…У гражданина зычный голос, иногда он читает что-то из Библии, и довольно внятно. К нему подходят за советом, суют мелочь. Я знаю точно, что денег ему никогда не дам, потому что он не монах и даже не церковнослужитель. Лжесвященники изобретают различные способы для выманивания средств у прохожих. В подземном переходе, по которому мне часто доводиться проходить, всегда стоит один и тот же молодой человек с круглыми красными щеками, одетый в монашескую рясу. За спиной у него внушительный рюкзак, а спереди – коробочка для сбора денег на строительство храма. …У гражданина зычный голос, иногда он читает что-то из Библии, и довольно внятно. К нему подходят за советом, суют мелочь. Я знаю точно, что денег ему никогда не дам, потому что он не монах и даже не церковнослужитель.
Случаи из жизни
Для Москвы привычным явлением стали колоритные персонажи, которые под видом священников или монахов стоят в метро и собирают подаяние на строительство или ремонт всевозможных храмов. Многие, проходя мимо, опускают монету или даже крупную купюру. А вдруг человек в подряснике – настоящий монах или настоятель какой-нибудь далекой церквушки, собирающий милостыню на богоугодное дело? Однако это строго запрещено Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Следовательно, сердобольные люди подкармливают профессиональных мошенников.
Реальных анекдотов на тему церковного мошенничества случается множество. Как-то недалеко от храма Христа Спасителя милиция подняла с тротуара “монаха” и повезла в вытрезвитель. Тот прижимал заветный ящик к грязной рясе и таким матом крыл милиционеров, что даже они удивлялись, ибо не все обороты знали. Выяснилось, что “монах” – бывший уголовник; рясу он украл в церкви по дороге из мест заключения.
Другой сборщик пожертвований оказался приличнее: сшил рясу в ателье. Окупилась она быстро.
Когда псевдосвященника поймали, оказалось, что он успел собрать более 30000 рублей. Еще один “монах” ходил от церкви к церкви и представлялся настоятелем сожженного в Чечне храма, фотографии показывал. В итоге выяснилось, что “настоятель” приехал из Твери, никакого сана не имел и не имеет.
А однажды объявился умелец, который обзавелся рясой, чистыми церковными бланками, печатью несуществующей православной благотворительной организации и охмурял не отдельных прохожих, а целые предприятия. Однако долго мошенник не прокормился, его выдали многочисленные грамматические ошибки: ведь заполнять прошения приходилось самому.
Досадное совпадение стало роковым для “батюшки”, собиравшего пожертвования на восстановление храма в пригородной электричке Симферополь – Новоалексеевка. Представляясь служителем местной епархии, он молил пассажиров “помилосердствовать несколько гривен”. Все шло как по маслу, но неожиданно мошенник столкнулся с молодым батюшкой, стоявшим в окружении двух монахинь, которые не признали в нем коллегу ввиду отсутствия в округе священника с такой внешностью.
Когда лжесвященник сошел на станции Джанкой и залпом осушил пару рюмок водки в ближайшем буфете, то ставшие свидетелем этого действа священник и монашки не выдержали и сообщили о мошеннике милицейскому патрулю.
Не экономьте на отпевании
Нередки случаи, когда деньги идут в карманы таких лжесвященников в дни похорон. Это случается, когда сограждане хотят сэкономить и не везут своего умершего родственника на отпевание в храм, а позволяют сделать это прямо в морге. Само таинство такого отпевания тогда является ложным, а покидающий сей мир остается неотпетым.
На этот счет еще 14 апреля 1997 года вышло распоряжение № 230, подписанное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром: “В связи с участившимися случаями злоупотреблений при отпевании покойников в моргах благословляется совершать отпевание усопших только в храмах Санкт-Петербургской епархии”.
Во исполнение этого распоряжения канцелярия Санкт-Петербургского епархиального управления в тот же день разослала всем главным врачам больниц Санкт-Петербурга и области соответствующее письмо.
В некоторых странах священникам в борьбе с мошенниками на помощь приходят власти.
Так, в Бухаресте “иноков”, собирающих милостыню на улицах, развелось такое количество, что градоначальники устроили на них настоящую облаву.
У всех задержанных, как водится, были документы, удостоверяющие их принадлежность к различным благотворительным организациям. Однако мало кто из них смог ответить на элементарные вопросы, касающиеся основ Евангелия.
В Румынии монашествующим и священнослужителям сбор каких-либо пожертвований на улицах и в общественных местах запрещен. Собирать на церковь могут только миряне в светской одежде, имеющие письменное разрешение на строительство храма или монастыря, заверенное правящим архиереем епархии, где находится монастырь или приход.
…На Украине, в Полтавской области, мошенники настолько обнаглели, что помимо ношения бороды, рясы и креста они совершают обряды крещения, венчания, освящают дома. В итоге епископ Полтавский и Кременчугский Филипп не выдержал и обратился с заявлением в Полтавское областное УВД, попросив органы помочь церкви в борьбе с псевдосвященниками. Он ратовал за суровое наказание и благословил милиционеров на борьбу с самозванцами.
Найди десять отличий
Отличить мошенника от настоящего священника порой очень сложно. Некоторых даже не поймаешь на незнании Библии. Но в основной массе своей “батюшки” либо источают алкогольные пары, либо не могут связать двух-трех слов, давая совет некоторым вопрошающим.
Дело доходит до того, что некоторые священники просто стесняются надевать рясу. Как рассказывал в одном из интервью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, “служители иногда говорят мне: “Знаете, входишь в автобус и сразу ловишь на себе взгляды пассажиров, которые ждут, что ты начнешь у них просить милостыню”.
Собирать пожертвования могут только миряне. При этом они обязаны иметь письменное официальное благословение архиерея или епископа, настоятеля монастыря или церкви, на которые пойдут деньги.
Кроме того, надпись на ящике должна содержать точное наименование прихода, печать храма, подпись настоятеля или председателя приходского совета.
…Но бывают исключительные случаи, когда настоящие священники выходят на улицу. Это можно делать, имея на руках два разрешения – от своего епископа и от епископа той епархии, на территории которой подаяние собирается. Поэтому, если кто-то входит в электричку в рясе, с крестом и начинает просить подаяние, служители церкви рекомендуют спрашивать у этого человека такие разрешения.
Впрочем, непривычно для наших сограждан спрашивать документы. Не по-людски как-то. К тому же, возникает мысль: а вдруг человеку очень понадобились деньги. Хотя, если так, неужели обязательно просить их, облачаясь в рясу?
Ирина Антонова, Столетие