Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Госсекретарей хотят подменить «смотрящими»? Что-то пошло не так

В начале ноября правительство объявило конкурс на вакантные должности государственных секретарей министерств, которые придут на замену руководителей аппаратов.  Два министра-реформатора отказались от предложенных госсекретарей, а конкурс вообще считают дискредитированным. Что пошло не так?

 

То есть это должен быть независимый человек, который будет реализовывать политику соответствующего министерства. Казалось бы, в чем проблема? Конкурс в соответствии с законодательством объявили, подвели итоги и определили победителей. Время работать. Но не так случилось, как думалось, пишет  Укринформ.

5 декабря на совместном брифинге министр инфраструктуры Владимир Омелян и и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун заявили, что отказываются работать с предложенными им кандидатами. В частности, победителем в конкурсе на должность госсекретаря Мининфраструктуры стал Андрей Галущак. По информации мониторинговой миссии #ДоброЧестно, он работал в Госагенстве по инвестициям под руководством одиозного Владислава Каськива, был также заместителем директора скандального нацпроекта «LNG-терминал» и возглавлял липовый национальный проект «Воздушный экспресс».

Конкурс по отбору госсекретаря в Минздраве еще продолжается, но Ульяна Супрун заранее открестилась от кандидатов, прошедших конкурс: «Мы видим, как подают документы люди из правительства бывшего президента Януковича, и не только оттуда. Но и те, кто был уволен из нашего министерства из-за непрофессиональности», – сказала она.

Впоследствии руководители указанных ведомств описали в Сети причины своего недовольства конкурсом:

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины:

Владимир Омелян

«Для изменений нужна свобода действий и, безусловно, ответственность. Нельзя звать во власть свежую кровь, называть ее реформаторами и связывать руки. Еще и в спину тыкать чем-то острым и приказывать, что делать, а что – нельзя. Да, компромиссы в политике – фундамент. Без этого никуда. Но компромиссы и «договорняки» – принципиально разные вещи. К первым готов всегда, ко вторым – никогда.

Я буду работать настолько эффективно, насколько буду свободен в принятии решений. В конце концов, я несу за них ответственность: политическую, репутационную, личную. Как и готов нести ответственность за свою команду.

Я не буду работать с теми, кого мне навязывают цинично и нагло и кого я должен принять "по факту". Такого не будет».

Ульяна Супрун, и. о. министра здравоохранения:

Ульяна Супрун

«Неужели закон об очищении власти, то есть люстрации, уже не действует?! Наша команда очень надеется, что он распространяется на всех без исключения украинцев, даже на кандидатов, участвующих в конкурсе на государственных секретарей!

Это позорно, когда на должности, которые имеют влияние на формирование государственной политики и реализацию изменений, возвращаются люди с недостаточной компетенцией в области или с ценностями президента-беглеца.

Призываем комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы обратить внимание при проведении конкурса, чтобы его результаты не привели к руководству нашим государством людей старой системы».

Алексей Тахтай

Смотрите! Знакомые все лица!

Сомнительные госсекретари нашлись и в других ведомствах. Победителем конкурса на эту должность в Министерстве экономического развития и торговли Украины стал Алексей Перевезенцев, в прошлом – главный юрист в Минэкономразвития в правительстве Николая Азарова, член наблюдательного совета «Нафтогаза», а в 2010-2012 работал в Нацагентстве по вопросам Евро-2012 под руководством Бориса Колесникова. Примечательно, что в е-декларации его мать значится владелицей известного в Киеве отеля «Воздвиженский».

Победитель конкурса на должность государственного секретаря МВД Алексей Тахтай – тоже человек с интересным прошлым. По данным мониторинговой миссии #ДоброЧестно, в свое время работал в Администрации экс-президента Виктора Януковича под председательством Сергея Левочкина, а также был фигурантом скандальных видео СБУ, где обсуждались коррупционные сделки.

Как видим, при проведении якобы «прозрачного» конкурса на ответственные должности в министерствах странным образом попали люди с темным прошлым времен президента-беглеца.

Какая такая дискредитация? Все чисто! Ну, почти

Как же так могло произойти? Укринформ прежде всего обратился к Константину Ващенко, председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы. На что он нам бесхитростно ответил:

Константин Ващенко

«Я считаю, что конкурс проходит нормально, как это предусмотрено законом. Комиссия работает эффективно, а разговор о какой-то дискредитации вызывает у меня недоумение. У нас 18 министерств, а вы тыкаете двумя министрами, которые высказали личную точку зрения. Это неправильно. Комиссия старается работать максимально открыто и для СМИ, и для общественных организаций, которые осуществляют мониторинг нашей деятельности. Заседание комиссии можно наблюдать на специальном Youtube-канале. Открытость имеет две стороны – публичную возможность наблюдать за ходом конкурса и риск манипуляций с этой открытостью».

