За рубежом политикам как действующим так и бывшим, если их «подловят» за рулем после принятия алкоголя – гарантированы первые полосы газет на несколько недель, и пожизненное напоминание при любом удобном случаи. Например о том что Джордж Буш в молодости был любителем приложиться к стакану, вспоминают ему и по сей день. В Украине все не так страшно – потому что, «недоторканість» политика значительно выше, тем более что связи помогут замять любое дело. Наши же «чинуши» садясь в служебный автомобиль за несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов, под градусом или без, не испытывают морального дискомфорта от того, что они своими действиями могут причинить вред окружающим. Спецномера как средство передвижения
Отношение к машинам у них сродни фетишу, обязательно наличие автомобиля дорогой марки и спецномера, от вида которого гаишники прячутся за свои будки, а проехаться в сопровождении мигалки, выбрасывая на обочину других участников движения – считается признаком особенного шика.
Раздражение в обществе вызывают, конечно же, не «элитные» номера, а то, что их обладатели совершенно нагло ведут себя на дорогах, безнаказанно проезжают на красный свет, превышают скорость, разворачиваются через две сплошные линии разметки, запросто едут по улице с односторонним движением навстречу потоку. Это не просто слова – этому есть масса подтверждений, к таким я отношу и описанные в предыдущем материале ДТП со смертельными исходами, виновниками которых были чиновники различной степени «властной крутизны».
Типичный представитель «чиновника-убийцы» считает, что поскольку он причастен к написанию законов (инструкций, примечаний к законам и инструкциям, примечаний к примечаниям и других ограничений и запретов), то делает это все не для себя, а исключительно для народа. А раз так, значит и не обязан это все исполнять.
Привыкнув игнорировать законы, эти представители так называемой «элиты» не имеют уважения и ко всем другим более мелким по их мнению правилам, обязанностям и требованиям, как например, правилам дорожного движения и т.д.
В качестве ознакомления с мнением человека живущего в Европейской стране, предлагаю вам ознакомиться с статьей из немецкого журнала «Focus», посвященной немецкому взгляду на порядки, устанавливаемые на российских дорогах автомобилями со спецномерами.
«Священные коровы на колесах »: взгляд немца на беспредел, устраиваемый на российских дорогах спецавтомобилями чиновников.
Страх перед “АОО77”: в России можно прикрутить себе на машину номера с правом преимущественного проезда
Нет, мой приступ гнева не имеет ничего общего с клубами выхлопных газов, которые разъедают нос. А также с клаустрофобией – бояться тесноты я, постоянный клиент “Аэрофлота”, не могу себе позволить. Должно быть, это таящаяся глубоко внутри немецкая сущность, которая заставляет меня терять самообладание в такие моменты. И прекращать соблюдать государственный запрет на ругательства, который все еще существует в России (и нарушается чаще всего).
Гоночная трасса аппаратчиков
Москва, Кутузовский проспект, час пик. Продленная взлетная полоса Кремля и гоночная трасса аппаратчиков. Ни одного светофора и больше полос, чем можно сосчитать, и при этом пробка, такая же плотная и непроходимая, как сибирская тайга. Но не для всех. Широкие черные лимузины “made in Germany” оставляют слева автомобильную пехоту – точнее говоря, справа, так как они уезжают от пробки и клубов выхлопных газов через сплошную разделительную полосу.
Как ваньки-встаньки
Наглецы нарушают целую кучу правил дорожного движения – уже это выводит из себя мою немецкую натуру. Однако тот факт, что вездесущие милиционеры, которые в своем зимнем обмундировании на толстой ватной подкладке похожи на ванек-встанек, просто не обращают внимания на нарушителей, доводит до неистовства.
Богом данная несправедливость
Несправедливость просто вопиющая – и не только из-за отсутствия способов сдвинуться с мертвой точки. Большинство российских водителей принимают социальную несправедливость на дорогах стоически, как будто ее послал Бог, и не понимают моего возмущения. Нервы нервами, однако хорошо, что права мне выданы в порядочно-добросовестной Германии.
В отличие от некоторых иностранцев из стран со свободным толкованием правил дорожного движения, как, например, в Италии или Турции, немец вряд ли поддастся искушению последовать примеру гонщиков. Немецкая сознательность защищает от обманчивой надежды, что ваньки-встаньки вдруг разом ослепли или в преддверии Нового года начали играть в Деда Мороза.
Кастовый строй на дорогах
Тем, кто в России недавно, не может даже прийти в голову, что стражи порядка вовсе не закрывают глаза, а строго придерживаются правил и законов. Только не правил уличного движения, а кодекса поведения кастового общества на колесах.
Однако тот, кто заводит себе огромную, черную, лакированную, шикарную машину в надежде сойти за “священную корову на колесах” в глазах милиционеров, ведет себя непростительно наивно.
Особые знаки
Дело в том, что кастовый строй организован безупречно: опытный российский милиционер, если он не близорук, уже по знакам на номерах понимает, имеет ли смысл останавливать машину или нет, является ли человек за рулем или на заднем сидении обычным человеком или для него действуют другие законы.
Кремлевские номера
Гаишник, который не хочет лишиться своих звезд на погонах, должен по возможности не пытаться останавливать машины с номерами “АОО77”, “ВОО77”, “МОО77”, “СОО77”. За ними скрывается Кремль. Настолько красным, чтобы оправдать заминку в исполнении служебных обязанностей, не может быть ни один светофор.
“Е… когда хочу”
Не меньше неприятностей ждет рядового стража порядка, если он поднимет свою черно-белую палочку регулировщика перед машиной с номерами ААА99, ААА97, ЕКХ77 или ХКХ77, – это мчатся спецслужбы. “ЕКХ” в народе расшифровывают как “Еду как хочу”. Или в более непристойном варианте: “Е… когда хочу”. Не такими опасными для простых гаишников, но тоже представляющими определенные сложности, если остановить и оштрафовать, являются машины таможни (ССС99), московского управления внутренних дел (АММ77) или министерства связи (ССС99).
Прикрученное право преимущественного проезда
Кастовый строй уходит корнями еще в советские времена, когда Леонид Брежнев с номерами 0001 без тормозов, как кувшинка, плавал по Москве. Если во времена коммунизма число машин с правом преимущественного проезда еще держалось в разумных пределах, то сегодня автомобили с номерами, дающими право “свободного проезда”, в Москве встречаются чаще, чем советские драндулеты марки “Москвич”.
Причина такой инфляции – взяточничество, именно взятка помогает свернуть с демократической полосы на привилегированную, для аппаратчиков. Российские газеты пишут, что простые смертные могут прикрутить себе табличку с номерами таможни за 3 тысячи долларов в год, с номерами спецслужб – за 4 тысячи.
Коварная доверенность
Однако могут возникнуть неприятные побочные эффекты. Опасность кроется во взятке: чтобы жить на полосе обгона, владелец официально должен “подарить” свой автомобиль соответствующему учреждению. В обмен на это он получает “доверенность на вождение” на год. Если не повезет, он может больше никогда не увидеть своей машины по истечении этого срока.
Надежную с правовой точки зрения альтернативу предлагает администрация президента, которая вроде как не прочь одолжить свой “иммунитет” на дорогах за доллары. Измученный пробками московский бизнесмен может брать напрокат машины из путинского автопарка – при этом он получает право преимущественного проезда, а вот мигалка выдается за дополнительную плату, сообщалось в “Новой газете”, где также была опубликована запись телефонных переговоров подставного клиента-репортера с одним из кремлевских чиновников.
Опасность получить “пустые номера”
Однако мечта о зеленой улице может неприятно закончиться на первом же посту ГАИ. Так, некоторые новички, должно быть, выложили толстые пачки долларов за номера с буквами “ООО” или цифрами “99999”, не подозревая, что они получили пустые номера. Смотрятся они хорошо, но действуют разве что на молоденьких девочек, а не на прожженных гаишников. Праву внеочередного проезда в кастовом строе нужно учиться.
Борис Райтшустер
Статья вышла в 2005 году но актуальности не потеряла и сейчас, как в отношении к России так и к Украине. Хотя некоторые положительные сдвиги наблюдаются.
Перемены?
Так в России в феврале вступил в силу запрет на использование депутатами и сенаторами специальных номерных знаков с триколором на своих служебных и личных автомобилях,. вместо знаков с триколором депутаты получили номера особых серий, по котором можно легко узнать автомобиль чиновника на дороге. Ранее заместитель министра внутренних дел Александ Чекалин заявлял, что после запрета номеров с триколором депутаты и сенаторы будут получать номерные знаки в обычном порядке и сочетание букв и цифр на них станет случайным.
