Телевизор + телефон = лохотрон?

Предприимчивые дельцы залазят в наши с вами карманы, используя… телевидение. Люди, которые работали в этом бизнесе, рассказывают, что за день приходят до 20 тысяч писем, в основном — квитанции по крайней мере на 200 гривен. Останавливаются «горе-покупатели» только на тысяче пятой. Хотя бывает, что отдают и суммы, в пять раз большие. Возвратить деньги невозможно, даже если на руках договор купли-продажи. Отставание украинского телевидения в области современных технологий и качественного наполнения всегда было притчей во языцех — причиной насмешек посторонних и поводом для оправданий самих телевизионщиков. Дескать, бедность и нищета телеканалов влияет на творчество, и о гениальности речи быть не может. Однако время не стоит на месте. Телевизор есть практически в каждом доме, а уровень телефонизации достиг среднеевропейского показателя. Налицо все необходимые условия для интерактивного телевидения.

И — да здравствует прогресс, — оно появилось. Голосования, викторины, игры в прямом эфире, разнообразные промо-акции заполнили эфир, воплотив мечту зрителя об участии в «экранной» жизни.

Не доверяйте опросам?!

Телевизионные опросы на ведущих телеканалах приобрели немалую популярность. Их результаты, правда, можно поставить под сомнение, ведь отсутствие репрезентативности при таких опросах очевидно даже для «чайников». А современные технологии дают возможность нарисовать на экране любые цифры. Так что единственной гарантией истинности результатов интерактивных голосований является честность и доброе имя канала.

Сам процесс происходит следующим образом: зрителю предлагается позвонить по телефонному номеру. Номер этот чаще всего принадлежит не самому телеканалу: он арендуется у специализированной фирмы, имеющей лицензию на «аудиотекс», так называемые голосовые телефонные услуги. Есть платные и бесплатные услуги (в первом случае звонящий набирает код 8-900, во втором — 8-800).

Поскольку телевизионная аудитория насчитывает много миллионов человек, обеспечить ее безотказной возможностью дозвона до студии невозможно в принципе. Поэтому уровень отказов возможен до 50%. После дозвона наступает этап обработки звонка. Он может проходить в «ручном» и «механическом» режиме. Первый предполагает наличие «барышни», которая выслушивает абонента и нажимает на пульте кнопку, соответствующую его мнению. Второй же вариант подразумевает использование нескольких телефонных номеров (абонент, голосующий «за красных», звонит на один номер, а его оппонент, поддерживающий «белых», — на другой).

Дальше наступает самый загадочный этап голосования — обработка результатов. Загадочный он по причине абсолютной своей непрозрачности. Чаще всего неизвестно, какой программный продукт установлен на сервере, обрабатывающем голоса, какие сертификаты и настройки он имеет. В теории ничто не мешает телеканалу вообще проигнорировать звонки и нарисовать картинку распределеия общественного мнения усилиями собственных дизайнеров. Ну и, конечно, подпольных пиар-технологов.

Однако на «5 канале», проводящем ежедневные опросы общественного мнения, сообщили, что подкорректировать результаты практически невозможно. Руководитель пресс-службы канала Елена Локоша рассказала, что опросы для этой телекомпании проводит компания «Медиа-Инвест». Она принимает и обрабатывает звонки, после чего результаты исследований поступают на сервер в виде графиков. У телеканала нет доступа к программе, а значит, нет и возможности подтасовать результат опроса.

Однако опросы в прямом эфире — не более чем развлечение, соответствующий и подход к ним. Именно поэтому ситуация пугающая: ответственности мало, а влияние на умы зрителей — огромно.

Позвони мне, позвони

«Этот вопрос мне по силам», — думает телезритель, пожелавший приобщиться к экранной жизни, тянется за телефоном и набирает длинный номер. Но вместо приветливого голоса оператора он слышит короткие гудки. Сбрасывает вызов, набирает снова… Большой удачей считается дозвониться с десятой попытки (в счет, который получит незадачливый телезритель, будут включены все десять звонков). Телеведущий тем временем разрывается от приступов неслыханной щедрости, обещая ценные призы и остужая вспотевшее от софитов лицо веером из гривен.

Конечно, услуга не бесплатная. В нижней части экрана бежит строка, объясняющая условия и стоимость звонка. Но прочесть ее хватит терпения не у каждого.

Поэтому в Главное управление по защите прав потребителей поступает огромное количество жалоб из-за счетов, что приходят за услуги связи «Аудиотекс». Телезрители жалуются на большие суммы и невозможность их оплатить. Некоторые абоненты утверждают также, что с их телефона такими услугами никто не пользовался — к стационарным аппаратам, дескать, подключились посторонние. Правда, поймать «на горячем» вредителей, подключающихся к чужим телефонам, так никому и не удалось.

Ситуацию прокомментировала психолог Алла Васянина: «Участие в интерактивных играх — вовсе не аномалия. Если человек, принимающий участие в телевикторинах работает, участвует в общественной жизни, — все в порядке. Игру можно считать своеобразным сбросом тревоги, социальной напряженности. Кроме того, это способ самореализации человека».

Часто номер «8-900» набирают дети, а родители в конце месяца получают баснословные счета. Возможно, имеет место некорректное размещение рекламы: бегущая строка движется слишком быстро и набрана слишком мелким шрифтом. Но г-жа Васянина советует, прежде всего, разобраться в семейных взаимоотношениях: ведь дети — это зеркало родителей.

…а доверчивых «добивают» телемагазины

Говоря об интерактивной коммерции, нельзя не упомянуть телевизионные магазины. В Украине «по ящику» продают косметику, бытовые товары, символику. Но самую большую прибыль приносят лекарства, львиную долю среди которых занимают снадобья для потенции и стройной фигуры. Наценка на них составляет от 100 до 500 процентов.

Чем же объясняется высокий уровень продаж? Виктор Сердюк, вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, считает: «В телемагазины набирают консультантов, им дают определенный разработанный психологический алгоритм влияния на человека, который имеет определенную болезнь и по этому поводу очень восприимчив на обещания». Внимание в телемагазинах акцентируется, в основном, на слабостях человека.

Один из пострадавших «попался» на рекламу средства против простатита. Позвонив по телефону на указанный номер, он лишился 4,5 тысячи гривен. Но здоровье своё так и не улучшил.

Косметика также неплохо «продается». Психолог Фаина Бородулина считает, что если говорить о продукции по уходу за внешностью, то покупатель — скорее всего «она» — прекрасная и нежная. «Она верит в чудо, стремится к совершенству, проявляет живой интерес к жизни, хотя внешне все может выглядеть иначе, — сказала психолог. — Возможно, сейчас она более успешна социально, чем ранее. В отличие от людей, вечно куда-то спешащих, она регулярно смотрит телевизор. Нуждается в одобрении и хочет кому-то нравиться. Она достаточно эмоциональна, просто не показывает этого. Вы не услышите от нее откровенных разговоров на кухне, привыкнув быть самостоятельной, она не плачет в жилетку и не жалуется на судьбу. Наверное, ей подошел бы девиз: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Люди, которые работали в этом бизнесе, рассказывают, что за день приходят до 20 тысяч писем, в основном — квитанции по крайней мере на 200 гривен. Останавливаются «горе-покупатели» только на тысяче пятой. Хотя бывает, что отдают и суммы, в пять раз большие. Возвратить деньги невозможно, даже если на руках договор купли-продажи.

Тарас Козуб, «Вечерний Харьков»

Читайте также: