талантов чистого золота (почти 250 тонн). Богиня восседала на троне, по сторонам которого стояли два больших золотых льва. Ни в чем себе не отказывали и другие цари.

Библия свидетельствует: «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, весь храм он обложил золотом, весь храм до конца. И все сосуды у царя Соломона были золотые, из серебра ничего не было, потому что серебро в дни Соломоновы считалось ни за что». Впрочем, этот рассказ из Книги Царств вызывает некоторые сомнения. Откуда такое богатство могло скопиться в недавно образовавшемся небольшом государстве, притом, что у царя Давида его не было? Где были копи царя Соломона? А самое главное — куда все это золото потом исчезло?

В период с 1096 по 1270 год под предлогом освобождения от неверных гроба Господня были организованы 8 крестовых походов, причем третий по счету возглавляла венценосная троица — король Франции Филипп II Август, германский император Фридрих I Барбароса и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Вовсе не секрет, что их на самом деле привлекали не столько Божьи дела, сколько сказочные богатства Востока. Результат походов оказался нулевым и даже отрицательным, если посчитать затраты на снаряжение армий. А ведь прежде чем отправляться за тридевять земель, следовало внимательно прочесть Библию, обратив внимание на глубокомысленную фразу Соломона: «Мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают». Похоже, он сознательно преувеличивал золотой запас, чтобы укрепить свою власть и создать иллюзию несокрушимого могущества.

Следующими, кто попался на золотую удочку, были правители и банкиры Испании и Португалии, вдохновленные рассказами Кортеса и Писарро о неисчислимых богатствах Южной Америки, открытой Колумбом, искавшим Индию. К примеру, Франсиско Писарро заставил Великого Инка Атауальпу заплатить выкуп, заполнив золотом комнату размером 50 кубометров. И куда, спрашивается, делось все это сокровище? Золотую цепь, которую могли поднять только двести человек, инки спрятали, а все остальное на галеонах было отправлено в Испанию.

Но вот ведь какая незадача — шторм разметал корабли, и все золото утонуло. Это, кстати, в истории происходило постоянно — слоило только загрузить золото на корабль, как он неминуемо шел на дно. Например, английский пароход «Принц», имевший на борту 30 бочонков с золотом, в ноябре 1854 года каким-то чудом дошел до Балаклавы, но в бухту его не пустили — и золото не стали разгружать, а неделю ждали неизвестно чего. Кто же мог предположить, что в ноябре на Черном море случаются штормы, а всего лишь один якорь судно не удержит? Золото с погибшего корабля до сих пор так и не нашли.

Клад адмирала Колчака

Монеты, конечно, могли зарыться в грунт, но куда исчезли два золотых коня в натуральную величину (вес каждого не менее 1,5 тонны), которые приказал отлить хан Батый? Где, вообще, легендарные золотоордынские сокровища? Ведь все обыскали. Последнюю надежду связывали с Крымом, тем более что местные ханы, по слухам, добывали золото в заветной расщелине у горы Чатырдаг. Однако три крестовых похода Миниха, Ласси, Долгорукого в Крым оказались безуспешными — только положили прорву народа, причем не в результате столкновений с крымскими татарами (те были вооружены всего лишь луками и стрелами), а от обезвоживания и болезней.

Кстати, в 70-е годы экспедиция под руководством академика Шнюкова изучала золотоносные породы в Крыму и пришла к выводу, что в кристаллических породах материкового склона, уходящего в море, содержание золота может доходить до 1 — 2 граммов на тонну породы. При желании можно подсчитать, сколько крымской породы надо перелопатить, чтобы набрать золота хотя бы на одно обручальное кольцо.

И тем не менее в середине 90-х годов в Севастополе началась настоящая золотая лихорадка: люди с кирками и лопатами перерыли все окрестности в поисках золота. Естественно, ничего не нашли — слух о золотом месторождении оказался уткой.

Да что там золотоордынские сокровища, если неизвестно, куда подевалась большая часть золотого запаса Российской империи. Считается, что золото попало в руки адмирала Колчака, но вот что записал в своем дневнике 22 мая 1919 года французский генерал Жанен: «Мы ходили большой группой в банк по приглашению правительства, чтобы присутствовать при проверке денежного звонкого наличия, спасенного чехами в Казани.

Над подвалом, где находились ящики с золотыми слитками и платиновым песком, можно было видеть настоящую выставку золотых и серебряных вещей». Иными словами, союзникам показали несколько безделушек и ящики, а что в них было, неизвестно. На колчаковских империалах, правда, присутствовала надпись, что они «обмениваются на золотую монету без ограничения суммы», но никому сделать это так и не удалось. А дензнаками северо-западной армии генерала Юденича одна кондитерская фабрика в Таллинне вообще оклеивала коробки с конфетами. Но клад Колчака ищут до сих пор, надеясь, что миф окажется реальностью.

А где золото Третьего рейха? При разгроме Германии была обнаружена лишь небольшая его часть. Ходили слухи, что оно досталось американцам. К тому же у них были свои месторождения в Калифорнии и на Аляске, да и СССР вплоть до 70-х годов прошлого века исправно отправлял в США золотые слитки в счет поставок по ленд-лизу. И конечно, огромное количество драгметалла правительство США принудительно скупило у собственного населения по фиксированной цене $20,66 за унцию. Неудивительно, что к окончанию Второй мировой войны в Америке скопилась львиная доля мировых запасов золота.

