С момента гибели 14 моряков на глубоководной станции ВМФ России прошел месяц. В DW собрали информацию и поговорила с экспертами, в том числе немецкими строителями подводных лодок.
Месяц назад, 1 июля 2019 года, на глубоководной станции ВМФ России, произошел инцидент в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 офицеров-подводников, семеро из них – капитаны первого ранга, двое – Герои России. Это самая масштабная авария подобного рода за последние годы и первая, когда в центре внимания оказался новый сверхсекретный аппарат российского флота.
Общественности о происшествии стало известно день спустя. С тех пор моряков с почестями похоронили в Петербурге, в прессе появились новые детали, а хозяин Кремля встретился с родственниками погибших. Но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. DW собрала основную информацию.
Что произошло 1 июля 2019 года в Баренцевом море
С момента первых заявлений министра обороны РФ Сергея Шойгу новой официальной информации об аварии практически нет. Все данные об объекте и выполнявшемся им задании объявлены государственной тайной.
Докладывая президенту Владимиру Путину 2 июля, Шойгу сказал, что “в ходе плановых работ по изучению морского дна в российских территориальных водах в Баренцевом море на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота произошел пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников”. Также известно, что четырем членами экипажа удалось спастись, а первым был эвакуирован гражданский специалист.
Позднее Шойгу заявил, что пожар произошел в аккумуляторном отсеке, а сам подводный аппарат оснащен ядерным реактором. Министр также сообщил, что реактор не пострадал, аппарат был доставлен на базу ВМФ в Североморск и вернется в строй. О том, что, возможно, произошло на борту, наиболее подробно написала 23 июля газета “Коммерсант” со ссылкой на источники, близкие к расследованию.
По ее данным, инцидент произошел вечером 1 июля на глубоководной станции АС-31, носителем которой выступает атомная подводная лодка “Подмосковье”. Экипаж завершал контрольный выход “перед предстоящим выполнением боевого задания”. О каком задании шла речь, газета не уточняет. Во время стыковки с лодкой-носителем в аккумуляторном отсеке появился дым.
Часть экипажа эвакуировалась, а десять человек остались и более часа боролись за “живучесть” станции. Все они, а также четыре члена пришедшего на помощь сменного экипажа, погибли – предположительно при взрыве аккумуляторной батареи. Как пишет “Коммерсант”, аккумуляторы на такие аппараты поставлялись с Украины, но после 2014 года Россия перешла на продукцию своего производителя.
Некоторые российские СМИ писали, что, выступая на церемонии похорон, один из военных якобы сказал, что экипаж предотвратил “катастрофу планетарного масштаба”. Когда журналисты спросили об этом пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, тот ответил, что не может комментировать, поскольку не знаком с этим высказыванием.
Что известно о секретном подводном аппарате
Официальной информации о самой подводной станции нет. По данным в прессе, речь может идти о АС-31 или АС-12, некоторые называют их “Лошарик” из-за особенностей конструкции – нескольких сфер из сверхпрочного материала под оболочкой, внешне похожей на обычную подводную лодку. Предполагается, что станция может погружаться на глубину чуть более 6000 метров.
Это указывает на то, что она могла разрабатываться для работы в Атлантическом и Тихом океане, где есть такие глубины. До сих пор они были доступны немногим специальным гражданским лодкам и батискафам, а обычные подводные лодки, в том числе атомные, работают в среднем на глубине от нескольких сотен до тысячи метров.
Огонь, смерть и молчаливые волны. 5 самых кровавых катастроф подлодок
Военная служба, тем более на такой высокотехнологичной технике, как подводная лодка, остается опасной, требует высокой концентрации и качественного образования. К тому же, чем сложнее техника, тем менее надежной она обычно бывает, и тем больше внимания в обслуживании требует.
В издании Belsat.eu собрали примеры наиболее серьезных катастроф военных подводных лодок, произошедших с 2000 года.
Атомная могила
В августе 2000 года во время проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Причиной катастрофы стала протечка пероксида водорода в носовом торпедном отсеке, что вызвало взрыв сначала одной, а потом еще нескольких торпед. Сила второго взрыва составила 3-7 тонн тротила, зафиксированных сейсмографическими станциями в Норвегии и США.
Подводная лодка находилась в районе учений российского военного флота, поэтому даже сами участники учений не сразу поняли, что происходит.
Взрыв убил большую часть команды, но 23 моряка выжили в кормовом отсеке подлодки, которая лежала на дне моря. Атомные реакторы автоматически прекратили свою работу, благодаря чему не последовал ядерный взрыв. Российский военный флот долго не принимал иностранной помощи, а сам не имел возможности спасти своих моряков. Через несколько дней выжившие умерли от нехватки воздуха. В результате вся команда – 118 человек – погибла.
Дело о гибели “Курска” насчитывает 133 тома, из них опубликованы только 4 страницы.
Летучий Китаец
В мае 2003 года Китай сообщил о гибели всей команды (70 человек) своей дизельной подводной лодки номер 361. Инцидент произошел вблизи северо-восточных берегов Китая. С лодкой был утерян контакт, а через какое-то время ее нашли рыбаки – она плыла по поверхности моря.
Внутри все моряки и офицеры погибли из-за отсутствия кислорода. Считается, что когда подводная лодка всплыла, морская волна накрыла открытый люк – который автоматически закрылся. Дизельные двигатели быстро «съели» весь воздух внутри подводной лодки, а люди на постах просто незаметно сами для себя «уснули».
Газовая атака
В ноябре 2008-го как минимум 20 российских моряков и специалистов из гражданского технического персонала погибли, а 41 получили ранения от протечки газа фреона на русской атомной подводной лодке К-152 «Нерпа», которая проходила испытания в Японском море. Жертвы задохнулись или получили обморожения легких.
В 2011 году российскую подводную лодку продали в Индию.
Взрыв в порту
В 2013 году взорвалась ночью и затонула в порту Бомбея индийская дизельная подводная лодка «Sindhurakshak». Благодаря тому, что берег был рядом, спаслась основная часть команды. 18 человек погибли. Подводная лодка была построена в России в 1997 году.
Катастрофа под волнами
Ночью в ноябре 2017 года исчезла субмарина военно-морского флота Аргентины «San Juan», на борту которой находились 44 моряка. Подводный корабль, построенный в Германии, пропал у южного побережья Аргентины. Корабли и поисковая авиация Аргентины и нескольких других стран, таких как Бразилия, Чили, Уругвай, Россия, Великобритания и США, искали пропавшую субмарину и ее моряков, однако через две недели надежды на то, что можно найти хоть кого-то или что-то, пропали.
Через год американская коммерческая компания «Ocean Infinity», которая занимается изучением морского дна, нашла подводную лодку с помощью подводного аппарата. Части лодки лежали разбросанными в диаметре 70 метров на глубине 907 метров. Все члены экипажа погибли.