Власти Казахстана сообщили о «стычках» и «конфликте» в нескольких сёлах Кордайского района Жамбылской области. Есть жертвы. По данным МВД, погибли 10 человек, десятки получили ранения. Конкретные причины случившегося не названы, власти говорят о «бытовой» подоплеке.
Корреспонденты Радио Азаттык, прибывшие в село Масанчи, увидели следы погромов, в том числе сгоревшие здания.
В ночь на 8 февраля полиция оцепила населенные пункты, где, как утверждают власти, произошел «конфликт». События в этой местности стали одними из самых жестких этнических столкновений за последние годы в Казахстане.
ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ НАПРЯЖЕННОСТЬ
На автодороге к нескольким населенным пунктам в Кордайском районе силовики выставили блокпосты. Перед глазами корреспондентов Азаттыка, прибывших утром 8 февраля в Масанчи, — село к 130 километрах к западу от Алматы — предстала картина ночных погромов: сгоревшие дома, магазины, точки общепита. Некоторые строения всё еще тлели. В воздухе — запах дыма и гари.
На улицах села корреспонденты видели сотрудников полицейского спецназа. Там же находились пожарные.
Сгорели не только строения, но и автомобили местных жителей. По словам сельчан, в ночь на субботу полыхали дома и в соседних сёлах, значительную часть населения которых составляют дунгане — этническое меньшинство, исповедующее ислам и говорящее на языке сино-тибетской группы.
Корреспонденты зашли в дома двух семей в Масанчи, где готовятся к похоронам, — члены этих семей погибли в событиях накануне.
По словам жителей, вечером в пятницу несколько сотен неместных мужчин приехали в населенные пункты, подожгли дома, магазины, принадлежащие дунганам, разгромили автомобили, атаковали сельчан. Жители говорят, что не понимают, почему из-за нарушений отдельных людей — если таковые были — должны страдать несколько сёл и представители этноса.
Халима Исерова, 50-летняя дунганка из Масанчи, брат которой был убит минувшей ночью, говорит: «Должны быть наказаны виновные в преступлениях, а не мы».
Во второй половине дня в субботу около 200 человек (этнические казахи) собрались на автодороге между сёлами Масанчи и Каракемер в Жамбылской области, требуя освободить задержанных полицией. Движение транспорта на дороге от Масанчи до Каракемера — населенные пункты разделяет около 300 метров — перекрыли сотрудники спецназа. Через несколько часов, когда власти сообщили об освобождении задержанных, люди разошлись.
Между тем на территории Кыргызстана близ пункта пропуска на границе с Казахстаном 8 февраля собралось около 200 человек, в основном этнические дунгане. Они встречают своих сородичей, покинувших на фоне напряженной ситуации сёла в Кордайском районе Жамбылской области. На месте организовано горячее питание для прибывающих, сообщает Кыргызская редакция Азаттыка.
Сотрудники Погранслужбы Кыргызстана сообщили, что поток пересекающих контрольно-пропускные пункты на границе с Казахстаном людей и машин возрос.
Из Кыргызстана поступили сообщения о том, что 18 человек обратились за медицинской помощью в клинику в городе Токмок после инцидента в приграничных сёлах на территории Казахстана. 17 из них являются гражданами Казахстана. Десять госпитализированы, двое доставлены в Бишкек.
ПОЗИЦИЯ ВЛАСТЕЙ
В первой половине дня 8 февраля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил о жертвах событий в Кордайском районе Жамбылской области, которые он назвал «стычками и групповой дракой между местными жителями».
Касым-Жомарт Токаев в заявлении повторил свое вчерашнее утверждение о том, что ситуацией в Кордайском районе «попытались воспользоваться провокаторы».
Позже на пресс-конференции в Нур-Султане министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев сообщил о восьми погибших в Кордайском районе и о более чем 40 пострадавших. Он сказал, что вечером в селе Масанчи началась «групповая драка» с участием около 70 человек. К дальнейшей эскалации конфликта, по информации МВД, привели рассылаемые в соцсетях и мессенджерах видео- и аудиозаписи.
«Провокаторы и очевидцы конфликта снимали происходящее на видео, через мессенджеры и социальные сети они призывали граждан к противозаконным действиям. Это привело к эскалации конфликта и увеличению количества участников групповой драки. В результате из соседних населённых пунктов прибыло ещё около 300 человек», — сказал Тургумбаев.
