В пятницу, 23 декабря в 21.19 по московскому времени близ Баку случилась страшная трагедия. Сразу после взлета связь с самолетом «Ан-140» была потеряна, а спустя семь минут лайнер рухнул в море в 18 километрах от пригородного бакинского поселка Нардаран. Все, находившиеся на борту лайнера 18 пассажиров и 5 членов экипажа, среди которых, помимо азербайджанцев – граждане Казахстана, Грузии, Австралии, Великобритании и Турции – погибли. По сообщению пресс-службы Генпрокуратуры Азербайджана, неисправность в системе управления вполне могла стать причиной падения самолета «Ан-140», произведенного на ХГАПП.
В субботу утром на место крушения самолета прибыли президент Азербайджана Ильхам Алиев, генпрокурор Закир Гаралов, глава МВД Рамиль Усубов, заместитель премьер-министра Абид Шарифов, председатель государственной пограничной службы Эльчин Гулиев, министр транспорта Зия Мамедов и президент госконцерна «AZAL» Джахангир Аскеров. Повышенное внимание к катастрофе объясняется популярностью рейса «Баку–Актау» среди менеджеров западных нефтяных компаний, работающих на Каспии.
Вчера личности погибших еще устанавливались. В субботу указом президента была создана госкомиссия по расследованию причин катастрофы. Ее председателем назначен премьер-министр Артур Расизаде. В состав комиссии вошли генпрокурор Закира Гаралова, министр внутренних дел Рамиль Усубов и министр национальной безопасности Эльдар Махмудов. Завершив расследование причин катастрофы, комиссия должна доложить о них президенту, а также оказать семьям погибших соответствующую помощь, решить вопросы, связанные с гибелью в авиакатастрофе иностранных граждан. Эксперты изучают записи бортовых самописцев и только после этого обещают обнародовать причины.
Версию о крушении в результате перегрузки в «AZAL» отвергли, объяснив, что на предназначенном для перевозки 52 человек самолете летело лишь 18 пассажиров. Вес багажа также не превышал норму. Поэтому при расследовании обстоятельств эта версия не рассматривается. Версия о теракте рассматривается, но считается маловероятной. В состав следственной комиссии вошли специалисты из Украины, где конструируются и собираются самолеты «Ан-140», а также производятся их двигатели. Следственная комиссия уже заявила, что найдены оба черных ящика лайнера. Об этом сообщают практически все информационные службы и заместитель ХГАПП Сергей Арасланов.
Как сообщил заместитель генерального директора авиакомпании «АзАЛ» по вопросам безопасности полетов Ильхам Амиров, самолет пролетал около года и еще находился на гарантии. Авиалайнер был закуплен в конце прошлого года на Украине. За приобретение четырех «Ан-140» в конце 2004-го – начале 2005 года «AZAL» выплатила более 36 миллионов долларов. По мнению руководства государственного концерна «AZAL», поскольку прибывшие специалисты с предприятия-производителя и ожидаемые специалисты с завода, сделавшего двигатели самолета, могут быть недостаточно объективны при расследовании причин катастрофы, основные надежды они возлагают на приглашенных в Баку российских экспертов. Последствия не заставили ждать. Президент Азербайджана Ильхам Алиев лично следит за ходом расследования катастрофы. А эксплуатация «АН-140» в Азербайджане запрещена.
Справка «УК»: «Ан-140» – региональный грузопассажирский самолет украинского АНТК “Антонов”. Двухдвигательный турбовинтовой высокоплан с шасси повышенной проходимости. Вместимость – 52 пассажира, дальность полета – до 3700 км. Экипаж состоит из 4 человек. Взлетная масса – 21,5 т, платная загрузка – 6 т. Крейсерская скорость – 537 км/ч. Модель начала разрабатываться в 1993 году, первый полет состоялся в сентябре 1997 года. Серийное производство началось в 2001 году на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. Выпускается также по лицензии в России и Иране. Всего произведено 14 самолетов. Стоимость каждого из них – около восьми миллионов долларов.
До этой трагедии «АН-140» также терпели катастрофы. Одна произошла ровно за три года до нынешней, 23 декабря 2002 года: в 70 километрах от города Исфахан потерпел катастрофу, врезавшись в гору, «Ан-140» с шестью членами экипажа и 38 сотрудниками авиационных предприятий и организаций двух стран (в том числе весь цвет ХГАПП). Из жизни ушли уникальные специалисты, талантливые руководители, элита авиационной промышленности. Сюда стоит добавить, что этим бортом должен был лететь и сам гендиректор ХГАПП Павел Науменко. Который в последний момент сообщил, что опаздывает и велел отправляться без него…
Еще один инцидент с этим самолетом произошел также в Иране 12 августа 2005 года, когда «Ан-140» местной компании «Safiran Airlines» загорелся при посадке в аэропорту Арака. Тогда никто не пострадал. Казалось, можно бы давно намотать на ус и отказаться от эксплуатации злосчастной модели, но нет!
Справка «УК»: самолет «АH-140-100» разработан и создан в соответствии с авиационными правилами АП-25 и международными требованиями по охране окружающей среды. Самолет сертифицирован по нормам летной годности АП-25. Сертификат на самолет АH-140 и АH-140-100 № СТ 184-АH-140 от 25 апреля 2000 года Межгосударственного авиационного комитета и сертификат № ТЛ 0010 от 25 апреля 2000 года выдан Государственной авиационной администрации Украины. Самолет «АH-140» соответствует требованиям Федеральной авиационной администрации (FAA). Однако напомним, что разрабатывался он еще во времена, когда Харьковским авиазаводом руководил Анатолий Мялица. Соответственно, и аварии самолеты стали терпеть уже во времена директорства в ХГАПП Павла Науменко. Прямо мистика какая-то. Или все дело в старании, прилежании и направленности интересов? Ведь последние публикации «УК» свидетельствуют вовсе не о попытках нынешнего гендиректора ХГАПП вытянуть предприятие из финансовой пропасти и производить качественную продукцию, – читай, самолеты.
Кстати, если вчитаться в предыдущую статью – «Харьковский авиазавод: факты для гендиректора и ГПУ», то можно вполне понять и природу этой зависимости. Если на предприятии инженер-конструктор получает, согласно «черной» бухгалтерии, чуть более 400 гривен в месяц, а на руки и вообще девятнадцать, то, предприятие явно дошло до ручки. Ну не будет ни один уважающий себя специалист работать за нищенские подачки. О том же журналистам «УК» рассказывают и работники завода. Сильные специалисты давно ушли либо сами, либо по милости руководства. Остались те, кому просто некуда деваться. Зато в эфире мы слышим, что на ХГАПП есть 36 самолетов в разной стадии готовности. Сами работники просто хохочут и говорят, что 36, возможно, и получится насчитать. Если тщательно подмести пол цехов в поисках случайно завалявшихся винтиков и шайбочек – как зародышей «АНов».
А вот сообщения СМИ о том, что ХГАПП делает самолет для нашего Президента выглядят чуть ли не предостережением. Впрочем, сам завод вроде бы скромно отрицает, что этот вызолоченый изнутри гроб делается для гаранта Конституции. Зато не отрицает этого госуправделами, попутно сетуя на нехватку средств в бюджете. Интересно, не побоится Виктор Андреевич летать на таком самолете?
Сергей Ермаков, Харьков, специально для “Украины криминальной”