Во все времена человеку было присуще желание чем-то выделиться из общей массы, продемонстрировав свою значимость и обладание тем, чего нет у других. Достигнуть желаемого можно различными путями, как-то: купив предмет своего вожделения, заполучив его с использованием занимаемой должности, либо обратившись к помощи влиятельных знакомых и друзей. В нынешнее время один из наиболее ярких примеров такой склонности – ”блатные” номерные знаки автомобилей. Об этом, собственно, и пойдет речь. Как та или иная комбинация букв и цифр воздействует на инспектора ГАИ, что позволительно нарушать обладателю “блатного” номера, кто такие номера выдает, кому и за сколько. “Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам”. (Конституция Украины, статья 24).
И тем не менее, сегодня на дорогах Украины реально существуют привилегии по тем самым “иным признакам”, а именно: по государственным регистрационным знакам, установленным на транспортные средства. И разница в правах граждан, находящихся за рулем настолько велика, что спрос на “элитные” номерные знаки зачастую превышает предложение. Но в чем же, собственно, разница между обладателями тех или иных знаков?
Каждый номер несет в себе простую информацию, набор цифр и букв, которая относит его к определенному региону. Но номер номеру рознь, ибо существуют “магические” комбинации. На примере Киева пойдем от простого к сложному.
Специальные серии номеров (ведомственные) :
000 – ХХ КА МВД Украины (автобаза МВД)
222 – ХХ КА ГСО МВД (автобаза МВД)
333 – ХХ КА Кабинет Министров Украины (автобаза КМ)
444 – ХХ КА Национальный банк Украины (автобаза КМ)
555 – ХХ КА Администрация Президента Украины (автобаза АП)
666 – ХХ КА Административная серия (различные учреждения)
777 – ХХ КА Верховная Рада Украины (автобаза ВР)
888 – ХХ КА УГО (спецгараж)
999 – ХХ КА Министерство иностранных дел Украины (автобаза КМ)
Из этого примера четко видно, что существовал вполне определенный порядок выдачи номеров с особыми сочетаниями цифр и букв. Делалось это прежде всего для того, чтобы легко идентифицировать ”свои” машины на дороге. Соответственно, сотрудники ГАИ знали, что останавливать машину с номером 000 – ХХ КА безполезно, так как ей по умолчанию управлял сотрудник МВД. По аналогии серии 202 – ХХ КА, 200 – ХХ КА, 220 – ХХ КА, 002 – ХХ КА выдавались на автомобили МВД Украины, ГУВД г. Киева, ГСО г. Киева, Налоговой администрации, Прокуратуре.
Простому смертному невозможно получить в МРЭО знак такой серии. Сегодня некоторые из перечисленных серий уже утратили свою магическую силу. А ведь главный критерий ценности номерного знака, это лояльность сотрудников ГАИ. Итак :
000 – ХХ КА (и иже с ними) : возможно получение номера как на юр. лицо, так и на частный автомобиль. Работают хорошо, редко останавливают на посту, очень хорошо известны сотрудникам ДГАИ. Многие нарушения правил ПДД сходят с рук. Есть машины спецслужб (многие с маяками), как и авто с подменными номерами.
000 – ХХ КI : гражданский аналог серии КА, изначально выдавался частникам, депутатам ВР, сотрудникам министерств, обеспеченным гражданам. На сегодняшний день являются обычной серией, за нарушение ПДД фактически всегда остановка. Немного лучше работают в регионах. Но есть и исключения – речь опять же о машинах спецслужб. Номеров не так уж и много, ДГАИ в курсе.
Серия ОО : изначально предназначалась для сотрудников центрального аппарата МВД Украины, ДГАИ Украины. Реальную значимость имеют только 000 – ХХ ОО. Некоторые автомобили действительно принадлежат сотрудникам аппарата МВД. Вся остальная серия выставлена на общую распродажу и на сегодняшний день полностью утратила свою привлекательность. При отсутствии каких либо бумаг, ответственность за нарушение – по полной программе.
Серия II : с коренными перестановками в МВД пришла на смену серии ОО. На сегодняшний день работает хорошо, сотрудники ГАИ не замечают нарушений ПДД. Уже находится в продаже, возможно получение как на юр. лицо, так и на частную машину. Выдается на машины спецслужб с грифом ПоПиЗ. С большой долей вероятности повторит участь серии ОО максимум через год.
”Красивые” номера: 121 – 21 ХХ, 303 – 03 ХХ, 880 – 88 ХХ, находятся в ведении МРЭО (за исключением спецсерий). Получаются как правило по знакомствам, за небольшую плату (200 – 300 $). В массе своей играют единственно возможную роль – украшение машины, что призвано льстить ее владельцу, доказывая ему его же чрезвычайную значимость и превосходство над толпой. Некоторые стараются получить номер с датой своего рождения, телефоном и так далее. На сотрудников ГАИ такие номера производят слабое впечатление, однако и ”разводить” такого водителя лишний раз не станут. Номера класса 000 – 0Х ХХ или 111 – 11 ХХ просто так получить очень сложно, хотя известны случаи, когда люди получали их совершенно свободно, в порядке очереди. Обычно придерживаются начальниками МРЭО для себя или нужных людей.
