Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху

 Понятно, что была цензура: многое запрещалось, имена вычеркивались и даже некоторые фотографии замазывались. Самое неожиданное, что узнаешь из книги Дэвида Кинга, что фотографии замазывали не только правоверные коммунисты, но и такие вроде авангардные персонажи, как Александр Родченко.

В своем экземпляре книги «Десять лет Узбекистана» он зачернил фото Исаака Зеленского, объявленного в 1937 году врагом народа, а спустя год расстрелянного (он проходил по тому же процессу, что и Николай Бухарин).

Эти четыре лица собственноручно замазал тушью гуру отечественного авангарда Александр Родченко.

Эти четыре лица собственноручно замазал тушью гуру отечественного авангарда Александр Родченко.

Делал он это ради переиздания своего собственного альбома «Десять лет Узбекистана», впервые напечатанного в 1935-м

Но речь в книге Дэвида Кинга идет не просто о цензуре. Речь идет именно о фальсификации истории: о том, как из нее вычеркивалось то, что было, и вписывалось то, чего не было. Самый знаменитый пример: картина 1927 года, на которой изображен Владимир Ильич, помогающий нести бревно во время субботника на Красной площади. Ленин такой поднатужившийся, будто тяжелоатлет, кажется даже, что он старается больше, чем рядовые красноармейцы. Кто не помнит эту картину, получившую кличку «Резиновое бревно», по «Родной речи»! Так вот Дэвид Кинг обнаружил фотографию 1920 года, сделанную во время того самого субботника: Ленин на ней скорее прогибается под тяжестью бревна, да и вообще видно – не очень напряжены его мускулы.

Вымарывали всех, оставляя в истории только «нужных» людей. В 1918 году появился снимок, на котором Ленин, Свердлов и Аванесов смотрят на открытие памятника Марксу-Энгельсу. В варианте начала 30-х годов под фото стояла подпись, что вышеперечисленные вожди, задравшие головы вверх, «наблюдают за полетом самолета». А в варианте 1939 года стоят только Ленин и Свердлов: Аванесова стерли со снимка. Для справки: Варлам Аванесов был сотрудником ЧК и именно он дал приказ расстрелять Фанни Каплан.

Главная тема книги – канонизация Сталина как друга, соратника и преемника Ленина и вождя народов. От изначального группового снимка, где среди двух десятков людей сидят Сталин, Ленин и Калинин, к 30-м годам остался только фрагмент – Сталин и Ленин. Остальные – не важны. А в версии 1938 года оказался не нужен и Ленин: Сталин на фото остался один. Как бог.

Список вымаранных из истории персонажей исчисляется сотнями. В книге Дэвида Кинга, конечно, есть не все. Но многие. От Троцкого, Зиновьева и Радека до, казалось бы, не самых главных персонажей, вроде Константина Мехоношина, в 1918 году бывшего комиссаром на Царицынском фронте. Комиссар и комиссар. Но оказывается, что на фронт его отправил Троцкий. Исправлять ошибки предыдущего комиссара – Сталина. Потому и стерли его с фотографии.

Такая вот книга. Оторваться невозможно. Такая и наша история. На XVII съезде партии присутствовал 1961 делегат. 1018 из них были потом расстреляны (Кинг утверждает, что дальше больше). А вы говорите – фотография.

Хрущев был не лучше

В 1947 году художник Владимир Серов написал большую картину «Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов». Колонный зал, рабочие и матросы, на возвышении стоит Ленин с протянутой рукой. А за его спиной – Сталин, Дзержинский и Свердлов. Замечательная картина, отвечающая историческому заказу партии. Потому Серов и получил Сталинскую премию в 1948 году.

Но после смерти Сталина появился новый заказчик и новая история. В 1962 году Хрущев попросил Серова изменить композицию – убрать Сталина из-за ленинской спины. Художник на всякий случай вместе со Сталиным убрал Дзержинского и Свердлова. На их месте стоят все те же рабочие и матросы.

Как пишет Дэвид Кинг, «трагедия и ужас этого эпизода замыкают круг, совершенный историей».