С одной стороны, конкурс на должность государственных секретарей действительно проводится в соответствии с законом, и нарушений в юридической плоскости не зафиксировано. С другой, мы наблюдаем его дискредитацию – подрыв доверия и недовольство общественности и чиновников итогами конкурса.

Да, избранными госсекретарями недовольны всего два министра, но каких! Именно они сегодня считаются самыми активными реформаторами и руководят министерствами, через которые проходят значительные бюджетные средства и финансовые потоки.

Самый критический этап конкурса – собеседование

Чтобы убедиться в своих наблюдениях, Укринформ обратился к общественным организациям, которые следят за прозрачностью отбора на топ-позиции государственной службы, чтобы узнать – каким образом происходят кадровые манипуляции в условиях вроде бы максимальной прозрачности?

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Ukraine:

Ярослав Юрчишин

«Есть два критических момента. Первый – это подготовительная работа, когда собираются материалы об участниках конкурса и осуществляется их предварительный отбор. В процессе этого отбора отсеиваются люди, которые имеют опыт работы в общественных организациях, и люди, которые работали в коммерческих структурах, в частности в международных. В то же время Нацгосслужба сделала все, чтобы допустить к участию в конкурсе только тех людей, которые имеют опыт работы в государственных структурах.

Подобное ограничение является деструктивным. Работа в бизнес-структурах оценивается как лучший опыт, чем работа в государственной структуре. К тому же нет такого критерия как добродетель, поэтому кандидаты со странным прошлым и попадают в номинации этих списков.

Второй момент. Мы не знаем, как голосуют члены комиссии, потому что эта информация закрытая. И поэтому общественность не может знать, кто из членов комиссии проталкивает «нужных» кандидатов. Странно, что комиссия не согласилась с предложением общественности, чтобы перед назначением кандидаты проходили проверку в НАБУ.

Целесообразно было бы отсрочить конечную дату назначения госсекретарей до 1 марта или до 1 апреля 2017 года. То есть, дать немного времени, чтобы провести действительно открытый конкурс и качественные собеседования. Но это при условии активной позиции Кабмина. Сейчас же Кабмин отмалчивается. Мы очень надеемся, что он займет активную позицию».

Андрей Гевко, менеджер по адвокации секретариата Реанимационного пакета реформ:

Андрей Гевко

«Критической является институциональная несостоятельность Нацагентства по вопросам государственной службы качественно подготовить и провести конкурс.

Закон о государственной службе был принят еще в прошлом декабре, а вступил в силу 1 мая 2016 года. Соответственно у Нацагентства было почти 5 месяцев на подготовку к выполнению этого закона. Но в то же время подготовительная работа была приостановлена и поэтому важные документы не были согласованы с министерствами. А новый Кабмин в свою очередь не захотел терять имидж, откладывая реализацию действительно революционного закона о госслужбе. И теперь эта несогласованность вылазит нам боком – нет четкого и прозрачного порядка проведения конкурса.

В частности, вызывают сомнения тестовые задания, ответы на которые банально можно найти в Интернете за 100 грн. Самый критический этап конкурса – собеседование, оценки за которое выставляются публично. Мы наблюдали ситуацию, когда некоторые члены комиссии голосовали очень предвзято – ставили высокие баллы нужному кандидату, а действительно сильным участникам оценки занижали».

Идея и реализация – опять разошлись

Итак, имеем ситуацию – с 1 января 2017 года руководители аппаратов утрачивают свои полномочия, и на их место должны прийти госсекретари. Осталось всего три недели, а качество новых кадров уже вызывает большое беспокойство. Имеем надежду на то, что в конечном итоге правительство утвердит не все одиозные назначения.

В общем, закон о конкурсном отборе для госслужащих на самом деле замечательная революционная для Украины идея, которую давно и успешно воплощают в других странах Европы. К сожалению, в наших реалиях даже самые полезные идеи легко дискредитируются. Ведь любой правильный элемент нельзя встроить в заранее неправильную систему.

Автор: Юлия Горбань, Киев, Укринформ

Exit mobile version