Совсем недавно, в конце мая, наконец-то вся страна заговорила о вандализме. По крайней мере, создавалось такое впечатление. Казалось бы, причина, как уже сказано выше, «банальна»: были разрушены более сотни могил на Куреневском кладбище Киева и Первомайском кладбище Запорожья. Отличительной особенностью данного преступления от других подобных ему, кроме того, что акты вандализма были совершены синхронно, минимум, в двух городах, стало разрушение преимущественно еврейских захоронений.Как раз через несколько дней должен был состояться очередной судебный процесс «за антисемитизм» над газетой «Сільські вісті», развязанный влиятельной еврейской диаспорой Украины во главе с одним из «наших» известнейших олигархов – Вадимом Рабиновичем. Но за газетой, как выяснилось, тоже стоят «серьезные» люди – как минимум, Соцпартия Украины. По крайней мере, так утверждают представители национальных меньшинств в своих обвинениях по поводу якобы имевшей место «провокации Мороза» и заявлениях подобных «Мороз любит евреев, но не любит Рабиновича и Бродского». Рабинович и Ко, по всем канонам PR-технологий, торжественно внесли в зал суда шокирующие «последствия» публикаций «провинившегося» СМИ. Параллельно пользователи Интернета, читатели газет, телезрители и радиослушатели имели возможность вдоволь ужасаться «разгулу антисемитизма» на кладбищах, а также следить за конфликтом между известным нуворишем и политической организацией, возглавляемой кандидатом в Президенты на предстоящих выборах. Благо, оппозиционным кандидатом. Поэтому, недостатка информации в «респектабельных» украинских СМИ не было. Столица глазела на митинги обеих сторон и следила за судебными баталиями, напрочь забыв о провинциальном Запорожье, тоже как бы причастном к резонансному «антисемитизму». А между тем, здесь происходили довольно странные вещи, дающие дополнительную пищу для размышлений.
Пару лет назад запорожский сатанизм получил всеукраинскую известность, благодаря «раскрытию» деятельности сатанистской секты «Черная заря». Руководительнице секты, 20-летней Александре Федорченко, «шили» 5 статей Уголовного кодекса, включая жестокое обращение с животными. Александра и ее муж 1978 г.р., недоучившийся студент Духовной семинарии так называемого Киевского Патриархата, собрали вокруг себя группу подростков и «развлекали» их «прикольными» обрядами с попойками и сексуальными оргиями на кладбищах вкупе с изучением животной анатомии. Родители некоторых подростков прослышали о «забавах» своих отпрысков и пришли в ужас. Затем, естественно, явились в правоохранительные органы с требованием оградить их чад от тлетворного влияния секты. Грозная мощь правоохранителей вылилась в… «проведенную профилактику» с руководством секты. Да-да, той секты, деятельность которой они оперативно «пресекли». Возможно, милицейское руководство хотело представить все как профилактические меры по предотвращению создания секты. Но в этот момент экраны запорожских телевизоров показали зрителям сотрудника облпрокуратуры, демонстрирующего листы бумаги, исписанные кровью сатанистов, письменно приносивших «обеты Люциферу» и писавших заявления о вступлении в «Орден Черной зари». Услышали запорожцы и некоторые подробности культовой деятельности секты, если и не оговоренные в УК, то явно свидетельствующие о вполне реальной структурированной секте. Курьезец вышел. Но правоохранители сами его усугубили. В своей решимости «отмазаться» от признания проблемы они инициировали публикации в СМИ, освещающие их позицию: «Дело о сатанизме яйца выеденного не стоит!». Позиция ОблУВД была, как бы толерантней выразиться, довольно мила. Дескать, юные натуралисты, собирались ночами для дискуссий на кладбище. Действительно, что здесь странного? А рассказ о трагической гибели морской свинки, купленной на рынке любительницей животных Александрой Федорченко и случайно оброненной по дороге домой, просто вызывал слезы… Смеха. Оказывается, подростки собрались однажды на кладбище оплакать и торжественно проводить в последний путь убиенную скотинку. Серьезные люди это рассказывали, с высшим юридическим образованием.
Между тем автор этих строк не понаслышке знаком с «Черной Зарей» по двум причинам. Во-первых, мой брат, Валентин Терлецкий, будучи в то время руководителем авторской программы на телекомпании «Хортица» «Чрезвычайное происшествие», освещающей криминальные события города, отснял немало материалов по этим сатанистам, большая часть которых не пошла в эфир, и общался непосредственно с Александрой Федорченко. Во-вторых, в конце 2003 года я сам, руководивший на тот момент местным «Центром помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», организацией, занимающейся изучением тоталитарных сект, встречался с Олегом и Александрой Федорченко, руководителями «популярной» «Черной Зари». Первый, кстати, широко известен среди так называемой неформальной молодежи Запорожья как сатанист, ведущий в этих кругах активную «миссионерскую деятельность». Сатанисты не только открыто подтвердили все факты, которые отрицали высокопоставленные милиционеры, но и заявили о том, что деятельность секты вовсе не «пресечена». Для подтверждения последнего они сами демонстрировали импровизированный алтарь, вырытый в земле, с нарисованным перевернутым крестом и следами крови – такая «домашняя церковь» для «семейных служений» между массовыми шабашами на кладбищах. В общем, и глазам своим, вроде, нет причины не доверять (к тому же вместе со мной обозревали капище еще трое «диалоговцев»), и милиции хочется верить. Тогда я, как мог, обнародовал эту информацию, но реакции милиции не последовало. В связи с чем, я стал более доверять собственной информации, так «милицейский фактор доверия» самоустранился и лег на дно. Демонстративное «собачье» жертвоприношение, устроенное неизвестными в конце 2002 года у меня в доме на моем этаже (кстати, накануне «пятницы, 13-го»), – лучшее подтверждение объективности этой информации и того, что она более точно находит адресата.
Как-то потихоньку нас уже приучили к тому, что разрушение могил – вполне обыденная вещь, «не достойная» даже того, чтобы быть описанной на первых страницах газет. Сообщения об актах вандализма появляются с завидной регулярностью и конечные потребители информации даже не особо замечают то, что сообщения о поимке и наказании преступников практически отсутствуют.
Вандализм был распространенным явлением во все времена и в любой культуре. Различие заключалось лишь в отношении общества к подобным деяниям. В Украине надругательство над могилами считается преступлением, наказуемым, по статье 297 Уголовного кодекса Украины, как минимум, штрафом, а как максимум, лишением свободы на срок до трех лет. Но это на бумаге. А в действительности, государственные структуры, существующие для того, чтобы стоять на страже Закона, с подозрительной настойчивостью отрицают существование тех социальных групп, в чью сферу интересов входит подобная, хотя бы периодическая, «деятельность» в местах захоронения людей.
В советский период, согласно официальной пропаганде, сатанистов не существовало. Как секса. В «лучшем» случае, были психически больные люди «с религиозным бредом». А таковым «бредом» в равной степени считалось все религиозное – от сатаниста, потрошащего животное, до православного, из тех же «бредовых» побуждений старающегося жить в мире с окружающими и всячески помогать им.
Европейское сообщество давно ввело жесткие ограничения на деятельность даже «респектабельных» сект. А в Украине, «мечтающей» попасть в это сообщество, до сих пор царит атмосфера запуганности чиновников, законодателей, и даже силовиков, перед возможным «религиозным скандалом». Но явные нарушения уже существующего законодательства со стороны наиболее маргинальных культовых групп, вернее сокрытие этих нарушений со стороны ответственных лиц, – проблема, требующая решения уже сегодня. Вернее, вчера. Итак…
Как уже говорилось выше, в ночь с 21-го на 22-е мая на Первомайском кладбище происходили погромы якобы еврейских захоронений. Запорожский вандализм оказался еще более вызывающим, чем киевский. «Наши» погромщики вернулись на следующую ночь и продолжили свое дело. А 26 мая руководителей «Черной Зари», живущих буквально в 20 метрах (!) от Первомайского кладбища, посетили нынешние руководители Центра «Диалог» и попросили продемонстрировать результаты разрушений. Кроме Олега и Александры Федорченко «диалоговцы» застали в доме девушку Свету, также состоящую в «Заре». Олег Федорченко любезно согласился быть гидом. Молодые женщины поплелись следом на расстоянии, но вскоре пропали из вида. Кстати, среди разрушенных могил «экскурсанты» не обнаружили ни одной еврейской! Может быть, поэтому киевские информагентства «стесняются» освещать запорожскую составляющую «антисемитизма». Еще через некоторое время покинул «экскурсию» и руководитель Центра «Диалог». Оставшийся главный специалист Центра Илья Бей вместе с О.Федорченко встретили следователя прокуратуры Коммунарского района города Запорожья, осматривавшего кладбище. Представитель органов попросил гражданина Федорченко, вместе с супругой, посетить его место работы. Узнав в чьей компании находится сатанист, и то, что И.Бей должен на следующий день выступать по поводу сатанистов на местной телекомпании «Алекс», следователь также решил поговорить с ним об этом деле прямо возле кладбищенской сторожки. Вскоре их разговор прервали мальчишки, сообщившие о том, что неподалеку две девицы крушат надгробья. Разрушительницы были задержаны. Думаю, читатели уже догадались о том, что ими оказались А.Федорченко и ее «коллега» по «Черной Заре», успевшие снести более 20 памятников. По горячим следам Центр «Диалог» провел пресс-конференцию. И вскоре журналисты донесли до общественности мнение сектоведов с комментарием пресс-службы облпрокуратуры о том, что прокуратура… отрицает причастность сатанистов к вандализму. Что за странный заговор молчания с откровенным одурачиванием потребителей информации?
Может быть, корни проблемы находятся «выше»? 25 мая в Киеве проходил затянувшийся суд над «антисемитской газетой». Состоявшееся судебное заседание не поставило точку в этом деле. И «сатанинская версия» весьма существенно подрывает авторитет якобы «единственно возможной» «антисемитской версии». Уже прошли официальные заявления «еврейской стороны» о том, что именно публикации в «одной украинской газете» вызвали волну антисемитизма, обвинения Соцпартии в поддержке антисемитизма. Если всплывут факты о том, что все это дело рук не безликих «фашистов», а вполне конкретных сатанистов, то, как отвечать после этого «за базар»?
Кстати, почти все субъекты украинского информпространства, как бы невзначай, пропустили мимо внимания сообщения о погромах на кладбищах в российской Калуге и белорусском Минске, появившиеся в Интернете 25 мая. Причем, в Калуге также были разрушены только еврейские могилы. Это уже говорит о международном характере этой синхронной акции. При всем уважении (а при неуважении, тем более) к «Сільським вістям», сомнительно, что газета имеет такую огромную популярность и влияние, и в состоянии подвигнуть людей в разных, хоть и пограничных, государствах на решение такой «важной» проблемы как еврейство в то время, когда не решены проблемы перхоти, кариеса и критических дней.
В данной статье я не называю фамилию представителей правоохранительных органов, поскольку все еще, может быть несколько наивно, надеюсь на то, что в этот раз дело «запорожских сатанистов» будет доведено до конца. Хотя, совсем недавно задержанные были освобождены на подписку о невыезде.
Восстанавливаться кладбище будет за счет городского бюджета. То есть, за счет запорожцев. А в это время «большие дяди» в Киеве зарабатывают себе политические дивиденды на «антисемитизме», заодно, дискредитируют оппозицию в лице, в первую очередь, Соцпартии Украины, для чего прямо или косвенно препятствуют объективному расследованию в Запорожье. Надеюсь, данная публикация в таком авторитетном издании поспособствует тому, что хотя бы отдельные представители компетентных органов перестанут относиться к деятельности сатанистов как к «сказкам» желтой прессы.
Владимир Носков, специально для «УК»