Хотя по мнению представителей общественных организаций, сотрудники автоинспекции, как и раньше, будут узнавать по номерам автомобили чиновников на дорогах и не станут их останавливать даже видя нарушение правил. Стоит отметить, что “старые” флажковые номера не давали никакого преимущества на дорогах за тем исключением, что сотрудники ГИБДД не имели права останавливать такие машины.
В Украине, в свою очередь, зарегистрирован проект закона “О внесении изменений в Закон Украины “О дорожном движении”, которым предусматривается, что специальные номера могут использовать только Президент, председатель Верховной Рады, премьер-министр, председатель Верховного суда, председатель Конституционного суда, представители МВД и Вооруженных сил Украины. Спецномера останутся у милиционеров и военных. У первых они выполняют различительную функцию наравне с униформой и специальными сигналами, а для ВСУ – необходимы для осуществления спецконтроля за военными автомобилями.
Напомним, что действующее законодательство предусматривает привилегированный статус автомобилям, которыми пользуются все руководители Верховной Рады, члены Кабмина, руководители государственных комитетов, других центральных органов исполнительной власти, Председатель Верховного совета АР Крым, Председатель Совета министров АР Крым, председатели областных, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций. Кроме этих “особенных” автомобилей, спецномера используются на автомобилях, которые перевозят лиц, находящихся под бдительным оком государственной охраны.
По мнению автора законопроекта, в таких условиях так называемые “элитные” номерные знаки свидетельствуют о высоком социальном статусе их владельцев, что создает своего рода непредвиденный законом иммунитет от требований правил дорожного движения и требований сотрудников ГАИ. Как показывает опыт, владельцы автомобилей с “элитными” номерами позволяют себе игнорирование правил дорожного движения. Поэтому использование таких номеров является необоснованной привилегией и не имеет никакого оправдания, а только содействует появлению негативных последствий – увеличение уровня аварийности, ухудшение дисциплины водителей, снижение уровня доверия граждан к государству и ее органам. Поэтому законодательное ограничение количества владельцев “элитных” номерных знаков вполне оправдано.
В свою очередь, руководитель департамента ГАИ МВД Украины Алексей Калинский отметил, что на сегодня только номерных знаков с аббревиатурой “ВР” выдано 462 штуки. При этом, по его словам, только около 200 народных депутатов 5-го созыва пользуются такими номерными знаками.
Учитывая политические события в стране, принятие такого закона может существенно затянуться. А тем временем чиновники различных рангов продолжают относиться к служебным автомобилям как к священным коровам в Индии: иностранные авто, стоимостью свыше 50 тысяч долларов, у нас водят и паркуют где и как хотят, заграждая выезды и катаясь между людей по тротуарам, и при этом остаются неприкосновенными. А уж если прохожий попадает под колеса – пощады не жди…
Кстати
Во Франции осенью 2005 года, французские журналисты на протяжении 3 недель следили за передвижениями премьер-министра Франции и министра внутренних дел Франции Доминик де Вильпен и главы МВД страны Николя Саркози как по Парижу, так и за его пределами, замеряя скорость их автомобилей с помощью усовершенствованного радара. Если бы обоих государственных деятелей штрафовали за нарушение правил дорожного движения во время служебных поездок, то де Вильпен, проехав всего 50 километров, получил бы 75, а Саркози – 40 штрафных баллов.
Нарушения высокопоставленных чиновников фиксировались фотоаппаратом и цифровой мини-видеокамерой.
Основываясь на полученных фотоснимках, журналисты перечислили различные нарушения правил дорожного движения: проезд на красный сигнал светофора, движение по встречной полосе (60 баллов – де Вильпену, 32 балла – Саркози), превышение скорости (по 5 баллов обоим членам правительства), а также такие проявления грубости, как езда по автобусной полосе (10 баллов – премьер-министру, 3 балла – министру внутренних дел).
Хуже того, полицейский на мотоцикле, прокладывавший в один из дней наблюдения дорогу кортежу Николя Саркози, попал в аварию, пытаясь проскочить на красный свет: перед Эспланадой Инвалидов он врезался в машину, остановившуюся на сигнал светофора.
Сергей Борисов, для УК.
При подготовке статьи использованы материалы изданий УП, Имеешь право, Комерсант, Товарищ, Focus, Банкфакс
От УК: Предлагаем нашим читателям присылать фото с нарушениями правил чиновниками, а также случаи с дорожными происшествиями виновниками которых были представители той или иной ветки власти. Мы же в свою очередь будем обобщать эти факты и выставлять на суд общественности.