Именные номера : может заказать любой желающий, количество знаков на номере не менее 3, но не более 7. Идут в дополнение к основному номеру ТС. Разрешено все кроме подражания аббревиатурам спецслужб, гос. учрежедений, нецензурных выражений. В любом случае при рассмотрении заявки в ГАИ, оговариваемая комбинация букв (цифр) будет всесторонне изучена. Для сотрудников ГАИ авто с таким номером не представляет никакой угрозы, но и останавливать без причины машину тоже не станут. Зачастую такие номера играют против их владельца, подтверждая наличие денежных средств у хозяина.
По большому счету все выше перечисленный серии условно равны. Любой автомобиль может быть остановлен, независимо от того какой из приведенных номеров установлен на нем. Все зависит от конкретной ситуации и того, кто стоит на дороге. То, что многие сотрудники ИДПС делают скидку для авто с указанными номерами объясняется просто: боятся нарваться на настоящих товарищей с непроданным номером. Гораздо легче в этом плане сотрудникам спецподразделения ”Кобра” – те сразу на месте устанавливают по БД ГАИ на ком ”висит” тот или иной автомобиль. И если что – ответственность за нарушение ПДД будет куда строже, чем на машине с обычным номером. Тоже самое происходит с любой ”блатной” серией, если вас уже остановили. ОО, СМ, КА или что-то еще не играет никакой защитной роли, если явно видна регистрация на ООО, ЗАО, ЧП или частное лицо. ИДПС прекрасно понимает, что жаловаться продавцу номера никто не будет, а если и будет то никаких санкций не последует. Разговор простой : хотел номер? Хотел. Получил? Получил. Вот и радуйся. Совершенно иная ситуация, если к номеру прилагаются соответствующие документы. Но о этом позже.
Регионы : в каждом регионе Украины свои ”закидоны”. Переплетение их настолько сложно, что разобраться в них могут только сотрудники местных подразделений ГАИ. Приведу несколько примеров по городу Запорожье:
990 – ХХ НР Серия ОблУВД (сейчас синие номера), – 0777 НА Начальник ОблУВД.
991 – ХХ НР Серия СБУ в Запорожской области. 991 – 00 НР Руководитель СБУ.
999 – ХХ НР Серия Облсовет. 999 – 00 НР Председатель Облсовета.
700 – ХХ НР Мэрия. 700 – 00 НР Мэр города.
777 – ХХ НР Облпрокуратура. 777 – 00 НР Облпрокурор.
000 – ХХ НР Облгосадминистрация. 000 – 01 НР Председатель.
Соответственно номера с 99Х – ХХ ХХ просто так в МРЭО не выдавались. В связи с переходом МВД на синие номера, серии от 990 – 00 НР до 998 – 00 НР находятся на различных машинах, начиная от Налоговой администрации и заканчивая частными лицами. Так же начали выдавать комбинации из девяток на обычных сериях НА, НЕ, НО. Раньше этого не происходило, во избежание досадного недоразумения: не дай Бог кто перепутает издалека 993 – 00 НР и обычный 993 – 00 НА. Все эти серии “работают” на превышение скорости, парковку в неположенном месте: при общении с сотрудниками ГАИ гарантирована вежливость и понимание. Но рельно все это не более чем местный понт, так как за территорией области все эти комбинации никакой роли не играют. При посещении соседней Днепропетровской области, сотрудникам ИДПС будет абсолютно безразлично какие сочетания цифр и букв они увидят. Ответственность – по полной программе.
В Днепропетровске пошли более простым путем, выделив сразу две серии. XXX – XX AI выдавались на машины Облгосадминистрации, мэрии, райодминистраций и так далее. Чем меньше был номер, тем важнее был ранг лица (000 – 01 AI Председатель Облгосадминистрации в Днепропетровской области). Серия ХХХ – ХХ АК принадлежала силовым структурам Днепропетровска. Одноименная серия СМ (в честь бывшего министра МВД Смирнова, который ранее занимал пост начальника ОблУВД Днепропетровской области) теперь работает только по региону, и то средненько.
Дальше всех в местных ”понтах” зашли власти славного города Одессы. Сделали себе заказы на именные номера (конечно за счет бюджетных средств). Теперь имеем :
ОДА – Облгосадминистрация.
ООР – Одесская областная рада.
ОМР – Одесская городская рада.
ОВР – Горисполком.
За буквами следует двух или трехзначный номер. Чем меньше цифра, тем ”круче” чиновник. К примеру ОМР 01 номер мэра Одессы.
