Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Почему системная масштабная контрабанда без “крыши” правоохранительных органов невозможна в принципе

Оперативники ГПСУ и контрабанда / Facebook
Оперативники ГПСУ и контрабанда / Facebook

Совет национальной безопасности и обороны на заседании 2 апреля впервые в истории Украины ввел персональные санкции против десяти контрабандистов, которые, по данным спецслужб, являются “лидерами” в этой отрасли, заявил президент Украины Владимир Зеленский во время видеообращения в пятницу.

Об этом в своем видеообращении заявил президент Владимир Зеленский, отмечает издание  ZN.UA .

“Сегодня впервые в истории Украины внедрены персональные санкции, в частности заблокированы активы и имущество лиц, которых по аналитическим данным аппарата СНБО и по данным Службы безопасности Украины можно назвать топ-10 украинской контрабанды”, – отметил Зеленский, при этом не назвав фамилии.

Он добавил, что в будущем подобные санкции будут введены и против других контрабандистов. «Сегодня это была первая десятка. Но точно не последняя», – подчеркнул президент. Также, по словам Зеленского, десятки сотрудников таможни в регионах отстранены от работы.

«Контрабанда – это экономический терроризм против Украины. Потери Украины составляют около 300 млрд гривень, которые недополучил бюджет. Из них почти 100 млрд из-за неэффективной работы таможни… Десятки чиновников налоговых органов отстранены от работы. А еще мы готовим законодательные изменения, следствием которого будет криминальная ответственность за нечестное налоговое декларирование», – отметил президент.

В распоряжении издания появился список имен топ-10 контрабандистов, против которых решением СНБО от 2 апреля введены санкции.

По словам президента Владимира Зеленского, их счета и имущество заблокированы.

  1. Альперин Вадим Александрович
  2. Чудаков Александр Леонидович
  3. Шерман Виктор Бенедиктович
  4. Кравченко Александр Николаевич
  5. Дідух Володимир Степанович
  6. Бокало Иван Васильевич
  7. Пересоляк Валерий Иванович
  8. Кушнир Юрий Радулович
  9. Фирманюк Орест Игоревич
  10. Ереминчук Александр Владимирович.

Кроме этих людей, санкции ввели против 68 компаний, связанных с ними.

Предистория

В профессиональный день СБУ Владимир Зеленский вызвал к себе руководство празднично проспиртованной Службы и поставил задачу: имена и схемы — на стол. Правда, этому предшествовал доверительный разговор Зеленского с главным таможенником страны Павлом Рябикиным, который самостоятельно не смог разобраться в упорядоченном хаосе своих и чужих королей и принцев контрабанды.

Уроборос взялся за работу. Схемы, предложения и кандидаты на применение очередных санкций легли на столы офиса президента, а затем их остатки перекочевали в аппарат СНБО.

Почему проблема контрабанды сейчас для СНБО не менее важна, чем ковид и скопление российских войск на нашей границе? Как работают контрабандные хабы? Насколько в теме и доле правоохранители? Каких шагов можно ожидать от Совета нацбезопасности? Кто может стать целью? Эти вопросы журналисты ZN.UA задали Виктору Трепаку. Почему ему? Потому что в тот короткий период, когда СБУ было не частью контрабандной проблемы, а частью ее решения, именно он занимал должность первого заместителя главы Службы — начальника Главка «К», отвечавшего за борьбу с коррупцией. После принципиальной отставки место Виктора Трепака занял одиозный Павел Демчина. И вроде бы до сих пор не покидал…

UA Rating

— Виктор Николаевич, ковид, русские на границе и контрабанда… Сложный выбор ключевой темы для СНБО. Начнем с темы нынешнего заседания СНБО — почему проблема контрабанды? Разве сейчас для страны тема контрабанды важнее ковида и скопления российских войск на нашей границе?

— Ковид и усиление военной опасности со стороны России — это сегодня ключевые проблемы для Украины. Они должны быть в постоянном фокусе внимания главы государства, парламента и правительства. На тему ковида логично было бы вначале провести специальное заседание Кабмина, поскольку это — сфера его ответственности. Но следует понимать и то, что для борьбы с ковидом и российской агрессией, как и для решения многих других жизненно важных вопросов, нужен бюджет. А из-за контрабанды бюджет недополучает колоссальные средства. 

