Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

В каких направлениях Украина все еще зависима от проблем и угроз: агрессия России, судебный коллапс, коррупция

SLOVIANSK, UKRAINE - 2014/08/19: A Ukrainian flag seen on board of a Ukrainian Army Jeep. The conflict in the Donbass region of eastern Ukraine was started in early 2014 as the aftermath of the 2014 Ukrainian revolution and the Euro maidan movement where the majority of Ukrainian in western Ukraine wanted to have closer relationship instead of with Russia with the west while large number of citizens in the Donbass region of eastern Ukraine wants to remain their closer relationship with Russia, and that led to a civil war in the east where they want to become independent from the rest of Ukraine. (Photo by Giuseppe Maritati/SOPA Images/LightRocket via Getty Images)

Внешний враг Украины – Россия, внутренний – коррупция. А еще стране надо обеспечить себе энергетическую безопасность, рассчитаться с кредиторами и выиграть в информационной войне.

Сегодня страна празднует 28-й День Независимости, в издании Фокус разобирались, в каких направлениях Украина все еще зависима от проблем и угроз.

Вызов первый: агрессия России

Более двадцати лет Украина старалась сохранить дружбу с Россией. Подписав Договор о дружбе, оставив российский флот в Севастополе. И все это оказалось бессмысленно.

«Это сейчас мы недоумеваем, как можно было все эти годы договариваться с россиянами так, чтобы соглашаться практически на все их условия, – говорит Павел Лакийчук, руководитель программ Центра глобалистики «Стратегия ХХI». – А ведь еще в начале 2010-х годов в украинском обществе была высокая поддержка двухсторонних отношений. Если бы лет десять назад кто-то сказал о войне с Россией, общество бы возмутилось, что быть такого не может. И такой лояльностью в РФ активно пользовались, навязывая идею «братства» и защиты прав русскоязычного населения».

Разумеется, в 2014 году Украина не была готова к войне. Стране пришлось мобилизовать усилия на двух фронтах – внутреннем и внешнем. На первом – возобновлять оборонную промышленность, укреплять сектор безопасности и строить новую армию. На втором – вести переговоры о мире с помощью международных партнеров, не поддаваясь на шантаж Кремля и боевиков Донбасса. И ныне для Украины, как и пять лет назад, актуальны оба направления.

«За пять лет мы так и не сумели рассказать миру, что в Украине происходит не гражданский конфликт, о чем все громче говорит Россия, а международный, с вторжением войск РФ, – говорит юрист «Украинской правовой консультативной группы» Алина Павлюк, – Не достаточно лишь закрепить на законодательном уровне то, что Россия – государство-агрессор. Необходимо это доказать. В частности, в международных судебных инстанциях. А этого не происходит. Например, в процессе по захвату украинских моряков возле Керченского пролива в Международном трибунале ООН по морскому праву Украина и не вспоминала о международном вооруженном конфликте на территории нашей страны, а лишь заявляла о нарушении права мирного прохода суден. При этом даже Генассамблея ООН признала их военнопленными. То есть даже внутри мы не можем определиться: какой у нас конфликт, как рассказывать о нем на международном уровне, а то и дело ситуативно выбираем более «выгодную позицию». А она правильная не всегда».

Вызов второй: энергетическая безопасность

«На газовой игле», – так говорили с конца 2000-х о поставках газа в Украину. В 2008-м мы были самым крупным потребителем в Европе – получая 66 млрд. кубометров, что в два раза больше, чем, например, Германия. С кубами росли и миллиардные долги перед «Газпромом». Тот использовал это и навязывал новые не выгодные контракты. Самый известный подписала Юлия Тимошенко: «бери и плати» – не менее 41 млрд. кубометров в год по цене 450 долларов 1000 «кубов».

Украине навязывали миф: без российского газа не обойтись. Развеялся он в 2015-м, когда Украина полностью отказалась от прямых поставок «Газпрома», а стала покупать голубое топливо у 65 компаний и трейдеров из Словакии, Венгрии и Польши. Впрочем, нужно понимать, что это зачастую тот же российский газ, перепроданный нам.

