В одной руке короткий металлический прут, в другой – пустая бутылка, лицо скрывает низко надвинутый капюшон и респираторная маска – это современный антифашист. Уличный хулиган – а не умудренный жизнью эксперт-правозащитник; подпольщик – а не политик; уставший от нацистской идеологии пацан – а не убежденный борец за всеобщее равенство. Именно такое лицо антифа показала после кондопожских погромов, устроенных их противниками-ультраправыми.
В одной руке короткий металлический прут, в другой – пустая бутылка, лицо скрывает низко надвинутый капюшон и респираторная маска – это современный антифашист. Уличный хулиган – а не умудренный жизнью эксперт-правозащитник; подпольщик – а не политик; уставший от нацистской идеологии пацан – а не убежденный борец за всеобщее равенство. Именно такое лицо антифа показала после кондопожских погромов, устроенных их противниками-ультраправыми. Тогда же стало понятно, что врагов национализма много: в Москве 15 сентября громить клуб «Точка» во время правого концерта пришло более сотни человек, в Санкт-Петербурге несколькими днями позже на пикет Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), активного участника событий в Кондопоге, напало несколько десятков.
«Концерт» в Жуковском – определение условное, скорее «квартирник» в полевых условиях. Один из музыкантов, 20-летний Володя (Укроп), ждет «слушателей» в гуще подмосковного леса в заброшенном тире. Антифашисты, отчаянно матерясь, пробираются в темноте сквозь завалы мусора. Поверх заплесневелых стен развешаны светящиеся гирлянды, за спиной музыкантов на белом экране под оглушительный стритпанк крутят видеозаписи антиглобалистских выступлений в Западной Европе. Никакой сцены нет и в помине – музыканты стоят прямо в толпе. И хотя Укроп со своей группой Change The World Without Taking Power абсолютно соответствует европейским стандартам антифашиста – дерется на улицах, не ест мясо, исповедует анархокоммунизм, – здесь он поет, против обыкновения, вовсе не про защиту прав животных, вегетарианство и анархию. «Мы приедем в город ваш / И дадим фашне п…зды! Кто мы? Кто мы? Мы быдло из Москвы!» – замогильным голосом орет Укроп в микрофон. Скины, беснующиеся в тесном помещении тира, и немногочисленные панки счастливы. Аполитичных хулиганов, которых объединяет лишь ненависть к фашизму, среди московских антифа больше всего – они и составляют основную «ударную силу».
В разгар веселья молодежи напоминают, что мероприятие все-таки «партийное». «Так, парни, вы тут на халяву на концерты ходите. А наши ребята в Питере сидят в КПЗ, им нужны деньги на адвокатов. Парни, сдаем деньги, такая же жопа может произойти с каждым из вас!» – что есть мочи хрипит в микрофон увалень, представившийся Широковым. Команду выполняют без проволочек: полтинники и стольники передают вперед, на сцену, амбалу по кличке Овал. «Мы вообще только вот концерты и организуем, чтобы культуру продвигать. А листовки и Интернет, сайты всякие – это не наша среда», – объясняет Широков.
Хотя эта неизбирательность в применении силы, конечно, позёрство. На вопли гопников из Жуковского возвращающиеся скины даже не повернули голов. Зато чуть было не расправились с велосипедистом, разъезжавшим вдоль колонны с вытянутой рукой и оравшим «Зиг Хайль!». Как выяснилось, это забавлялся один из анархистов. «Анархи» – тоже антифа, но в отличие от «шарпов» подводят под свою борьбу хоть какую-то идеологию. Как иронизирует политически подкованный Укроп, можно объяснять, «что фашизм – это крайняя степень капитализма, но в основном-то народ к нам [анархистам-антифа] идет, потому что у них дедушка в 1945-м Берлин брал».