Согласно расчетам авторитетных международных институтов, ежегодные объемы потенциальной контрабанды и нарушения таможенных правил находятся в диапазоне 226–320 миллиардов гривен, с соответствующими потерями бюджета в сумме от 68 до 96 миллиардов гривен. Если перекрыть контрабанду, то Украина сможет обойтись без огромных внешних займов, к которым она прибегает ежегодно. 

С этой точки зрения рассмотрение проблемы контрабанды на высшем государственном уровне вполне оправдано.

— Когда президент проводил первое совещание с СБУ, то не пригласил Наумова. Ему специалисты-практики по контрабандным вопросам не нужны?

— Не знаю, по каким критериям приглашали участников этого совещания. Но точно знаю, что Наумов возглавляет Главное управление внутренней безопасности СБУ, и это подразделение в последнее время также активно занимается вопросами контрабанды. То есть этот предмет деятельности ему хорошо известен… 

— Согласно имеющейся информации, среди прочего, СНБО может предложить президенту обратиться к Верховной Раде с инициативой возобновления уголовной ответственности за контрабанду. И это будет преподнесено как рывок в борьбе с контрабандой со стороны действующей власти. Даст ли такое решение ожидаемый эффект?

— Уголовная ответственность за товарную контрабанду, то есть перемещение товаров через таможенную границу Украины вне таможенного контроля либо с сокрытием от таможенного контроля, была отменена в январе 2012 года. В то время товарная контрабанда полностью перешла в разряд административных деликтов как нарушение таможенных правил. На сегодняшний день уголовно наказуема только контрабанда определенных видов предметов, в частности: культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов, специальных технических средств негласного получения информации, лесоматериалов ценных и редких пород деревьев, лесоматериалов необработанных.

Отмена уголовной ответственности создала дополнительные условия для расцвета товарной контрабанды. Об этом говорили ученые, эксперты, политики. На рассмотрение парламента вносились законопроекты о восстановлении уголовной ответственности за товарную контрабанду в крупных размерах. Но дальше процесс не шел, поскольку заинтересованные лица его с легкостью останавливали.

Поэтому криминализировать товарную контрабанду в крупных размерах нужно. Правоохранительные органы получат дополнительное серьезное средство противодействия товарной контрабанде, а игроки на контрабандном «рынке» — дополнительные сложности с реализацией контрабандных схем. 

— А не кажется ли вам, что в отечественных реалиях… уголовное наказание лишь обогатит таможенников и других представителей правоохранительной системы: тариф за закрытые глаза просто вырастет?

— Такой риск вполне вероятен. Опыт показывает: многие из тех, кто имел отношение к борьбе с контрабандой, со временем становились богатыми людьми. Поэтому вы абсолютно правы — само по себе восстановление уголовной ответственности за контрабанду не решит этой проблемы. Тем более что контрабанда в Украине имеет свои существенные особенности и давно уже не является просто видом правонарушения.

— Как бы вы охарактеризовали особенность товарной контрабанды в нашей стране?

— Если в двух словах, то эта особенность — в ее масштабах и последствиях.

В украинских реалиях товарная контрабанда — один из основных источников и составляющих теневой экономики. Объем недополученных бюджетом средств — колоссальный. Контрабанда уничтожает целые отрасли отечественного производства, не говоря уже о том, что она является причиной недобросовестной конкуренции. Контрабанда просто «убивает» экономику и приводит к росту потребительских цен. Можно это проиллюстрировать на примере рынка электронной техники. Как и на любом другом, на этом рынке есть компании, работающие «по-белому», а есть работающие «по-серому» или даже «по-черному». «Белые компании», которые, в основном, и наполняют бюджет, не могут выдерживать конкуренцию на своем рынке потому что на него массово завозят продукцию по «серым» схемам. 

Политические последствия товарной контрабанды не менее, а, возможно, еще более опасны. Контрабанда — один из основных источников, из которых «кормится» так называемая политическая элита. Она всегда была одной из основных статей нелегальных доходов правящей верхушки, которые шли на личное обогащение, формирование «черных» касс, финансирование личных и партийных избирательных процессов, реализацию различных политических проектов и тому подобное. 

Кроме того, контрабанда — это источник системной коррупции, в том числе в правоохранительной системе и политике.

— Можете привести примеры того, как «работают» контрабандные схемы? 