И этот статус-кво надо сохранить, уверен эксперт в энергетической сфере Михаил Гончар. Он говорит, вызов для новой власти – не поддаться на шантаж со стороны России. Для этого, во-первых, уже сегодня стратегически важно сделать необходимый запас газа в хранилищах. А, во-вторых, не договариваться с посредниками, имеющими российские корни. Ныне же известно, «Газпром» переживает не лучшие времена: доходы упали, европейцы не дают кредиты, России не хватает украинского рынка. Да и сам председатель правления компании Алексей Миллер говорил: «Газпром» готов договариваться о прямых контрактах с Украиной. Но напрямую – вряд ли получится. Поэтому, вполне возможно, РФ попробует реанимировать схему с карманным для себя посредником.

Другое дело – вопрос транзита. В 2020-м, с запуском «Северного потока-2», главным лоббистом которого является Германия, Украина потеряет статус «главной дороги российского газа в ЕС». Но при этом в Европе обещают сохранить транзит через Украину – ныне обсуждаются условия нового контракта: Еврокомиссия настаивает на заключении долгосрочного договора – на десять лет. Разумеется, Россия сопротивляется, а для Украины это еще один повод подумать: за счет чего она уже завтра может компенсировать грядущие потери.

Кроме того, чтобы ограничить общение с Россией, Украине необходимо заключить новые контракты с Европой на поставку ядерного топлива для украинских АЭС. Ныне более 60% поставляется из РФ. А также закончить строительство своих хранилищ для отработанного ядерного топлива, которое мы сегодня вывозим в РФ.

Вызов третий: долговые обязательства

В долгах как в шелках. У Украины есть многомиллиардные как внешние, так и внутренние долги. И с каждым годом их размер только увеличивается. По данным Министерства финансов, объем государственного и гарантированного государством долга Украины ныне составляет 80,35 миллиарда долларов (2,1 триллиона гривен), из которых 70 миллиарда – прямой госдолг.

А впереди – тяжелые времена. В 2019-2021 годах Украину ожидает период пиковых выплат по внешнему долгу. В третьем квартале мы должны заплатить 133 млрд грн.

Но Украина – не единственная страна мира с огромными долгами. США, Великобритания, Германия – живут также на займы. Правда разница в том, что обслуживание их долгов обходится гораздо дешевле. Развитые страны берут деньги в долг на длительный срок и под низкие проценты, поскольку они имеют стабильную национальную валюту. Украина же получает в долг под высокие проценты. И единственный способ для нас открыть более выгодные кредитные линии – провести реформы, которые ждут от нас в ЕС, и МВФ.

Вызов четвертый: информационные атаки

«Ложь является «сильным оружием», если использовать ее правильно и в широких масштабах», – сказал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, комментируя вопрос борьбы с российской пропагандой. Он отметил, что Запад «по-прежнему недооценивает информационное влияние России».

Как ведет информационную войну Россия, Украина знает с начала 2000-х. Наверняка, многие помнят атаку во время российско-украинского газового противостояния – мол, Украина ведет нечестную игру и ворует российский газ. Тогда советник президента Украины Владимир Горбулин сказал: информационная война была, а украинские СМИ ретранслировали месседжи россиян, и не выступали в защиту украинских интересов.

Накануне аннексии Крыма Россия подняла новую волну пропаганды через СМИ и социальные сети. По данным американских спецслужб, в 2014-ом сотрудники российской военной разведки создавали сотни псевдо-украинских англоязычных групп в социальных сетях, придумывали новости и распространяли фейковые комментарии.

В 2018-м информационное противостояние обрело новую форму. За последние два года как минимум три рейтинговые телеканала перешли под контроль украинских политиков, связанных с Россией. Сразу после продажи их эфиры наполнились лояльными к РФ новостями, а в программах заметно усилился дискурс о возобновлении дружбы со страной агрессором. Яркий пример – попытка проведения на телеканале «NewsOne» телемоста с российским каналом «Россия-1» «Надо поговорить!».

Вызов пятый: коррупция

По итогам 2018 года Украина заняла 120 место в перечне из 180 стран мира по уровню коррупции. Именно коррупция, по данным многочисленных аналитических отчетов и опросов, является самой большой проблемой, как для иностранного, так и для отечественного бизнеса.

