Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Какая существует помощь государства для людей освободившихся из мест лишения свободы

в Украине существует вообще хоть какая то помощь для людей освободившихся из мест лишения свободы ?
в Украине существует вообще хоть какая то помощь для людей освободившихся из мест лишения свободы ?

Категория осужденных очень близка к бездомности. Во время заключения родственники зачастую продают общее жилье или выписывают людей из квартиры. Иногда жилье есть, но оно приходит в негодность. У многих попросту нет документов. Многие не знают. что им делать дальше и куда обращаться за помощью.

Все граждане Украины, граждане иностранных государств и лица без гражданства, проживающие на территории Украины, имеют множество прав и свобод, которые закреплены в разнообразных нормативно-правовых актах, начиная с Конституции Украины (ст.ст. 21-64 множество прав и свобод, которые закреплены в разнообразных нормативно-правовых актах, начиная с Конституции Украины ()). Лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, не являются исключением из этого правила.

Наоборот, законодательство Украины предоставляет этой группе лиц дополнительные гарантии реализации их прав, и. прежде всего, права на безотлагательное получения помощи от органов исполнительной власти в период шести месяцев после освобождения из мест лишения свободы (т.е. в период адаптации на свободе) – а именно: помощь в создании надлежащих жилищно-бытовых условий, получении образования, документов (если они были утеряны), медицинскую, социальную и иную помощь

Это так называемые «мероприятия социального патронажа», перечень которых закреплен в специальном нормативном акте – Законе Украины «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» (далее – Закон). В ст. 10 Закона сказано, что «права освобожденных лиц, закрепленые этим Законом, реализуются в полном объеме и не могут быть ограничены…».

Но на практике большинство гарантированных Конституцией и иными Законами Украины прав лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, не соблюдаются, а мероприятия социального патронажа не осуществляются. Причинами такого состояния дел являются, во-первых, низкий уровень осведомленности освободившихся лиц об услугах, которые должны им предоставляться государственными органами и учреждениями, а также неверие в то, что они еще «нужны» государству; во-вторых, невысокий уровень мотивации государсвтенных органов в исполнении возложенных на них обязанностей по осуществлению мероприятий по социальному патронажу лиц, вышедших из мест лишения свободы; в-третьих, отсутствие эффективного котроля со стороны общественности, СМИ за исполнением государственными органами возложенных на них обязанностей по реализации социальной политики в отношении освободившихся лиц.

Как следствие неэффективной социальной политики в отношении лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, – высокий уровень рецидивности преступлений и возвращение освободившихся лиц в места лишения свободы.

Анализ нормативных документов

Основными специальными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы, которые регламентируют оказание социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы на определенный срок, являются:

Данные нормативно-правовые акты содержат указание на полномочия государственных и негосударственных структур, на которые возлагается обязанность осуществлять мероприятия социального патронажа в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Законом, под социальным патронажем понимается комплекс мероприятий государственной поддержки и помощи освободившимся лицам, который осуществляется с целью содействия этим лицам в трудоустройстве, профессиональной переориентации и переподготовке, создании надлежащих жилищно-бытовых условий, предотвращения влияния на них криминогенный факторов (ст.1 Закона)

Действие указанного Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины и обратились в наблюдательные комиссии или в иные органы, учреждения и организации, уполномоченные реализовывать мероприятия по социальному патронажу, в течении шести месяцев после освобождения из учреждений исполнения наказаний.

Ниже в Таблице 1 приведены полномочия основных органов, учреждений и организаций, уполномоченных осуществлять мероприятия социального патронажа в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы на определенный срок, в соответствии с положениями вышеназванных нормативных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона, мероприятия социального патронажа осуществляют следующие субъекты:

– местные органы исполнительной власти;

– органы местного самоуправления;

– центры социальной адаптации;

– службы по делам несовершеннолетних (ныне – служба по делам детей – прим. авт).

– центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;

– наблюдательные комиссии;

– органы социальной защиты населения;

– органы здравоохранения;

– органы внутренних дел;

– центры занятости населения;

– дома-интернаты;

– кризисные центры;

– службы психологической помощи;

– приюты (в том числе – для несовершеннолетних);

– учреждения социального патронажа;

– дома ночного или временного пребывания освобожденных лиц;

– общественные организации;

– иные уполномоченные органы, организации и учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона, указанные органы, организации и учреждения в случае обращения к ним освободившихся лиц обязаны безотлагательно начать осуществлять в отношении них мероприятия социального патронажа.

В октябре 2008 года Кабинет Министров Украины издал Распоряжение № 1385-р «О принятии Концепции социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы на определенный срок», в котором указывает, что «существующая система социальной адаптации освобожденных лиц не способна удовлетворить интересы общества». Среди основных причин такого положения дел названы следующие:

– отсутствие четкого механизма и согласованного механизма координации действий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

– несвоевременность предоставления необходимой помощи освобожденных лиц;

– недостаточность финансирования;

– стигматизация и дискриминация освобожденных лиц;

– недостаточная информированность осужденных лиц об их правах и обязанностях, а также общественности о проблемах осужденных лиц и их участии в содействии реинтеграции таких лиц в общество;

– отсутствие специалистов по социальной работе и социальных работников, которые могут на надлежащем уровне работать в системе социальной защиты освобожденных лиц;

– несовершенство законодательства.

С уверенностью можно сказать, что проблемы, существующие в 2008 году в системе социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, остаются актуальными и в 2019 году. Именно на устранение этих проблем и реализацию Концепции направлен План мероприятий по реализации Концепции социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы на определенный срок, до 2015 года, утвержденный Распоряжением КМУ от 01.06.2009 №740-р. Этим планом действий устанавливаются конкретные органы власти, учреждения и организации, ответственные за реализацию определенных положений Концепции, в том числе, в части усовершенствования нормативно-правовой и методической базы, ресоциализации осужденных лиц, социального сопровождения и социального патронажа, предотвращения преступности.

Таблица 1. Полномочия основных органов, организаций и учреждения по оказанию помощи в социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

Название органа/учреждения/ организации ЗУ «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» План мероприятий по реализации Концепции социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы на определенный срок, до 2015 года
Местные органы исполнительной власти Предоставляется место для временного проживания в специальных общежитиях или центрах социальной адаптации (ст. 3).
Органы местного самоуправления

 

Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи Граждане в возрасте от 15 до 28 лет получают информационную, правовую, трудовую, психолого-педагогическую, медицинскую и иные формы социальной помощи (ч. 3 ст. 6).
Органы социальной защиты населения Ходатайствуют о направлении в специальные дома-интернаты граждан пожилого возраста (мужчин в возрасте 60 лет и женщин в возрасте 55 лет и старше, а также лиц, которым до достижения общего пенсионного возраста осталось не более полутора лет), инвалидов первой и второй групп по их заявлению и на основании вывода медицинской части учреждения исполнения наказаний в случае, если эти лица нуждаются в постороннем уходе и медицинском обслуживании и не имеют трудоспособных детей или родственников, по закону обязанных и согласных за ними ухаживать (ч.1 ст.6).

 

Оптимизировать сеть центров социальной адаптации освободившихся лиц, специальных общежитий, специальных домов-интернатов, отделений при интернатных учреждениях и центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи с учетом финансовых возможностей местных бюджетов и региональных потребностей (п. 11).

Предоставлять социальные услуги освободившимся лицам с наркотической зависимостью, которые прошли курс лечения, а также освобожденным лицам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, с целью предотвращения употребления ими наркотических средств (п. 17).

 

 

Органы здравоохранения

 

Обеспечивают предоставление медицинской помощи по месту жительства или по месту регистрации. В случае отсутствия места жительства или регистрации предоставление медицинской помощи осуществляется по направлению органов, учреждений или организаций, осуществляющих социальный патронаж (ст. 5)

 

Обеспечивают медицинское обслуживание освободившихся лиц, больных туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и иными социально опасными болезнями, в учреждениях здравоохранения, в частности по направлению центров социальной адаптации и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги освободившимся лицам (п. 13).

Обеспечивают лечение освободившихся лиц от алкогольной и наркотической зависимости по направлению центров социальной адаптации и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги освободившимся лицам, а также по обращениям этих лиц (п.16)

 

Органы внутренних дел

 

Проводят рейды с целью выявления освободившихся лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения и нарушают общественный порядок (п. 18).

Обеспечивают своевременную выдачу документов, удостоверяющих личность и гражданство, лицам, освобождающимся из мест лишения свободы (п. 20)

Центры занятости населения

 

Наблюдательные комиссии

 

Общественные организации

 

 

 

 

 

На добровольных началах или на основании социального заказа, предоставляемого местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, могут принимать участие в предоставлении освободившимся лицам социальную помощь (ст. 7)

Судя по официальным ответам государственных органов на запросы правозащитников, Закон о социальной адаптации освобожденных лиц работает, но часто норма Закона об оплачиваемом привлечении общественных организаций к предоставлению социальной помощи освобожденным лицам, не работает.

