О том, как Минобороны и иже с ним напоролись на «мины» (в переносном смысле) в виде бардака на складах боеприпасов, знает уже весь мир. А вот о том, что другое украинское министерство – транспортное – скоро напорется на мины в смысле буквальном, выяснилось совсем недавно.Мины в устье Дуная плавают и лежат давно. Но поскольку там создан и пока существует Дунайский биосферный заповедник, особых поводов для беспокойства не было. Судоходства в связи с заповедностью и пограничным режимом тут не было. А знаменитой дунайской сельди не под силу перекусить минреп, так же как розовому пеликану – снять специальный предохранительный свинцовый колпачок с источника питания якорных гальваноударных мин. Именно после снятия колпачка (или после удара) ампула с кислотой повреждается, и мина приводится в боевое состояние. А пока колпачок цел – мина сохраняет взрывоопасность неопределенно долгое время.
Заговорить об опасности минного наследия заставило начало работ по прокладке канала Дунай-Черное море. Сам канал – его экономическая целесообразность и методы проталкивания реализуемого Минтрансом проекта заслуживают отдельного рассказа ввиду детективности истории и явных признаков коррупции. Но пока поговорим о немецком земснаряде, операторы которого рискуют стать первыми жертвами мин, которыми хотели убить их отцов и дедов. Ведь большинство дунайских мин – советские.
Уже 25 июня 1941 г. Дунайская флотилия под командованием контр-адмирала Абрамова начала активные действия против Румынии. Высаженный десант при поддержке артиллерии и пушек 14 стрелкового корпуса захватил Килийское гирло на 70 км вверх по течению.
Перед этим 24.06.1941 боевые корабли Дунайской флотилии в фарватере Дуная поставили 24 речные мины типа “рыбка”. Особенностью этих мин была их способность не взрываться когда надо и взрываться, когда не надо. За это их еще называли “Одесские штучки”.
Однако в середине июля 1941 обстановка на Южном фронте сильно усложнилась, фронт отступил за Днестр. 18-20 июля дунайская флотилия оставила Измаил и перебазировалась в Одессу. Отступая, советские корабли скрытно минировали протоки. Только на фарватере Килийского гирла в 4 км выше Измаила было поставлено 44 мины типа “Рыбка”.
Однако основное количество мин на Дунае было поставлено несколько позднее, в 1944. Дело в том, что Рейх нуждался в Румынской нефти из нефтяных месторождений Плоешти. Поставки осуществлялись танкерами по Дунаю, в связи с чем советская авиация и авиация союзников усердно минировали Дунай, стараясь сорвать поставки.
Для борьбы с сильным минированием Дуная Гитлер создал специальную группу тральщиков и других кораблей под командованием генерала Маршалля. Ему удалось к августу 44-го добиться существенных успехов, но суда все равно гибли. К началу советского наступления низовья Дуная были так сильно засорены минами, что командованием реорганизованной в апреле 1944г Дунайской флотилии решено было использовать только мелкосидящие корабли для переброски десанта на румынский берег.
Эти факты прекрасно известны речникам и транспортникам. Поэтому когда еще в советское время, уже после войны, занялись сооружением канала по гирлу Прорва (на сегодня канал не функционирует – занесен дунайским илом) то перед началом работ это гирло тщательно исследовалось на предмет обнаружения мин.
В случае же проекта сооружения канала по гирлу Быстрое такого исследования проведено не было — представители подведомственного Минтрансу ДП “Дельта-Лоцмана”, которое непосредственно занимается новым каналом, предпочли обойтись… сбором сведений от местных жителей. В свете последних событий в Украине, такой подход кажется не только легкомысленным, но и преступно-халатным.
Документальных данных о местах постановки мин в Великую Отечественную войну не сохранилось. Но есть более весомые, материальные свидетельства правдивости существования минной опасности как таковой.
* В 1986 году в Измаильский порт заплыла мина, оставшаяся еще с первой мировой войны. Взорвался кран, пострадали люди.
* Самоотвозный землесос “Прорвин” больше 10 лет назад во время дноуглубления Вилковского переката тоже вырыл мину, и пограничники эвакуировали весь экипаж.
* В 2002 году одна из мин вплыла в гирло Белгородское, прямо в центр города и была остановлена возле причала туркомплекса “Вилково”. Прибывшие пограничники сказали, что если такая мина взорвется, то зона ее действия может составить 500 м. Специальное подразделение из Очакова, которое должно было ее обезвредить, назвало такую сумму уплаты за приезд, что в результате председателю Вилковского общества афганцев Олегу Полякову пришлось зацепить ее за лодку и отбуксировать ниже по течению. (Интересно, что однофамилец героя, министр экологии Сергей Поляков фактически лоббирует сооружение миноопасного и вредного для природы канала! Да, есть Поляковы, а есть поляковы…)
Итак, мины в устье Дуная – не гипотетическая опасность, а суровая реальность. Согласно “Карты минной опасности в северо-западной части Черного моря”, составленной контр-адмиралом в отставке Митиным, во вторую мировую войну в северо-западной части Черного моря было выставлено 988 якорных и 154 донных мины. Ликвидировано было 514 мин, осталось лежать на грунте 628.
В первую мировую войну в этом районе было выставлено 2908 мин (Россией – 2880, Германией – 28). Сведений о количестве уничтоженных мин первой мировой войны не имеется, но по аналогии предполагают, что около половины мин продолжает оставаться на грунте в потенциально опасном состоянии. Это число составляет около 1450 мин.
Всего в северо-западной части черного моря сейчас все еще продолжает находиться 2100 мин в потенциально опасном состоянии. Мины, при ударе по ним, могут взорваться и через десятки лет. Всем памятен взрыв линкора “Новороссийск” в Севастопольской бухте в 1955 году. Причина этого взрыва – мина, оставшаяся со времен войны.
Недооценка минной опасности как в низовьях Дуная и прилегающих к его устью морских районах, так и в Черном море в целом может выйти боком. Особенно в связи с планируемым значительным увеличением перевозок нефти по Черному морю. Украина собирается создавать большой танкерный флот — до 40 единиц, планируют использовать свои танкеры в Черном море Молдова, Татарстан, Грузия, не говоря уже о России. Форсируют разведку нефти и газа на своих шельфах Украина, Румыния, Болгария, Грузия.
Активистка Одесского социально-экологического союза Алла Шевчук приводит такие данные о минах в Черном море после двух мировых войн по районам:
Район моря Выставлено Ликвидировано Осталось на грунте
Воды Украины (без Керченского пролива)
Черное море, Азовское море 1410856 710105 700751
Воды России (без Керченского пролива)
Черное море, Азовское море 1658787 899658 759129
Керченский пролив
(воды России и Украины) 1754 843 911
Воды Грузии 902 466 436
Воды Румынии и Болгарии 12420 6339 6081
Воды Турции 5622 2902 2720
Всего 37407 19313 18094
Выставленные мины во время двух Мировых войн
Тип мины Германией и ее союзниками Черноморским флотом Всего
Якорные 12057 22949 35006
Донные 1375 1028 2401
Всего якорных и донных 13430 23947 37407
Керченский пролив не зря тут не учтен. Он буквально “нашпигован” боезапасами, затопленными вместе с различными плавсредствами и самолетами. Это артиллерийские снаряды и мины различного калибра, авиабомбы и торпеды, стрелковый боезапас. Посчитать это “добро” пока не удалось.
Немало неразорвавшихся бомб и снарядов лежит и в Дунае, с которого мы начали свой обзор. Поэтому нужно немедленно остановить работы и провести обследование трассы будущего канала.
А еще лучше – строить канал где-нибудь в другом месте, тем более, что альтернативные варианты имеются. А тут – заповедник, все-таки, хоть и заминированный.
Владимир Борейко, специально для «УК»