Теперь они сами «встречаются» нынешним неонацистам. И продвигают «культуру» в их среде: например, участники группы «Злой Ой!», которые заняты в основном тем, что рыскают по городу в поисках фашистов, на своем первом концерте в том же Жуковском выступили с моментально растекшимся в Интернете «креативом»: «Гей-скины России – это я и ты, / Гетеросексуалы – грязные скоты, / Гордость нашей нации ждет анальный рай. / Гей-скин! Скорей рачком вставай!» Публика была в восторге. «Понимаешь, настоящий ариец должен чувствовать гордость не только за свою расу, но и за пол, а значит, ненавидеть не только иностранцев, но и натуралов», – объяснил смысл гротеска басист Никита. В планах «Злой Ой!» – не менее гротескная кампания для неонацистов «Прогуляй школу» под девизом: «Вузы – для хачей и антифы, а настоящие белые люди и так хорошо живут».
А каждая акция увеличивает популярность антифа еще больше, чем любые концерты и скетчи. «Тут главное – что-то делать. Мы просто с другом ходили по вечерам, искали бонов. Потом нас стало пятеро, потом на основу [организационную структуру] антифы вышли», – рассказывает Алексей. И делать тихо: если на неонацистском сайте «Формат18» регулярно выкладывают видеозаписи избиений иммигрантов, то антифа намеренно погрузилась в информационный вакуум. «Пока наци занимаются политикой и пишут в Интернете, мы занимаемся делом. У них уже паранойя [от наших действий] началась», – с удовольствием замечает Широков, вспоминая двухнедельной давности инцидент на концерте ска-группы Necondition. По заверениям антирасистов, ультраправые там обознались и напали на своих же соратников, серьезно ранив то ли ножами, то ли «розочками» от разбитых бутылок двоих из них. Сами неонацисты утверждают, что нападавшие кричали «Антифа!».
На войне как на войне. «Да всё круто сейчас! С кем угодно можем тягаться: у нас лучшие бойцы, лучший опыт драк», – говорит Укроп. Широков сдержаннее в оценках: людей стало больше – четыре года назад на всю Москву 20 человек, а теперь около 300, – но соперничать с объединениями футбольных фанатов они еще не могут: слишком молоды, средний возраст 20–22 года. Хотя «никакого fair play (неписаный кодекс поведения в драке между футбольными болельщиками. – Newsweek) [тут] быть не может – у нас же война идет», поясняет он, при этом настаивая на том, что «шарпы никогда не убивали, ножи у нас только для защиты».
Популярность антифа теперь иногда даже мешает. Например, антифашисты открыто жалеют, что их так много собралось в «Точке»: правые издали заметили приближение толпы более чем в сотню человек и успели закрыться в клубе. За что клуб и поплатился: стекла разбили, избили двух охранников и не успевших спрятаться наци. Поэтому агитировать за антифа-движение «широкие массы» сами антифа категорически не хотят. «Понимаешь, так акция у «Точки» для ментов – просто подростковая драка, а [если пропагандировать идею] – это уже политика и экстремизм. Оно нам надо?» – объясняет расклад анархокоммунист Укроп. «Да мы просто быдло. Какая на фиг политика? Я, может, за “Яблоко” голосую и красножопых этих (кивок в сторону анархокоммуниста Укропа. – Newsweek) ненавижу, а кто-то [из нас] вообще против нелегальной миграции, – втолковывает Широков. – Мы просто хотим, чтобы они [ультраправые] перестали терроризировать людей и сами не чувствовали себя в безопасности».
«Старшие товарищи» действительно размышляют, как использовать такой ценный ресурс, как несколько сотен бойцов-антифашистов. «Я знаю, они несколько к нам враждебно настроены, мол, мы сталинисты… Но надо сломать их стереотипы и как-то политизировать их протест – в идеале, распространить там левую идеологию», – размышляет лидер радикального «Авангарда красной молодежи» (АКМ) Сергей Удальцов. Хотя сам АКМ пока может похвастаться лишь удачной дракой своих активистов с членами ДПНИ на коммунистическом шествии 1 Мая. Наци тогда нагло пристроились в хвост «красной» колонны. У клуба «Точка» соратников Удальцова было всего несколько человек. Это ничуть не мешает им пытаться перехватить у антифашистов знамя борьбы с нацистами. Вот и традиционное шествие левых радикалов – «Антикапитализм-2006» – этой осенью в Интернете уже называют антифашистским маршем.
Дина Юсупова, Айдар Бурибаев, “Русский Newsweek”