Пришлось даже построить специальное подземное хранилище в Форт-Ноксе. Поэтому на Бреттон-Вудской конференции ООН в 1944 году американский доллар был признан единственной валютой, которая обеспечена золотом (из расчета $1 за 1,1 грамма, или $35 за унцию), а потому все прочие валюты членов МВФ было решено привязать именно к доллару. Рассматривалось, правда, предложение ввести общемировую валюту «банкор», привязав ее курс не только к золоту, но также к нефти и пшенице, однако американцы эту идею не поддержали.

«Экономический Аустерлиц» де Голля

По знаменитому плану Маршалла Америка предоставила Европе на послевоенное восстановление $12 миллиардов, причем $9 миллиардов просто подарила. К 1966 году денежный вал из Америки в Европу достиг $54,6 миллиарда. При этом американцы искренне удивлялись, почему Европа продолжает держаться за свои марки, франки и фунты стерлингов, если ей предлагают замечательные доллары. Все шло к тому, что национальные европейские валюты были бы задавлены, но это не произошло. Первым, кто спохватился, был президент Франции Шарль де Голль, который видел свою страну в ряду ведущих мировых держав.

Рассказывают, что отношение к доллару как к «зеленой бумажке» у де Голля сформировалось под впечатлением экономической задачки, рассказанной ему министром финансов в довоенном правительстве Клемансо: «На аукционе продается картина Рафаэля. Араб предлагает нефть, русский — золото, а американец выкладывает пачку стодолларовых банкнот и покупает Рафаэля за 10000 долларов. Вопрос: сколько в действительности заплатил американец? Ответ: три доллара, так как затраты на производство одной стодолларовой банкноты — три цента».

Шарль де Голль, будучи боевым генералом, действовал решительно, назвав операцию по освобождению французской экономики от долларов «экономическим Аустерлицем». На первом этапе доллары были выведены из обращения, что способствовало укреплению франка. А 4 февраля 1965 года он созвал пресс-конференцию, на которой заявил: «Мы считаем необходимым, чтобы международный обмен был установлен, как это было до великих несчастий мира, на бесспорной основе, не носящей печати какой-то определенной страны. На какой основе? По правде говоря, трудно представить себе, чтобы мог быть какой-то иной стандарт, кроме золота».

Вслед за этим де Голль предложил США обменять скопившиеся во Франции $1,5 миллиарда на золото. Американцы, разрывавшиеся между войной во Вьетнаме и проблемами в Карибском бассейне, поначалу сочли, что французский лидер ограничится пожеланиями. Ведь он сам однажды сказал: «Политик до такой степени не принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие понимают его буквально».

Однако де Голль пригрозил, что в случае отказа от обмена валюты Франция выйдет из НАТО. На американцев это подействовало, и они, скрипя зубами, забрали свою макулатуру, выложив золото. Но не успели они прикрыть бронированные двери Форт-Нокса, как появился канцлер ФРГ Людвиг Эрхард, причем он предъявил к обмену в несколько раз больше валюты, чем французы. Услышав, что канцлер вернулся из США с золотом, доллары для обмена по всему миру чуть ли не начали складировать вместе с прочим мусором, поскольку прошел слух, что их принимают на вес.

«Бери, я себе еще нарисую!»

Кончилось дело тем, что 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон, выступая по национальному телевидению, объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара. Тут уже забеспокоились американцы. Как же так, спрашивали они друг друга, ведь нам говорили, что золото девать некуда, а оказалось, что Форт-Нокс почти пуст? Из сбивчивых объяснений Никсона можно было заключить, что $52 миллиарда, которые находятся на руках американцев, золотом частично обеспечены.

Но за пределами США крутятся еще $132 миллиарда, за которые федеральный резерв никакой ответственности не несет. Если людям всего мира нравится любоваться на благородные лица американских президентов, изображенные на купюрах, то пусть себе любуются. Они могут как угодно использовать доллары у себя на родине, но в США их с этими никчемными бумажками никто не пустит. Эти доллары будут объявлены «грязными», или фальшивыми, ведь гарантированно определить подлинность купюры может лишь ее производитель.

С развалом СССР пришел черед нового плана Маршалла по восстановлению экономики постсоветских республик. Доллары вновь начали возить сухогрузами, однако на сей раз суда шли в российские и украинские порты. Сейчас в США находятся в обращении $150 миллиардов, а за пределами страны около $460 миллиардов. О золотом обеспечении американской валюты уже не может быть и речи. Сейчас американцы уверяют, что в Форт-Ноксе осталось около 8 тысяч тонн, но даже если это так, то это золото не может поддерживать американскую валюту.

В сущности, доллары уже ничем не отличаются от тех ассигнаций, которые персонаж «Свадьбы в Малиновке» Попандопуло пытался всучить попу-расстриге, говоря при этом: «Бери, я себе еще нарисую!» Но что же, в таком случае, поддерживает доллар на плаву? Арабская нефть, российский газ и украинская пшеница, к которым он прилип как банный лист. Но главное заключается в том, что среди нынешних политических лидеров не находится человека, который повторил бы «экономический Аустерлиц» Шарля де Голля.

You may also like...