Особая тема – коррупция наивысшего уровня. С ней обещал бороться и бывший президент Петр Порошенко, ее хочет преодолеть и нынешний, Владимир Зеленский.

За пять лет мы стали свидетелями нескольких громких задержаний высокопоставленных чиновников. Например, экс-исполняющий обязанности председателя Государственной фискальной службы Мирослав Продан подозревался в незаконном получении многомиллионного имущества в Киеве, а мэр Одессы Геннадий Труханов – в Лондоне. Но подобные дела зависли либо на этапе расследования, либо загрузли в судах. А весной 2019 года вообще пришлось закрыть 65 производств – Конституционный суд признал статью о незаконном обогащении неконституционной.

Ныне президент Зеленский обещает подать в парламент свой антикоррупционный законопроект и начать борьбу заново. Европейские партнеры, предоставляющие нам кредиты и подарившие безвиз с ЕС, надеются, что наконец-то станет эффективной все связка антикорупционных органов. В сентябре 2019-го заработает Высший антикоррупционный суд, после произойдет перезагрузка Нацагенства по предотвращению коррупции и сработаются САП и НАБУ.

Вызов шестой: судебный коллапс

Украинцы не доверяют судам. В 2014- м в отечественное правосудие верили только 3%, ныне таких – 14%. За пять лет это низкий результат, отмечают эксперты. Михаил Жернаков, директор Фонда DEJURE, говорит: «Судебная реформа Петра Порошенко провалена, обновления судебной системы не произошло, судьи до сих пор подотчетны политикам, а не обществу».

За пять лет появившийся при Януковиче «порядок» разрушить не удалось по двум причинам. Первая – сопротивлялись сами судьи: они не готовы были меняться. Вторая – у руководства страны не хватило политической воли перезапустить систему, ему легче было ее приручить. Поэтому вместо капитального ремонта президент Порошенко, главный инициатор судебной реформы, решил провести косметический.

И начал с формирования нового Верховного суда. Конкурс проводили долго – в два этапа, при участии общественности. Его результаты объявляли пафосно, в присутствии глав дипломатических миссий. На деле же оказалось, что вместе с десятком достойных кандидатов в наивысшую судебную инстанцию прошли те, кто работал при Януковиче и выполнял заказы Банковой того времени.

Ныне на повестке дня перезагрузка всей судебной системы – от судов первой инстанции до органов, решающих, кого назначать или увольнять – Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия. Первые зависят от высших судебных инстанций, вторые – от политических сил.

Вызов седьмой: международный вектор

Об Украине за спиной Украины – такой новый формат переговоров последние месяцы практикуют европейские и американские лидеры.

Все началось с возвращения России без ограничений права голоса в ПАСЕ. Возможно, кому-то может показаться, что это было неожиданно, хотя, на самом деле, прогнозируемо. Еще во времена президентства Порошенко Запад намекал: Россия может вернуться в большую европейскую семью. Когда же в Берлин и Париж поехал новоизбранный президент Владимир Зеленский, лидеры Франции и Германии Макрон и Меркель сказали: решение уже принято, необходимо смириться. Зеленский так и сделал – он не выступал с громкими призывами к партнерам в Европе, не пытался создать коалицию дружественных стран, а просто промолчал. В обмен Россия обещала освободить военнопленных моряков, захваченных в ноябре 2018 года вблизи Керченского пролива. Правда, это могло произойти лишь на условиях России, среди которых признание правомерности судебного процесса в РФ и частично оккупацию Крыма.

Далее – больше. После встречи с Путиным 19 августа Макрон написал пост по-русски: «Россия – очень глубоко европейская страна. Мы верим в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока». А вскоре президент США Трамп инициировал возвращение России в состав клуба самых влиятельных государств мира G-8.

Глава парламентского комитета по иностранным делам 8-го созыва Анна Гопко говорит, как важно, чтобы принцип «ничего о нас без нас» был приоритетным: «Мы должны предоставить четкий сигнал нашим международным партнерам, что есть красные линии, которые мы пересекать не будем».

Автор: Татьяна Катриченко; Фокус

Exit mobile version