Участники драки оказали сопротивление сотрудникам полиции и отказались выполнять требования силовиков, использовали металлические предметы, камни, огнестрельное оружие, добавил министр. Позже волнения перекинулись на соседние сёла Аухатты и Булан-Батыр. По периметру населённых пунктов и на подъездах к ним были выставлены блокпосты.
По предварительным данным, озвученным Тургумбаевым, повреждено более 30 частных домов, 15 объектов торговли, 23 автомашины.
Досудебное расследование ведётся по статьям уголовного кодекса «Организация и участие в массовых беспорядках» и «Убийство», говорят в МВД. 47 человек задержаны, у них изъято два охотничьих ружья.
Министр информации и общественного развития Даурен Абаев сказал, что «стычки» начались, вероятно, после «бытового конфликта».
«Это бытовой конфликт. Сейчас идут следственные мероприятия. По их завершению полицейские сообщат вам, что там происходило поминутно. В том числе отвечать на вопрос: кто виноват, почему это произошло», — сказал Абаев, отвечая на вопросы журналистов в Нур-Султане.
Касым-Жомарт Токаев распорядился создать правительственную комиссию «по ликвидации последствий событий» в нескольких населенных пунктах Кордайского района. Руководителем этой комиссии назначен вице-премьер Бердибек Сапарбаев. К вечеру чиновники прибыли в Жамбылскую область.
Токаев добавил, что комиссия совместно с акимом Жамбылской области должна организовать похороны погибших, оценить размер ущерба и принять план восстановления собственности пострадавших.
«Комитет национальной безопасности, генеральная прокуратура должны провести необходимые следственные мероприятия и привлечь к ответственности лиц, призывающих к межнациональной розни, распространяющих провокационные слухи и дезинформацию», — говорится в заявлении Токаева.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО В СЁЛАХ?
Сёла Масанчи, Сортобе, Аухатты, в которых произошли события, расположены рядом с границей Кыргызстана. Значительную часть населения этих населенных пунктов составляют этнические дунгане. Все сгоревшие дома принадлежат дунганам.
В пятницу в мессенджерах распространялись видеозаписи, снятые в темное время суток, предположительно, в Кордайском районе, на которых запечатлены агрессивно настроенные люди с палками, кидающие камни, а также охваченные огнем строения, поврежденные автомобили.
Вечером 7 февраля департамент полиции Жамбылской области сообщил о массовой драке в селе Масанчи, добавив, что «конфликт локализован».
Кроме того, в полиции заявили, что днем в пятницу в расположенном рядом с Масанчи селе Сортобе водитель остановленного патрулем автомобиля проигнорировал требования проехать в отделение в связи с выявленными правонарушениями. Предполагаемый нарушитель заехал во двор своего дома, а его родственники оказали физическое сопротивление полицейским, нанесли им телесные повреждения, сказали в департаменте. Два человека задержаны и водворены в изолятор, сообщила полиция, проинформировав о расследовании по статье «Применение насилия в отношении представителя власти». Связан ли инцидент в Сортобе с дракой в Масанчи — неизвестно.
На крупном рынке в Алматы, которые в народе именуют барахолкой, 8 февраля повысили меры безопасности, выставив наряды полиции. Среди торговцев этого рынка немало этнических дунган.
Волнения с межэтническим оттенком между казахами и представителями других этносов (таджиков, чеченцев, турок) случались в Казахстане и прежде. Власти после них говорили, что это были бытовые конфликты, отвергая этническую подоплеку. Руководство Казахстана позиционирует государство как пример страны, где мирно сосуществует «сто народов», установлен межэтнический и межконфессиональный мир.
Эксперт о причинах конфликта и путях решения
О возможных причинах конфликта, истории дунганских поселений в Кыргызстане и Казахстане и о путях налаживания ситуации Кыргызская редакция Азаттыка поговорила с кандидатом исторических наук старшим научным сотрудником Центра дунгановедения и китаистики Института истории, археологии и этнологии Национальной академии наук Кыргызстана Али Джоном.
Азаттык: У каждого подобного конфликта есть как явные, так и глубинные причины. Что могло стать причиной последних событий в селах в Казахстане?
Али Джон: Дело в том, что я могу судить только по собственному разумению. Насколько я знаю, можно разделить всякую вещь на причины и поводы. Насколько я знаю, в качестве повода называются две версии. Якобы какому-то полицейскому патрулю кто-то оказал сопротивление. Но там жители говорят, что это не имеет никакого отношения к этим событиям. Потому что это был рядовой патруль. Потом говорят, что произошла ссора между представителями казахских сёл и дунганами. Подрались якобы, обе стороны пострадали, и в результате пошли призывы о том, что надо наказать дунган. Собралась толпа, которая пошла громить, поджигать, и всё это вылилось в трагические события.