Комментарии излишни. Остальные регионы пока обходятся стандартными сериями, но кто знает … возможно переймут одесский опыт. Все остальные серии выдавались в разное время и разным структурам. В настоящее время могут находиться на автомобилях любой принадлежности и “крутизны”.
Номера отдельных категорий :
Синие номера (МВД) : устанавливаются на служебный транспорт МВД Украины, областей и т.д. Имеют четыре цифры на синем фоне с цифрами и буквами региона. На дорогах обладают абсолютным иммунитетом перед сотрудниками ГАИ. Возможно использование проблескового маяка синего цвета и СГУ. Единственной неприятностью может обернуться встреча с сотрудниками ССБ МВД Украины (служба собственной безопасности – “УК”), но вероятность этого очень мала. Возможно получение на юр. лицо (для этого надо иметь очень серьезные связи на уровне ОблУВД или как вариант заплатить большую сумму). Фактически берется любой автомобиль, на который заключается договор аренды между фирмой (юр. лицо) и ОблУВД. На авто устанавливают синий номер, как на машину используемую в служебных целях ОблУВД. При этом в техпаспотре делается запись в графе ”Особые отметки”: Оперативно-розыскной МВД Украины (к примеру). После этого владельцы такого авто продолжают пользоваться им в обычном режиме. Пользоваться синими номерами очень удобно, так как они, к примеру, автоматически разрешают проезд и парковку в местах предназначенных для спецтранспорта. На любых общественных мероприятиях можно проехать там, где другим проезд запрещен и так далее. Итог: оправдывают себя с любой стороны. Если конечно не ”западло” ездить с таким номером.
Серии АП, КМ, ВР : водители транспортного средства с номерами этих серий не подлежат административной ответственности за нарушение ПДД, за исключением совершения ими ДТП (из служебной инструкции МВД).
Серия КМ : Принадлежит автобазе Кабинета Министров Украины и всех остальных министерств. Выдается на служебные машины министерств, ГНАУ, различных ведомственных комиссий. На дорогах работают очень хорошо, на проблесковый маяк надо иметь разрешение. Останавливаются патрулями ”Кобры”, особенно с 3 – ХХХ КМ. Могут быть получены как на юр. лицо, так и на приватное авто по схеме аренды. Цена для посторонних – порядка $5000. В регионах имеют полный иммунитет на сотрудников ГАИ.
Серия АП : Принадлежит Администрации Президента Украины. Выдачей этой серии заведовал лично ныне покойный генерал Дагаев. Полный иммунитет на дорогах Украины, большинство машин имеет спецталоны или вкладыши ”Оказывать содействие” высшей категории. В продаже для посторонних – порядка $6000–8000. В настоящее время не продаются.
Серия ВР: Принадлежит автобазе Верховной Рады Украины. При введении такой серии спикер ВР Литвин обещал, что номеров будет ровно по количеству депутатов, не более 450. В настоящее время выдано более 3500 номеров серии ВР. Пользуются наибольшим спросом наряду с сериями АП и КМ. По договоренности с депутатом номер устанавливается на любую машину, юр. или физ. лица. По истечении сроков полномочий депутата ВР номер должен быть возвращен. Как будет выполняться это требование на практике – увидим после избрания нового состава парламента. Сотрудники ГАИ с владельцами таких номеров не связываются, поскольку фактически за любым из таких номеров стоит депутат (но рельно ИДСП уважает только 0 – ХХХ ВР).
Трезуб + флаг Украины: Высшие должностные лица государства (тип госномера 45), высшие органы государственной власти (тип госномера 46). Отсутствуют буквенные обозначения и код региона, имеют вид трезуб ХХХ флаг. С этими номерами ездят Президент Украины, Премьер–министр, глава АП, Генпрокурор, Председатель СБУ, министры, главы Облгосадминистраций, мэры городов. Случаи продажи номеров этих серий автору не неизвестны. Данный номер неприкасаем на дороге при любых обстоятельствах. Машины с этими номерами не проходят по БД ГАИ, имеют комплекты подменных номеров. Вполне нормальная ситуация на дороге, когда идет кортеж в несколько машин, и все имеют одинаковый номер. Все машины имеют спецталоны и проблесковые маяки (при желании красного цвета). Самые “блатные” номера в Украине, круче не бывает!
Понятно, что по объективным причинам весь материал охватить не удалось, так как существует масса нюансов. В обзоре отсутствуют дипломатические номера, так как к ним необходимо иметь аккредитационную карту МИД Украины (не продается). При ее отсутствии дипномер теряет свою чудодейственную силу. Так же по понятным причинам не касаюсь серий СБУ, ССБ МВД, УГО, оперативных машин, машин наружного наблюдения.
Master, (master@konsul.ru) специально для “УК”
Окончание следует