— Системная товарная контрабанда — высокоорганизованная деятельность, по сути это параллельная экономика. В системе контрабанды есть ключевые фигуры, в интересах которых она осуществляется, и «мозговые центры», которые придумывают контрабандные схемы. Функционируют специализированные группы лиц (так называемые «минимизаторы», «операторы»), деятельность которых направлена на организацию импорта/экспорта различных товаров на выгодных для заказчика подобных услуг условиях (избежание налогообложения, сокрытие происхождения товаров, избежание разрешений/квот и так далее). Фактически это те же «конвертационные центры», обслуживающие внешнеэкономическую деятельность с подконтрольными фиктивными субъектами хозяйствования, в том числе зарегистрированными в других странах, офисами и персоналом, которые работают на своем нелегальном конкурентном рынке.

В то же время существуют особенности реализации контрабандных схем в зависимости от вида товара или страны, из которой он импортируется или в которую экспортируется. Взять ту же Турцию. Здесь так все организовано, что условия ввоза турецкого товара определяются одним субъектом, диктующим всем, кто хочет работать в этом направлении, собственные условия и правила. Под него разными способами «загоняется» весь бизнес, специализирующийся на поставках турецкого товара.

Схемы сигаретной контрабанды, занимающей особое место в структуре товарной контрабанды, реализуются иначе. В этих схемах Украина в основном используется как транзитный коридор. После оккупации Россией части территории Донецкой и Луганской областей практикуется схема, по которой, например, сигареты могут производить в обычной донецкой квартире или доме, потом легализовать на соответствующем предприятии Желтых Вод или Львовской области, а затем — через границу «пускать» в Европу. 

Вошло в практику создание теневых офисов от власти, замыкающих на себе ключевые решения в сфере контрабанды. Подобный офис заработал при предыдущем президенте и координировался близким соратником из его команды. Сейчас, поскольку нет четкой вертикали, центр принятия решений пока переходит от одной группы влияния к другой. Именно такой теневой офис выполняет функцию контрабандного регулятора, определяющего правила игры, к которому сходятся все финансовые потоки. Из этого офиса координируют правоохранительные органы, которые обеспечивают «зеленые коридоры» одним и создают проблемы другим участникам контрабандной деятельности. Думаю, что НАБУ следовало бы обратить внимание на деятельность такого «офиса-регулятора».

— Значит, масштабная контрабанда невозможна без участия сотрудников правоохранительных и контролирующих органов?

— Несомненно. Системная масштабная контрабанда без участия соответствующих правоохранительных органов невозможна в принципе. Какие-то небольшие схемки, так называемые «челноки» с сигаретами или бензином — это может быть самостоятельным, стихийным. А реализация контрабандных схем на десятки или сотни миллионов, не говоря уже о миллиардных контрабандных сделках, возможна только в случае вовлечения в этот процесс представителей правоохранительной системы.

Буду откровенен: контрабанда всегда была темой прежде всего СБУ. Таможенная и пограничная службы в этом процессе выполняли свои функции. Реализация контрабандной схемы может быть успешной только тогда, когда с ней согласны все этих органы. Если с кем-то одним не договорятся — схема «не сработает», она обречена. В определенных схемах могут участвовать представители прокуратуры и других правоохранительных органов. С учетом того, что ряд преступлений в контрабандной сфере подследственны ГБР, вполне логично завоевание этим новым правоохранительным органом своего места под «контрабандным солнцем». Как я уже говорил, при предыдущем президенте произошли кардинальные изменения в координации этих процессов — эту функцию взял на себя «теневой офис».

Никто из серьезных контрабандистов не начнет реализовывать свою схему при наличии реального риска «погореть». Товар «двинется» только тогда, когда у них будет уверенность, что схема гарантированно «сработает». А это возможно лишь тогда, когда будет договоренность с «ответственными» представителями указанных органов. Сообщение о раскрытии масштабной контрабандной схемы, как правило, имеет место, когда «что-то пошло не так» — с кем-то не договорились, не согласовали размер «маржи» и т.п. 

Проблема существования системной и масштабной контрабанды в Украине заключается не в отсутствии достаточных законодательных мер для борьбы с ней и не в том, что правоохранительные органы не имеют или не могут добыть информацию о том, кем и какие контрабандные схемы реализуются. Точно известны и контрабандные «короли», и схемы, по которым они работают. Проблема в том, что правоохранительные органы обеспечивают реализацию таких схем.

— Большинство силовых структур, призванных бороться с контрабандой, так или иначе замыкаются на президенте. Это означает, что в конечном итоге проблема контрабанды сводится к позиции президента? 