И хотя Закон Украины «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» предусматривает участие общественных организаций в социальной адаптации освободившихся лиц, тем не менее на местном уровне нет ни утвержденного механизма получения общественной организацией такого социального заказа, ни средств на выполнение такого заказа.

Анкетирование лиц, отбывших наказание в учреждениях исполнения наказаний

Респондентам была предложена анкета, состоящая из трех блоков: «Информированность о мероприятиях социального патронажа», «Предоставление социальных услуг» и «Рекомендации».

В анкетировании приняли участие 30 лиц, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, в период 2010 – начала 2011 гг..

Из 30 опрошенных лиц 80% респондентов – мужчины, 20% – женщины в возрасте до 25 лет (5,6%), от 25 до 40 лет (66,7%), и 27,7% – старше 40 лет. Все они отбыли наказание в виде лишения свободы от 4 месяцев до 15 лет. Для 26,7% респондентов это была первая судимость, для такого же количества опрошенных (т.е 26,7%) – вторая, а для 46,6 % (14 респондентов) – третья и более судимость.

Из лиц, участвовавших в анкетировании, у 73,3% есть среднее образование, у 23,3 – средне-специальное, и у 3,4% – высшее. И фактически у всех опрошенных (96,6%) есть семья, в которые они планировали вернуться после освобождения из мест лишения свободы.

Блок 1. Информированность о мероприятиях социального патронажа.

На вопрос, известно ли опрашиваемым о том, что в Украине действует Закон «О социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок», 73,3% респондентов ответили «Да, известно», 23,3% – что не известно, и 3,4% было трудно ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, разъясняли ли сотрудники учреждения исполнения наказания права и возможности лиц после их освобождения из мест лишения свободы, 66,7% опрошенных ответили «Да», и 33,3%- «Нет». Однако на вопрос «Информировали ли Вас, в какие именно государственные / негосударственные организации и учреждения необходимо обратиться за получением помощи», 56,6% опрошенных ответили «Да», еще 39,9% – «Нет», и 3,5% затруднились ответить.

На вопрос о том, знают ли опрошенные о том, я какие организации им следует обратиться за помощью, 50% ответили, что знают, 46,6 % – что не знают, и 3,4% затруднились ответить на этот вопрос.

Среди ответов на вопрос № 1.6. анкеты о том, с какими трудностями пришлось столкнуться опрошенным после освобождения, наиболее часто встречающимися ответами были: отсутствие возможности устроиться на работу (56,6%), ухудшение здоровья (46,6%), отсутствие паспорта (39,9%), отсутствие жилья (16,7%). Среди иных проблем называли материальные трудности (16,7%), в том числе, отсутствие средств на лечение.

Блок 2. Предоставление социальных услуг.

На вопрос анкеты № 2.1. «Обращались ли Вы после освобождения из мест лишения свободы в государственные или негосударственные учреждения и организации  за получением помощи», 39,9% ответили «Да» и 60,1% – «Нет». На вопрос, почему не обращались, респонденты давали такие ответы: «не имею даже представление о том, где мне могут оказать помощь», «нет смысла», «нет желания» и др.

Те же, кто обращались, называли следующие государственные и негосударственные учреждения и организации: исполком, учреждения здравоохранения, общественные и религиозные организации, а также центры занятости населения.

На вопрос, какие виды помощи ожидали получить, респонденты указывали следующие: материальная помощь, помощь в оформлении документов, юридическая помощь, медицинская помощь (лечение ТБЦ), помощь в установлении инвалидности, духовная помощь и др. Большинство опрошенных респондентов получили помощь, на которую рассчитывали, но, в основном, не от государственных структур, а от общественных и религиозных организаций.

Блок 3. Рекомендации.

Респондентам был задан вопрос, считают ли они, что государство оказывает достаточную помощь лицам, вышедшим из мест лишения свободы. Большинство респондентов (60,1%) считают, что недостаточную, еще 39,9% затруднились ответить на этот вопрос.

В комментариях к своим ответам респонденты отмечали:

«Если человек имеет желание и стремление улучшить свою жизнь, то государство должно идти ему на встречу: жилье, работа, документы и т.д.»;

«Мы чувствуем себя футбольными мячами, которые пинают от одного учреждения к другому; это пережитый опыт»;

«Нет, потому что никто из моих знакомых, отбывших наказание в местах лишения свободы, не получил помощи от государства в том, в чем они по-настоящему нуждались: жилье, документы, медицинская помощь».