Николай Молок, по материалам сайта «Известия науки»

Фальсификация фотографий в сталинскую эпоху

Фотографии из книги Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары: фальсификация фотографий и рисунков в сталинскую эпоху». (The commissar vanishes: the falsification of photographs and art in Stalin’s Russia/David King; preface by Stephen F. Cohen; photographs from the David King collection. New York: Metropolitan Books, c1997. 192 p.: ill. (some col.); 30 cm.) взяты из блога Billy_Red 

Возможно, не все комментрии Дэвида Кинга соответствуют истинным намерениям фальсификаторов, но, в любом случае, материал интересный.

Многие наверно еще помнят недавний скандал с фотографиями ливано-израильского конфликта, которые разместило на своем сайте агентство Рейтер и признавшее, что один из его фотографов, Аднан Хадж, использовал компьютерные программы, дабы исказить действительность. А недавно на глаза попался интересный альбом, где рассказывается про фальсификацию фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху. Автор Дэвид Кинг воспроизводит, когда это возможно, оригинальный снимок и его отретушированный вариант, а иногда и несколько. Скажем, люди исчезают с фотографии один за другим, по мере их исчезновения из жизни или с политической арены. На одном отпечатке, в 1920-м году Ленин и Крупская поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем). Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей. Понятно почему. Смотришь и думаешь: вот этот смеется, а его больше нет. Этот смотрит испуганно – и его нет… И дальше – обвалом по книге: этих нет, и этих уничтожили, и вон тех, и тех…»

Немного фотографий с комментариями из альбома:

Прогулка по берегу канала Москва-Волга. Ежова, который перед арестом был снят и со второго своего высокого поста – наркома водного транспорта, – на отретушированном варианте рядом с Ворошиловым, Молотовым и Сталиным уже нет. Много лет спустя Хрущев сказал, что Ежов был не только алкоголиком, но и наркоманом и «получил то, что заслуживал».

Верхнее фото: руководители партии и правительства с артистами Московского Художественного театра в день празднования сорокалетнего юбилея труппы, 27 октября 1938 года.

Ежов во втором ряду, пятый справа, рядом с Никитой Хрущевым.

Нижняя фотография: опубликована в 1949 году, в связи с семидесятилетием Сталина. Ретушер убрал Ежова и Боярского, бывшего директора Художественного театра, к тому моменту тоже расстрелянного.

8 декабря 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел. Преемником его стал Берия, который 10 апреля 1939 года лично арестовал Ежова. А 4 февраля 1940 г. Ежов был расстрелян.

Вверху: солдаты, вышедшие на демонстрацию в первые дни Февральской революции 1917г., Петроград, Литейный проспект. В 1917 году такие открытки появлялись тысячами. На заднем плане видна вывеска ювелирного магазина «Часы. Золото и серебро». Что написано на флаге, прочесть невозможно.

Внизу: появившийся в том же году вариант той же фотографии, но на выеске ювелирного магазина уже другая надпись. «В борьбе обретешь ты прао свое». Черный флаг стал белым, и на нем – четкая надпись. «Долой монархию! Да здравствует республика!»

Ленин выступает с речью в Петрограде, на Дворцовой Площади, 19 июля 1920г. Снимок сделал известный фотограф, Виктор Булла, в день открытия 2-го конгресса Коминтерна. Когда фотографию решили опубликовать снова – 17 февраля 1924г. в посвященном памяти Ленина номере журнала «Красная нива», – то редакторы, видимо, сочли необходимым сильнее акцентировать популярность Ленина. Несмотря на низкое качество типографской техники, бросается в глаза, что Ленина слушает гораздо более внушительная толпа, чем на исходной фотографии. Толпу сфотографировали по какому-то другому случаю.

На самом деле Сталин глубоко презирал простой рабочий люд, о чем свидетельствуют хотя бы два варианта этой фотографии, сделанной в 1930 г., когда проходил XVI съезд ВКП(б). На первоначальной фотографии один изсопровождающих услужливо показывает дорогу «Хозяину» (так часто называли Сталина). Когда снимок немного позже опуьликовали в журнале «Прожектор», рабочего уже не было. Нечего показывать дорогу вождю.

