МИНЗДРАВ ПРОТИВ ДИАБЕТИКОВ УКРАИНЫ

В последнее время на страницах прессы, в том числе и нашего издания, радио и телевидения все чаще говорится о проблемах в обеспечении больных сахарным диабетом инсулинами. В чем причина такого пристального внимания к сахарному диабету в этом году? Чтобы разобраться в «дремучем лесу» этой проблемы мы решили обратиться к недавнему прошлому и мировой практике…До 1999 года больные сахарным диабетом самостоятельно решали проблему, где взять инсулин, так как своего производства на Украине не было, а импортный инсулин завозился нерегулярно.

В европейских странах больные сахарным диабетом полностью обеспечиваются бесплатными инсулинами по медицинским показаниям протекания болезни. Украина тоже решила следовать европейскому опыту. Поэтому по Указу Президента Украины № 545/99 от 21.05.1999 г. была создана программа «Сахарный диабет», которая дала право каждому больному на получение бесплатного инсулина по медицинским показаниям протекания заболевания. В связи с принятием этой программы, начиная с 1999 года, больные уже обращались за бесплатным инсулином в областные и городские отделы здравоохранения. В этот же период начинается строительство первого отечественного завода по производству инсулина.

С 2000 года процесс обеспечения больных инсулинами стало контролировать государство, выделяя деньги из государственного бюджета на закупку инсулинов.

Странно, но факт, что проблема обеспечения больных инсулинами стала актуальной именно сейчас. Почему она не существовала раньше, когда больной не выбирал инсулин, а думал где его взять? Все это наводит на мысли о том, что может быть, проблема обеспечения больных инсулинами просто надумана, а на самом деле она вовсе не существует. Тогда кто автор этой проблемы, кому выгодно ее существование?

Начиная с 2001 года государство ежегодно на закупку инсулинов тратит 132 млн.грн. Много это или мало, мы не знаем – это задачи Минздрава и главных специалистов МЗУ по эндокринологии. Мы только можем сказать, что на протяжении трех лет производилась закупка инсулина на сумму 132 млн. грн. в достаточном количестве, а в этом году Министерство здравоохранения столкнулось с проблемой обеспечения больных инсулинами, хотя сумма закупки не изменилась. Причин может быть несколько – либо МЗУ не эффективно использует государственный бюджет, закупая инсулины, либо в этом году Украину настигла «эпидемия» сахарного диабета…

Законодательно закупка инсулинов регулируется Указом Министерства здравоохранения Украины № 179 от 16.05.2002, в котором сказано, что централизованная закупка производится на основании потребности регионов в определенном количестве и виде инсулинов, отраженных в заявках. Проанализировав заявки этого года, мы увидели, что МЗУ и главные специалисты Минздрава по эндокринологии до сих пор не разработали для контроля регионов бланк заявки инсулинов и не сформировали регистр больных сахарным диабетом. На сегодняшний день в региональных заявках не сообщается количество больных в регионе!!! Тогда на каком основании Министерство здравоохранения пишет технико-экономическое обоснование (далее ТЭО) закупки инсулинов, если не известно точное количество больных сахарным диабетом? Странно, но факт!!! Четыре года государство закупает инсулин, и никто из контролирующих органов власти не интересуется, в каком количестве инсулин нужен и как он используется больными. Кому выгодна такая закупка? Ясно, что не больным.

В таблице №1 ниже приведен анализ заявок потребности регионов в инсулинах.

И так, мы видим, что регионы заказали инсулинов более чем на 200 млн.грн, а МЗУ планирует закупить только на 132 млн грн. В случае превышения суммы потребности над суммой закупки, нужно было уменьшать суммы закупки инсулинов разных производителей пропорционально, а не за счет всех производителей, кроме Ново Нордиска. В идеале закупка инсулинов должна осуществиться согласно графы 7 таблицы. Что в данном случае делать больным, которые принимают инсулины других производителей? Будут ли они закуплены, в каком количестве и когда? Вопрос остается открытым. Это не единственное нарушение, на которое пошел Минздрав, планируя закупки в этом году.

Так как в региональных заявках ничего не сказано о резком увеличении заболевания сахарного диабета среди населения Украины, становится понятно – Минздрав не эффективно использует денежные средства для закупки инсулинов. Это подтверждают следующие факты:

– отсутствие в Министерстве здравоохранения и регионах точных данных о количестве больных сахарным диабетом и необходимом им виде инсулина (хотя сахарный диабет – это пожизненное заболевание, которое не может резко прекратиться, поэтому из года в год инсулин закупается практически на одних и тех же больных);

– неэффективное планирование соотношения долей закупок инсулинов отечественного и импортного производства;

– расчеты Министерства здравоохранения основываются на сильно завышенной потребности одного больного в инсулине на год.

Примеров нарушений, на которые в этом году шел Минздрав, очень много. Последним и особенно ярким примером является тендер по закупке инсулинов в комплекте – «Вестник государственных закупок» № 12 (144) от 30.04.2004 г. В этом тендере принимали участия украинский инсулиновый завод «Индар» с инсулинами отечественного производства и некая фирма Ганза, по которой возбуждены уголовные дела, с инсулинами скандально известной датской компании Ново Нордиск. В таблице № 2 ниже есть расчет цен по этому тендеру в сравнении с ценами других тендеров.

Под комплектом подразумевалось 12 упаковок инсулина в картриджах, две шприц-ручки и 100 иголок для одного больного на 1 год.

Сразу возникает несколько вопросов:

– Зачем в стоимость комплекта заложена закупка двух инсулиновых ручек, если для одного вида инсулина нужна одна ручка?

– Зачем в стоимость комплекта заложена завышенная потребность одного больного в инсулине – вместо 10 упаковок в год запланировано 12?

– Почему, несмотря на то, что отечественные инсулины завода Индар дешевле, Министерство здравоохранения акцептировало закупку датских инсулинов?

Из таблицы видно, что закупая инсулины компании Ново Нордиск, МЗУ перерасходовал минимум 6’651’360,00 грн., на которые мог купить инсулины других производителей, которые не были закуплены вовсе.

Странным также является то, что дистрибьютором и надежным партнером компании Ново Нордиск на Украине в течении 10 лет был Медфарком. Эта фирма специализируется на дистрибьюции инсулинов в течении многих лет, имеет большой положительный опыт по их реализации с учетом соблюдения условий транспортировки и хранения. Почему на таком важном этапе как организация поставок по тендеру Минздрава компания Ново Нордиск сменила старого проверенного партнера? Причины мы не знаем, но этот тендер достаточно ярко показывает коррумпированность чиновников Министерства здравоохранения и главных специалистов МЗУ по эндокринологии с компанией Ново Нордиск.

Несмотря на решение Минздрава Индар решил его опротестовать, подав жалобу в Министерство экономики, которое удовлетворило жалобу ЗАО «Индар». Казалось бы, проблема решена и правда торжествует, но желание чиновников Министерства здравоохранения Украины и их покровителей из высших эшелонов власти «прикарманить» большие суммы денег из госбюджета оказалось выше распоряжения Министерства экономики. Поэтому МЗУ дало распоряжение заключить контракт на поставку датских инсулинов датой ранее даты распоряжения Министерства экономики об отмене тендера.

Пройдя весь путь сквозь «джунгли» интриг по хищению бюджетных денег стал очевидным автор возникшей внезапно проблемы обеспечения больных инсулинами. Это компания Ново Нордиск. Ее план оказался очень прост. Первым шагом Ново Нордиска было войти в сговор с немногими врачами-эндокринологами в регионах. Для этого компания выделила солидные суммы денег на завоевание сознания врачей-эндокринологов путем спонсирования под видом различных конференций зарубежных поездок, всевозможных подарков, которые являются завуалированной формой «взятки». На данном этапе Ново Нордиск столкнулся с одной проблемой – бывшими главными специалистами Минздрава по эндокринологии Тронько Н.Д. и Большовой Е.В. , которые не давали возможности Ново Нордиску претворять в жизнь их черные дела. В течение многих лет Ново Нордиск не знал, как решить эту проблему, и только в начале 2004 года ее решил. Путем оказания давления на Минздрав компания добилась смены главных специалистов, заменив принципиальных Тронько Н.Д. и Большову Е.В. на своих друзей Ларина А.С. (родственника из круга Управления делами Администрации Президента) и Зелинскую Н.Б. (родственницу заместителя главы представительства Ново Нордиска в Украине). Победу Ново Нордиск решил отметить в Египте, где под прикрытием проведения очередной конференции, состоялось собрание врачей-эндокринологов, чиновников Министерства здравоохранения (Пидан В.Б.) и сотрудников Ново Нордиска. На этом собрании был зачитан приказ Министерства здравоохранения о назначении новых главных специалистов Ларина А.С. и Зелинской Н.Б.. Оплатив эндокринологам поездку в Египет, Ново Нордиск «купил» их сознание, честь и совесть, сделал их своими рабами, воплощающими в жизнь любую идею компании. Следующим шагом Ново Нордиска – стал сговор с чиновниками МЗУ. В этом случае мотив был очень прост – помочь чиновникам в хищении денег из госбюджета. Вот почему мы наблюдаем, искажение долей закупок инсулинов, заказанных в регионах, в пользу Ново Нордиска. При этом убрать из закупок инсулины Лилли и Авентис оказалось очень просто. Так как их стоимость выше стоимости инсулинов Ново Нордиска, то медицинский аспект их применения был специально упущен главными специалистами при обосновании закупки. Таким образом, суммы денег, запланированные под закупку инсулинов Лилли и Авентис, автоматически были переадресованы на инсулины Ново Нордиска. Датской компании этого оказалось мало, и она решила идти дальше – ударить по самому крупному производителю – заводу Индар.

Стратегия, которую использовал Ново Нордиск, старая и проверенная. Главная задача – посеять панику в средствах массовой информации о «плохом» качестве отечественных инсулинов. Выбранная стратегия оказалась беспроигрышной. Государство не закупит отечественные инсулины в нужных количествах, завод понесет убытки, уничтожая инсулины, вследствие чего рыночная стоимость завода снизится и потом его можно будет купить у государства по ничтожно низкой цене. Именно так и поступил Ново Нордиск, обратившись с предложением о покупке 70% акций завода Индар у государства.

Теперь получается, что завод, построенный на налоговые ассигнования граждан и предприятий Украины, будет полностью контролироваться датской компанией. Именно она теперь будет диктовать свои условия государственному бюджету Украины, и навязывать свои стандарты лечения больным и врачам. При этом граждане и предприятия в конечном итоге своими деньгами помогают Ново Нордиску купить отечественный инсулиновый завод для производства на нем своих инсулинов по завышенным ценам и потом соответственно по завышенным ценам поставлять их больным за деньги государства.

Таким образом, Ново Нордиск, инвестировав мизерную сумму денег во врачей-эндокринологов и чиновников Министерства здравоохранения Украины, будет получать пожизненные сверхприбыльные дивиденды прямо из государственного бюджета, и вывозить их за рубеж.

Сергей Лебедев, специально для «УК»

You may also like...