— Как и газ, контрабанда — это «бизнес власти». В том смысле, что системную и масштабную товарную контрабанду невозможно осуществлять без высших органов государственной власти. 

Здесь у меня возникает несколько вопросов: что докладывает руководитель таможни президенту о реальном положении дел с контрабандой? Могут ли руководители правоохранительных органов, хорошо осведомленные о том, как работают контрабандные схемы, и общающиеся с их участниками, докладывать главе государства объективную информацию? Информировали ли президента о «теневых офисах» и их ключевой роли в контрабандных процессах?

Реализацию существующих контрабандных схем можно заблокировать в считанные дни. Как, кстати, и деятельность основных конвертационных центров. Для этого не нужны ни новые законы, ни специальные решения правительства или СНБО. 

— Насколько известно, СНБО будет рекомендовать президенту также ввести персональные санкции в отношении граждан Украины, связанных с контрабандой. Вот интересно, среди тех, к кому порекомендуют применить санкции, будет Павлюк или нет. Так будет дан ответ на вопрос: это борьба с контрабандой или зачистка конкурентов властного контрабандного хаба?

— Мы же с вами не знаем сути претензий, которые выдвинет СНБО в отношении соответствующих субъектов, а также, какие санкции будут применены и на каких основаниях. Так что об этом можно будет говорить уже по результатам решений СНБО, если таковые будут.

Санкции санкциями, но я убежден: главное для результативной борьбы с контрабандой — применение (безусловно, при наличии оснований) правового инструментария, имеющегося в распоряжении огромного количества правоохранительных структур — прокуратуры, СБУ, таможенной и пограничной службы, ГБР, Нацполиции, НАБУ, САП. 

Автор: Юлия Москаленко; ZN.UA


Издание напоминает, что исходные списки для заседания СНБО готовила СБУ. Потом эти списки обсуждали на Банковой и в результате членам СНБО была представлена на утверждение уже известная десятка.

Кто же “потерялся”?

1. Собственник “Премиум-пакета”, о котором так много знают в СБУ и лично глава ВБ СБУ господин Наумов – Акст Александр (гражданин Германии).

2. Полуситок Владимир (Львов)

Бывший таможенник, был заместителем начальника оперативного управления по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями – начальник отдела производства по делам о нарушении таможенных Львовской таможни, сейчас бизнесмен.

Бывший начальник Галицкой таможни Владимир Цабак говорил о Полуситке как о контрабандисте.

3. Табунщик Руслан (Одесса)

Бывший одесский милиционер, зам начальника управления по борьбе с торговлей людьми. Был депутатом облсовета от “Батькивщины”. В 2018 ему сожгли два дома. Местные издания “Думская” и “Депо. Одесса” писали о его причастности к обналу и контрабанде.

4. Сердюк Сергей (Одесса)

Бывший сотрудник Генпрокуратуры, фигурировал в деле о краже 37 танкеров из порта Одессы. О причастности Сердюка к контрабанде говорил тогдашний руководитель ГФС Мирослав Продан.

5. Бабич Максим (Одесса)

Бизнесмен, упоминается в журналистском расследования Плинского о контрабанде в порту Одессы. После обнародования попавшей под санкции десятки должен пляшку Шефиру.

6. Семенцов Ростислав (Одесса)

Брат экс-начальник Департамента защиты экономики Нацполиции Одесской области Семенцова Алексея – ныне депутата облсовета от “Слуги народа”. О “работе” братьев в Одесском порту подробно писал Юрий Бутусов.

7. Фальковский Валерий (Одесса)

Бизнесмен, бывший начальник отдела таможенного оформления №3 таможенного поста “Одесса-грузовой”. При увольнении не сдал служебное удостоверение.

8. Слюсарев Вадим (Харьков)

Бывший харьковский пограничник, бывший советник Сергея Трофимова из ОП, формировал списки кандидатов от “Слуги народа” на выборах в Верховную Раду.  В расследовании “Схем” упоминается дело о контрабанде сигарет, где фигурировала его фирма

9. Александр Черепинский (Харьков)

Бизнесмен, упоминается в расследованиях проекта “Наші гроші” о сомнительных закупках в аэропортах.

10. Романенко Геннадий (Киев)

Бывший таможенник, упоминается в расследовании “Бигус Инфо”, депутат Василевская-Смаглюк писала о его обыске ГБР по делу о контрабанде.

Exit mobile version