Дети из Кашино

Ленин и его жена, Надежда Крупская, среди зажиточных мужиков (кулаков) из Кашино на открытии электростанции. Фотография сделана Ф. Феофановым 14 ноября 1920г. Нижняя фотография была вновь опубликована спустя девятнадцать лет, в самый разгар «чисток». К тому времени большевики истребили почти всех взрослых жителей деревни Кашино, не щадя впрочем и детей.

Темный фон, созданный ретушерами, придает снимку зловещий оттенок.

Чапаев: Живая легенда

Командиры и комиссары 25-й Уфимской стрелковой дивизии на Урале. 9 июня 1919г. В центре – Василий Иванович Чапаев (с перевязанной головой), легендарный полководец, погибший в том же году. Слева от него – Дмитрий Андреевич Фкрманов, бывший анархист, здесь – политкомиссар и писатель: по его роману «Чапаев» в 30-е годы был снят художетсвенный фильм. В таком виде фотография была опубликована в журнале «Прожектор» (март 1926г.), затем, в 1932г. в фотоальбоме «Чапаев».

Этот вариант фотографии был обнаружен в советских архивах недавно. Благодаря ретуши и обрезке группа из сорока одного человека сократилась до тридцати, но при этом лица четырех из одиннадцати устраненных командиров перекочевали на чужие туловища.

Такое существенное сокращение группы объясняется сталинской «чисткой» 1937 года, не обошедшей и ряды Красной армии: жертвами ее стали более 25 000 командиров и комиссаров.

Книга называется «Пропавшие Комиссары». Она получила широкую известность и была переведена на многие языки мира. Материалы альбома легли в основу передвижной выставки, с 1998 года успешно путешествующей из страны в страну.

Многие наверно еще помнят недавний скандал с фотографиями ливано-израильского конфликта, которые разместило на своем сайте агентство Рейтер и признавшее, что один из его фотографов, Аднан Хадж, использовал компьютерные программы, дабы исказить действительность. А недавно на глаза попался интересный альбом, где рассказывается про фальсификацию фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху. »…Автор, Дэвид Кинг, воспроизводит, когда это возможно, оригинальный снимок и его отретушированный вариант, а иногда и несколько.

Скажем, люди исчезают с фотографии один за другим, по мере их исчезновения из жизни или с политической арены. На одном отпечатке, в 1920-м году Ленин и Крупская поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем). Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей. Понятно почему. Смотришь и думаешь: вот этот смеется, а его больше нет. Этот смотрит испуганно – и его нет… И дальше – обвалом по книге: этих нет, и этих уничтожили, и вон тех, и тех…

«Немного фотографий с комментариями из альбома: Ленин выступает с речью в Петрограде, на Дворцовой Площади, 19 июля 1920г. Снимок сделал известный фотограф, Виктор Булла, в день открытия 2-го конгресса Коминтерна. Когда фотографию решили опубликовать снова – 17 февраля 1924г. в посвященном памяти Ленина номере журнала «Красная нива», – то редакторы, видимо, сочли необходимым сильнее акцентировать популярность Ленина.

Несмотря на низкое качество типографской техники, бросается в глаза, что Ленина слушает гораздо более внушительная толпа, чем на исходной фотографии. Толпу сфотографировали по какому-то другому случаю.Книга называется «Пропавшие Комиссары». Она получила широкую известность и была переведена на многие языки мира. Материалы альбома легли в основу передвижной выставки, с 1998 года успешно путешествующей из страны в страну.

Дэвид Кинг много лет собирает документы, фотографии и произведения искусства, имеющие отношение к советской эпохе. Он является автором, составителем и дизайнером многих иллюстрированных альбомов, посвященных этому времени, включая фотобиографию Льва Троцкого.

С 1965 по 1975 год Дэвид Кинг был арт-директором лондонского иллюстрированного журнала «Санди Таймс». В настоящее время продолжает рабтать как независимый фотограф и дизайнер. Живет в Лондоне.  

 Russia in colors

You may also like...