Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Как в кабмине закон «хоронили». Пахнет коррупцией?

Бардак, который творится в стране, надоел уже всем. И пока все общество спорит, какой статус у нашего правительства, министры в свою очередь, бездействуют. На «новоязе» – «впроваджують ефективну політику в усіх галузях народного господарства». Дело, очевидно, не в том, есть ли приставка «и.о.» перед словом министр или нет. А в том, что эти министры (или «и.о.») реально делают. И – главное – какой результат от проделанной ими работы. И тут становится грустно…

Ведь именно от результатов работы правительства зависят цены на хлеб, бензин, мясо, сахар и, конечно же, газ.

Какие «фахівці» возглавляют в Украине энергетический сектор экономики – мы убедились совсем недавно. Когда господа Ивченко и Плачков пытались убедить в своих монологах народ Украины в том, что газ по 95$ – это экономически выгоднее, чем газ по 50$. Удивительно было смотреть, с каким оптимизмом они пытались донести это «радостное» событие до каждого «маленького» украинца. Складывалось впечатление, что этот позорный для Украины газовый контракт…

«Украина криминальная» уделяет много внимания нынешнему состоянию топливо-энергетического комплекса Украины – стратегической отрасли экономики. Широко известно, какие астрономические долги накопились в этой отрасли. Долги – дурной признак. Еще более дурной признак – это долги непогашенные. И вообще: признак всеобщей бесхозяйственности, отсутствия компетенции в управлении – это неумение решать вопросы с имеющимися долгами.

В середине лета 2005 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 2711 «О мерах направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливо-энергетического комплекса». Этот Закон определяет комплекс организационных и экономических мер, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭКа.

Цель этого Закона – способствование улучшению финансового состояния предприятий ТЭКа и предотвращение их банкротства. А также повышение уровня инвестиционной привлекательности путем урегулирования процедурных вопросов и внедрения механизмов погашения задолженности. Еще – предоставление субъектам хозяйственной деятельности права их применения, определение порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного управления, распорядителей бюджетных средств с субъектами хозяйственной деятельности.

Согласно этому закону, все предприятия отечественного ТЭК обязаны подать свои реестры кредиторской задолженности в Расчетный центр. Который создан при государственном предприятии «Энергорынок» в качестве обособленного подразделения. Исходя из полученной информации, Расчетный центр готовит информационную базу – так называемый реестр предприятий, которые приняли решение поучавствовать в погашении задолженности в рамках этого Закона. После формирования базы данных составляются возможные механизмы для погашения задолженности.

Но гладко было на бумаге… Приведу яркий пример совершения должностными лицами Кабинета Министров Украины должностных преступлений, диспозиции которых представлены Уголовным кодексом Украины.

Фактически Закон № 2711 вступил в действие 26 июля 2005года, поскольку именно в этот день он был опубликован в газете «Голос Украины» №135. Но в этот день в действие вступил не весь Закон, а лишь его часть. В соответствии с переходными положениями Закона № 2711, он вступилт в силу с момента его опубликования – кроме статей 3-11. Если учесть, что Закон имеет всего двенадцать статей, то фактически Закон вступает в силу с 26 сентября 2005 года. Когда начинали «работать» статьи 3-11.

Итак, начиная с 26 сентября 2005 года все предприятия ТЭК, которые решили принять участие в погашении задолженности в рамках этого Закона, обязаны в течении месяца подать в Расчетный центр необходимые документы и заявления о принятии участия в погашении задолженности. В свою очередь, Расчетный центр на протяжении десяти дней (начиная с 26 октября 2005 года) подает на утверждение Министерства топлива и энергетики Украины сформированный реестр таких предприятий. Министерство топлива и энергетики Украины – на протяжении пяти дней после получения перечня (реестра) предприятий из Расчетного центра – обязано подготовить приказ об утверждении реестра предприятий топливно-энергетического комплекса, принявших решение принять участие в погашении задолженности в рамках Закона № 2711. И только после этого механизмы, предусмотренные этим Законом, начинают действовать.

Традиции ведомственного саботажа

Но есть еще одно «но». Каждый Закон, при его проработке еще на стадии проекта, рассматривается и согласовывается всеми заинтересованными ведомствами и Комитетами Верховной Рады. Каждый Закон по своей структуре должен иметь четкую системность и логику. В свою очередь, все Законы должны безоговорочно исполняться. И только в этом случае любой Закон результативен для общества.

В Законе № 2711 есть несколько т.н. отсылочных норм, которые возлагают на Кабинет Министров Украины обязанность совершить определенные действия. Так, на Кабмин была возложена обязанность разработать несколько «Положений», которые впоследствии следовало утвердить правительству своими постановлениями. Итак, КМУ был обязан принять четыре постановления: «Об утверждении порядка ведения и пользования данными реестра предприятий топливно-энерегетичесского комплекса, которые берут участие в процедуре погашения задолженности», «О проведении взаиморасчетов по погашению задолженностей предприятий топливно-энергетичесского комплекса и других участников расчетов», «Об утверждении порядка подтверждения задолженности», «О создании Межведомственной комиссии по погашению задолженности предприятий топливно-энергетичесского комплекса».

Пунктом 12.5 статьи 12 Закона № 2711 установлена обязанность Кабинета Министров на протяжении двух месяцев утвердить все необходимые для функционирования Закона «Положения», перечисленные выше.

На протяжении двух месяцев, начиная с 26 июля 2005 года, Кабмин должен был утвердить как минимум четыре нормативно-правовых акта в виде Постановлений. Но этого не произошло. Системность законотворческого процесса была нарушена – Кабмином.

Как мы видели выше, реестр предприятий, созданный в рамках Закона № 2711, должен быть утвержден не позднее 10 ноября 2005 года. Но лишь в первой половине декабря 2005 года соответствующий приказ Минтопэнерго, прошедший регистрацию в Минюсте, был опубликован! Пусть – задержка, чего не бывает… Именно с этого момента предприятия ТЭКа могли бы проводить погашение задолженности в рамках принятого Закона № 2711. Но – увы!.. И не по вине предприятий ТЭКа, которые как раз и выполнили Закон 2711, вовремя подав необходимые документы для включения в Реестр.

Но не тут то было: чиновники Кабинета Министров Украины, по сути, совершив должностные преступления, не приняли в установленные Законом № 2711 сроки необходимые подзаконные акты, необходимые для функционирования Закона.

Последствия – без следствия…

Опасность состоит в том, что исследуемый нами Закон указует предельный срок, в рамках которого можно проводить расчеты по погашению задолженностей. В соответствии с пунктом 3.4 статьи 3 Закона, срок действия процедуры погашения задолженности предприятий ТЭКа не может превышать девяти месяцев со дня принятия Минтопэнерго Украины приказа об утверждении перечня предприятий, которые берут участие в процедуре погашения задолженности. А поскольку приказ был утвержден 10 декабря 2005 года, то именно с этого момента и нужно отсчитывать девять месяцев. Которые истекают 10 августа нынешнего, 2006 года.

Итак, Закон № 2711 дал право хозяйствующим субъектам ТЭКа провести погашение задолженности на протяжении девяти месяцев. На сегодняшний день Кабмин, по сути, уже украл у этих предприятий два с половиной месяца. Но печальнее всего: на сегодняшний день Кабмином так и не приняты остальные подзаконные акты, необходимые для функционирования этого Закона. И неизвестно, когда они будут приняты вообще.

Кому это выгодно?

Сегодня есть все основания утверждать, что принятие этих документов и вовсе не состоится. Почему так происходит? Одна из версий: Закон № 2711 устанавливает прозрачные механизмы погашения задолженностей в ТЭК, которые не устраивают отдельных представителей «новой власти» с «чистыми руками». Так как принятие полноценного закона лишит «разводящих» чиновников из Минтопэнерго и Кабмина в целом возможности «вручную» «разруливать» неплатежи в отрасли. В бездействии Кабмина пахнет коррупционной составляющей.

Предположение о коррупционной подноготной подковерной возни вокруг принятия закона усиливается, когда знаешь: при принятии Бюджета-2006 Кабмин также не выполнил еще одно предписание Закона № 2711. В соответствие с которым, при разработке проекта Закона «О государственном бюджете Украины на 2006 год» следовало включить особенности проведения взаиморасчетов по погашению задолженности за энергоносители при участии бюджетов всех уровней путем однодневного кредитования уполномоченными банками участников расчетов. Расчетливая «забывчивость»?

Закон № 2711 уже фактически «похоронен»!

Сегодня многомиллиардные долги в ТЭКе продолжают существовать множиться. Кредиторы ТЭКа, очевидно, уже будут обращаться в европейские судебные инстанции для взыскания своих средств. Но уже – с государства Украина. Очевидно, что при таком развитии событий все финансово-экономические рейтинги Украины на международной арене значительно «присядут». И это – плоды победы над «преступным режимом»?

Прописная истина: все, что не соответствует Закону, есть правонарушение. А если это правонарушение повлекло еще и причиненный значительный ущерб, то правонарушение становится преступлением. И пока прокуратура как орган, который обязан контролировать исполнение законов, в том числе и высшими должностными лицами государства, будет «спать», ни о каком правовом государстве не может быть и речи. Эй, кто там хочет в Европу?

В соответствии с вышеизложенным автор убежден, что отдельные высокопоставленные должностные лица Кабинета Министров Украины совершили преступления. Предусмотренные, как минимум, ч.2 ст.367 Уголовного кодекса Украины (халатность).

В соответствии со статьей 94 УПК Украины, заявления о преступлении, опубликованные в СМИ, есть самостоятельным и достаточным процессуальным основанием для возбуждения уголовного дела. Заявление о преступление должно быть рассмотрено не позднее десяти дней, с обязательным вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Автор требует от Генеральной прокуратуры Украины возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, изложенному выше. А также установить виновных лиц в саботировании Закона № 2711 и привлечь их к уголовной ответственности.

О.Сухий, адвокат, специально для «УК»

P.S. «УК» будет информировать читателей о дальнейшем развитии событий

Exit mobile version