На вопрос о том, при обращении в какие организации/учреждения, по мнению опрашиваемых, будет больше шансов получить социальную помощь, респонденты практически единодушны были во мнении, что это религиозные и общественные организации (56,6% и 39,9% соответственно).

Респонденты считают, что государство может и должно помощь освободившимся из учреждений исполнения наказаний следующим: временное жилье, трудоустройство, медицинское обследование и помощь в лечении, или, как отметило несколько опрошенных, «хотя бы не мешать восстанавливаться в обществе».

Результаты опроса служащих/работников органов, учреждений и организаций, на которые возложена обязанность осуществлять мероприятия социального патронажа в соответствии со ст. 3 ЗУ «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок»

В рамках общественного мониторинга было запланировано проведение как минимум по одному полуформализованному интервью с работниками и служащими тех органов и учреждения, деятельность которых была подвергнута мониторингу в части реализации социальной политики относительно лиц, вышедших из мест лишения свободы.

1. Информированность о мероприятиях социального патронажа.

Согласно полученных данных, все опрошенные работники государственных учреждений знакомы с основными положениями ЗУ «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» (далее – Закон), а также со своими полномочиями в связи с выполнением данного Закона. Однако, по мнению большинства опрошенных, свои полномочия они выполняют не на основании Закона, а на основании своих функциональных обязанностей, потому что положения Закона не раскрывают основных функций большинства государственных учреждений, задействованных в оказании социальных услуг лицам, отбывшим наказание.

На вопрос, «Как Вы считаете, работает ли этот Закон на практике», мнения опрошенных разделились.

Из 10 опрошенных только четверо считают, что Закон работает.

«Работает конечно. Все службы взаимосвязаны, взаимодействуют и стараются помогать этой категории граждан… Оказываем услуги в соответствии с законодательством»

«Работает настолько, насколько ему дает возможность наше государство. В первую очередь должно быть желание освободившегося»

Еще трое опрошенных работников государственных структур считают, что Закон практически или полностью не работает. Причинами этого, по мнению опрошенных, являются:

– «отсутствие материально-финансовой базы для его полной реализации»;

– «в связи с невыделением органами исполнительной власти в регионе социального общежития, отсутствием целевого финансирования из местного бюджета».

Из десяти опрошенных трое считают, что Закон работает частично, в связи с «несогласованностью совместных действия государственных и общественных организаций», из-за многочисленных формальностей и безразличия должностных лиц, а также из-за проблемы недофинансирования.

Все без исключения опрошенные работники государственных структур считают, что мероприятия по социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы, необходимы.

Среди проблем, с которыми, по мнению опрошенных, сталкиваются осужденные лица после освобождения, были названы:

Предоставление социальных услуг

На вопрос о том, в какой помощи лица, отбывшие наказание, нуждаются прежде всего, большинство респондентов ответили, что это помощь в оформлении документов, трудоустройстве и материальная помощь. Большинство опрошенных считают, что данные виды помощи могут быть оказаны государственными учреждениями.

Третий блок интервью был посвящен рекомендациям по изменению действующего Закона о социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

На вопрос «Как Вы считаете, нуждается ли государственная политика в отношении социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в пересмотре и изменении», респонденты были единодушны – государственная политика в отношении бывших заключенных нуждается в изменении.

«Нуждается. Прежде всего, нужно изменить отношение общества к осужденным. Пока не изменится общественное мнение о бывших заключенных как о людях «с клеймом», будет сложно удерживать их от совершения преступлений впредь»

«Предусмотренные Законом механизмы на данный момент не работают. Помощь предоставляется далеко не всем нуждающимся»

«Необходимо улучшить координацию и сотрудничество субъектов социальной работы»

По мнению респондентов, ЗУ «О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок», нуждается в изменениях.

«В Законе не назван государственный орган, ответственный за реализацию функций по социальной адаптации освобожденных лиц. А если нет ответственных – значит, нет и виноватых»

«В Законе совершенно нет конкретики – не указаны полномочия большинства служб, на которых возложены обязанности согласно этого Закона. Эту конкретику нужно внести»

«Закон однозначно нуждается в изменении. Но изменение только норм закона без грамотной реализации этих изменений невозможно. В тех организациях, оказывающих социальную помощь, должны работать компетентные неравнодушные сотрудники, которые будут заинтересованы в результате – т.е. в помощи конкретным людям»

В конце интервью попросили респондентов дать рекомендации освободившимся лицам в отношении получения ими социальной помощи. Ниже приведен перечень этих рекомендаций.

 

 

Exit mobile version