Несмотря на запрет летать в Крым, «Аэрофлот» только из Москвы совершает на полуостров шесть регулярных рейсов в день. Его пассажиров кормит кейтеринговая компания «Аэромар», для этого в Симферополе открыли ее официальный филиал. Среди учредителей «Аэромара» – британские и немецкие «дочки» немецкой авиакомпании Lufthansa.
Летать над Крымом Госавиаслужба Украины запретила еще в 2014 году. Ее поддержали Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль). Последняя проинформировала о запрете все европейские авиакомпании. В конце 2014-го запрет на полеты в регионе установило Федеральное управление гражданской авиации США.
Но многие российские авиакомпании запрет проигнорировали. Из-за этого Украина полностью прекратила авиационное сообщение с Россией 25 октября 2015 года и добавила в санкционный список СНБО (Совет нацбезопасности и обороны) около 40 российских авиакомпаний. Среди нарушителей оказались крупнейшие российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «ЮТэйр», «Ред Вингс», «Ямал» и другие.
Соте от шеф-повара и блины на Масленицу
Курица соте с красным рисом от именитого шеф-повара Тьерри Мона или филе индейки в травах Персилада от обладательницы звезды Мишлен шеф-повара Сильвии Баракки. Меню для пассажиров бизнес-класса рейса Москва-Симферополь авиакомпании «Россия» в декабре 2014 года поделился в своем блоге путешественник Сергей Анашкевич.
Питание на борту крымского рейса обеспечивала тогда и продолжает делать это сейчас крупнейшая в России кейтеринговая компания «Аэромар». Для этого руководство АО «Аэромар» создало в Крыму специальный – шестой по счету – филиал «Аэромар-Симферополь».
Отдельного юридического лица филиал не имеет, запись о нем появилась в реестре ЕГРЮЛ 26 июня 2014 года на странице АО «Аэромар». 3 июля в компании сообщили, что филиал обслужил первый рейс специального летного отряда авиакомпании «Россия».
В книге «Аэромар. 25 лет с Вами и в небе, и на земле» (изданный компанией альбом с фотографиями и перечислением достижений) указано, что «создание в самые сжатые сроки филиала «Аэромар-Симферополь» стало возможным благодаря поддержке государственных ведомств, республиканских органов власти, представительства ОАО «Аэрофлот» и администрации аэропорта в городе Симферополь».
В той же книге упоминается, что в августе 2014 года компания приготовила рекордные 93 878 порций бортового питания за сутки, почти 2000 из них – в симферопольском филиале.
Крупнейшим клиентом ЗАО «Аэромар» является государственный «Аэрофлот». Сообщается, что на него приходится примерно 77% объемов производства и услуг. Клиентам «Аэрофлота» предлагают 20 видов специального питания, в том числе детское, диабетическое, вегетарианское, с низким содержанием соли, с повышенным содержанием клетчатки, кошерное или халяльное питание. Для пассажиров готовят праздничное меню на Пасху, Масленицу, Медовый, Яблочный и Ореховый спасы (дни урожая в славянской традиции).
Кроме питания, «Аэромар» занимается уборкой, экипировкой салонов и торговлей на борту самолетов.
Европейские учредители
Контрольным пакетом акций «Аэромара» – 51% – владеет сам «Аэрофлот». Остальные 49% через дочерние британские и немецкие фирмы принадлежат немецкому авиаперевозчику Deutsche Lufthansa AG.
Основной вид деятельности «Аэромара» – общественное питание. Среди прочих – услуги, связанные с воздушным и космическим транспортом.
Филиал «Аэромара» в Симферополе также фигурирует на официальном сайте госзакупок в Российской Федерации.
Например, в августе 2015-го был выбран подрядчик для реконструкции помещения, которое филиал арендует в Симферополе. Сумма подряда – от 2,7 млн рублей ($38 тысяч). В техническом задании указано, что необходимо провести капитальный ремонт цеха бортового питания площадью более чем 500 квадратных метров. Он должен обеспечивать приготовление 2000 рационов (наборов питания) в сутки.
Санкции ЕС напрямую запрещают инвестиции в туристический и транспортный сектор на территории аннексированного Крыма. Официально установить факт нарушения санкций может Европейский суд по обращению органов, ответственных за санкционный контроль в конкретной стране ЕС. Настоящее Время отправило запрос в соответствующий департамент Министерства иностранных дел Германии еще в начале апреля 2018-го, но ответа к моменту публикации так и не получило.
В головном офисе немецкой Lufthansa Group, получив запрос Настоящего Времени, пообещали, что подготовят ответ максимально быстро, но через две недели прислали отказ.
«К сожалению, мы не можем прокомментировать ваш запрос. Благодарим за ваше понимание», – написала в электронном письме Керстин Синтия Лау, директор по международным коммуникациям LSGgroup.
Ответить на официальный запрос Настоящего Времени еще с середины марта обещают и в самом «Аэромаре», но до сегодняшнего дня ответ мы так и не получили.