Опубликован доклад о гибели «Эстонии»

На пароме «Estonia» действительно перевозился российский «материал военного происхождения», однако не он стал причиной гибели парома, заявила спецкомиссия эстонского парламента. В то же время доклад комиссии дает пищу для размышлений и повод к новым расследованиям трагедии, которая унесла жизни 852 человек. В Таллинне обнародованы результаты парламентского расследования обстоятельств гибели парома «Estonia». Напомним, катастрофа, произошедшая в 1994 году в Балтийском море на пути из Таллинна в Стокгольм и унесшая жизнь 852 человек, до сих пор считается одним из самых загадочных происшествий на море.

В 2005 году в парламентах обеих стран были созданы специальные комиссии по расследованию обстоятельств вывоза оружия, сообщает «Интерфакс».

Во вторник, 19 декабря, председатель специальной комиссии эстонского парламента по расследованию обстоятельств перевозки оружия на «Estonia» Марус Лейво заявил, что официальный эстонско-финляндско-шведский отчет о причинах гибели парома не нуждается в пересмотре.

Он также опроверг мнение о том, что паром мог затонуть по причинам, связанным с перевозкой военной техники. «У нас нет подтверждения, что перевозившийся груз мог быть связан с крушением “Estonia”», – заявил Маркус Лейво.

Ранее официальная эстонско-финляндско-шведская межправительственная комиссия пришла к выводу, что причиной гибели судна были конструкционные недостатки парома и сложные погодные условия – судно не выдержало сильного шторма.

Однако и в Швеции, и в Эстонии все чаще стали говорить о том, что гибель «Estonia» так или иначе связана с перевозкой Швецией российского оружия, которое ее спецслужбы добыли во время вывода российских войск из Эстонии.

Так, по разным версиям, паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших паром, чтобы скрыть перевозку контрабандного груза.

Напомним, накануне того дня, когда комиссия должна была представить публике свой доклад, заместитель главы комиссии Эвелин Сепп сделала ряд сенсационных заявлений. Так, она заявила, что власти Эстонии знали, но скрывали сведения о перевозке оружия на пароме «Estonia». По ее словам, ответственность за незаконную перевозку лежит на тогдашнем премьер-министре, ныне депутате парламента Марте Лааре.

«Лаар снова и снова лжет и со спокойным сердцем принимает от шведского государства так называемую плату за молчание, оформляемую ему через совет Банка Швеции или в виде премии «свободной рыночной экономики» в миллионных размерах», – заявила Эвелин Сепп.

Кроме того, она сказала, что, возможно, и другие члены прежних и нынешнего правительства были в курсе происходящего. «Тогдашние министры, попустительствовавшие перевозке военной техники и ставившие под угрозу тысячи жизней, в конечном результате создавшие ситуацию, что «Estonia» затонула, совершили преступление против человечности», – заявила Сепп.

Однако комиссия во вторник опровергла и это, заявив, что у нее нет данных об участии эстонских официальных лиц или ведомств в перевозках военной техники.

Что касается техники, то, по заверению экс-главы шведской военной разведки MUST генерала-майора Эрика Розандера, в 1994 году военная техника на пароме «Estonia» действительно перевозилась, причем по просьбе эстонской стороны. Из Эстонии в Швецию ввозили материал военного происхождения (а именно электронику российского производства) для того, чтобы шведские эксперты могли его исследовать, так как в Эстонии такой возможности не было, сообщил Розандер.

Ранее Сепп сообщила, что, по ее данным, некоторые пассажиры «Estonia», которые считаются погибшими, в том числе капитан Аво Пихт, «на самом деле живы и скрываются где-то на Западе». По ее словам, они в настоящее время имеют новые документы и новые биографии, и находятся там, куда их позволяют направить программы защиты свидетелей могущественных государств.

Спецкомиссия эстонского парламента предложила правительству продолжить поиск предположительно еще живых, но исчезнувших людей из числа находившихся на борту парома – «учитывая, что у последних может быть значительная информация по вопросам, связанным с “Estonia”», цитирует «Интерфакс».

В рапорте комиссии содержится также предложение к правительству республики обеспечить полный доступ ко всей информации, касающейся парома «Estonia». Для этого необходимо наладить всестороннее сотрудничество с правительством Швеции, которое ведет собственное расследование, сообщает ИТАР-ТАСС.

Те, кому удалось спастись с парома – таких было 137 человек, а также родные погибших по-прежнему считают выводы международной комиссии о причине гибели парома неубедительными. Тем более что эти выводы действительно дают повод для новых расследований.

Василий Печко, Взгляд

Читайте также: