В случившемся в октябре 1978 года крушении самолета погибли 12 высокопоставленных слушателей курсов по национальной обороне. Трагедия стала крупнейшей катастрофой в истории военно-воздушных сил Финляндии в мирное время.
3 октября 1978 года произошла трагедия, которая до глубины души потрясла всех жителей Финляндии. Спустя несколько минут после взлета с аэродрома Куопио военно-транспортный самолет С-47 рухнул в озеро Юурусвеси, унеся 15 жизней и сделав эту аварию крупнейшей в истории финских военно-воздушных сил в мирное время.
Когда местные спасатели получили тревожный сигнал о беде, они играли в волейбол и поначалу посчитали, что это учебная тревога. Самолет вылетел в 21.31, разбился несколькими минутами позже, а спасательный расчет успел приехать на место лишь к десяти часам.
Шел моросящий дождь, температура была плюс семь. Темную толщу озера стали освещать большими прожекторами. Вскоре на поверхности показались обломки воздушного судна.
– На берег вынесло тело женщины. Оно было пристегнуто к сиденью ремнем безопасности. Тогда мы поняли, что ищем не выживших, – вспоминает спасатель-подводник Пааво Антикайнен.
Чудесное спасение
В Финляндии с начала 1960-х Оборонительные силы устраивают ежегодные курсы, посвященные актуальным вопросам безопасности, для лиц, занимающих высокие военные и гражданские должности. В 1978 году в Куопио проходила однодневная встреча участников курса. В программу дня входило среди прочего посещение местной военно-воздушной базы.
Участников встречи из Хельсинки в Куопио доставили на самолете Douglas DC-3, вернее на его военной модификации C-47. Утренний рейс прошел без происшествий, а вечерний прервался, едва успев начаться. Помимо трех членов экипажа, погибло 12 ведущих политических и общественных фигур того времени, в том числе три депутата парламента, высокопоставленный сотрудник министерства юстиции, руководитель губернии Вааса, начальник Статистического центра, два офицера командования финской армии и четыре директора стратегически важных компаний. Ни один из находившихся на борту самолета не выжил.
В тот день в Куопио должна была также отправиться тогдашний юрист Центральной ассоциации профсоюзов SAK и будущий президент Финляндии Тарья Халонен, однако она находилась на последнем месяце беременности, и врач строжайше запретил ей летать на самолете. Тогдашний молодой человек Халонен и отец ребенка, секретарь парламентской фракции социал-демократической партии Кари Пекконен узнал о трагедии из вечерних радионовостей и сразу сообщил будущей главе государства. Эта новость повергла ее в шок, и позже она называла это событие переломным моментом ее жизни. Дочь Анна родилась 25 ноября 1978 года.
Роковой маневр
В тот злополучный вечер сразу после взлета один из моторов самолета заглох. Экипаж принял решение возвращаться в аэропорт Риссала, для чего вывернул налево. Поворот, однако, был слишком резким, из-за чего воздушное судно стало терять высоту и сваливаться. Последним сообщением от диспетчера стал вопрос, на какую из взлетно-посадочных полос пилоты собираются сесть.
Самолет упал в озеро, завалившись на бок. Хвостовая часть загорелась, после чего прогремел взрыв. Расследование показало, что причиной неисправности мотора стала трещина в одном из цилиндров, но самолет мог продолжать полет и на одном моторе. Причиной самой аварии стал именно слишком резкий вираж, усугубившийся шквальным ветром.
Обломки самолета лежали на глубине от 5 до 20 метров. За первые четыре часа после трагедии подводникам-спасателям не удалось обнаружить ничего, и они вызвали на подмогу военных аквалангистов. Поисковая операция продлилась шесть дней.
Источник: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ YLE