Насколько я знаю, пострадали несколько сёл: Аухатты, Булар-батыр, Масанчи. Сгорели десятки домов, автомобили, и, оказывается, под этот шумок всякие деклассированные элементы пользуются. Были случаи угона скота, автомобилей.
Азаттык: Могли бы вы рассказать об истории пострадавших сёл?
Али Джон: Масанчи раньше называлось Каракунус. При царе одно время называлось Николаевским. Оно основано в 1878 году и явилось первым поселением [дунган] на территории современного Казахстана. Эта группа населения пришла через Нарын в Токмак в 1877 году. Потом им выделили землю на берегу реки Чу. Впоследствии образован еще один населенный пункт — современное название Сортобе. Дунгане называют его Шинчю — Новый канал.
После развала СССР по соседству жили немцы в Трудовике. После их отъезда дунгане начали расселяться в ту сторону и образовали поселки Аухатты и Булар-батыр. У дунган земли было мало, но рождаемость у дунган высокая. Поэтому проблемы с землей были всегда. Сейчас, насколько я знаю, в очереди на участки для строительства стоят около трех тысяч человек. Правда, в Казахстане была программа поселения на северных территориях. Небольшая группа дунган поехала туда. Но это не решило проблему.
Азаттык: Насколько сильны родственные связи между дунганами со стороны Казахстана и Кыргызстана?
Али Джон: В свое время эта группа переселилась из Токмака туда. Они перезимовали в Токмаке, и часть осталась там. Жители кыргызских сел Искра, Кен-Булун, Ивановка, группа в Токмаке — это родственные группы с дунганами, которые живут со стороны Казахстана. У них есть родственные, брачные связи. Во время Советского Союза на них это никак не отражалось, но сейчас родственники оказались по разные стороны границы. Но связь поддерживают.
История дунганского народа в последние более чем 140 лет была неразрывно связана с историей казахов и кыргызов. Например, перед восстанием 1916 года, в предшествовавших к этому событиях активно участвовал Булар-батыр. Но его заключили в тюрьму, чтобы обезглавить дунган. Но после освобождения он и дунганский народ помогали возвращавшимся из Китая после Уркуна людям, кормили их.
Азаттык: Насколько известно на данный момент, после конфликта в Кыргызстан, бросив свои дома, перешли тысячи жителей сёл, в которых произошел конфликт. Рано или поздно они вернутся к себе домой. Но для этого они должны быть уверены в том, что подобных событий больше не произойдет. Вы, как ученый, какие пути решения проблемы видите?
Али Джон: Уже сейчас общины составляют планы для того, чтобы вести переговоры, улаживать конфликт. Безусловно, это будет на уровне общин. На мой взгляд, и это не только для Казахстана, необходимо во всех случаях соблюдать законность, решать все конфликты законным путем, чтобы они не перерастали в межличностное противостояние. Если говорить о данном случае, об источнике повода для конфликта, виноваты обе стороны. Не бывает, чтобы одна сторона была ангелом, а другая — плохой. Решать этот вопрос надо было в законном русле. Конечно, и религиозным организациям необходимо работать с молодежью, чтобы они понимали, что всякие поступки могут отразиться на мирных людях, которые не ожидали и заслуживали ничего плохого. Для этого необходимы работы общественных и религиозных организаций.
В дунганских селениях мечети имеют очень большое влияние. Сейчас, насколько я знаю, есть намерение подключить дунганскую организацию из России, которую подключит российский муфтият, чтобы он пошел на контакт с казахским для улаживания конфликта.
Азаттык: То есть большую роль должна сыграть народная дипломатия?
Али Джон: Да, но в таких делах должен работать закон. Я не думаю, что наказание какой-то одной стороны уладит конфликт. Тем более, если наказание будет несправедливым. Наоборот, конфликт будет разгораться. Весь субъективизм должен заменяться объективными вещами.
После конфликта в Кордайском районе в Кыргызстан перешли несколько тысяч этнических дунган. Их приютили родственники в приграничных сёлах. 9 февраля некоторые из них начали возвращаться домой в Казахстан.
Автор: Асылхан МАМАШУЛЫ; Радио Азаттык