Скинхеды изначально представляли собой результат слияний двух молодежных культур: радикального крыла «модов» из рабочего района Лондона и чернокожих переселенцев из Ямайки, «руд боев». Обе группы объединял, помимо низкого социального статуса, интерес к афроамериканской музыке, особенно регги и ска. Возникшее в 60-е годы в Великобритании движение скинхедов в наше время в основном воспринимается скептически, даже с опаской. Его представители если и попадают время от времени в поле зрения общественности, то почти исключительно в связи с нашумевшими событиями расистского или иного противоправного характера. Нередко всех скинхедов и вовсе приравнивают к неонацистам. Как это часто бывает, отсутствие достоверной информации зачастую компенсируется предрассудками. Скинхеды для абсолютного большинства – это обритые наголо, агрессивно настроенные молодые люди спортивного телосложения, от которых стоит держаться подальше. Что в этом правда, а что уже пережило себя, однозначно определить сложно, потому как скинхеды – это довольно неоднозначное явление, представленное группами самого различного толка: от крайне правых и расистских до крайне левых и антифашистских. В наше время существует несколько течений, которые в той или иной степени можно отнести к категории скинхедов. Как и раньше, не все они носят ярко выраженный политический характер, для многих быть скинхедом означает не более чем определенный стиль жизни и принадлежность к рабочему классу.
В разные времена чинная Британия производила на свет разнообразнейшие субкультуры, отвергавшие общепринятые устои, проповедовавшие свою жизненную философию и принципиально находившиеся в оппозиции к «традиционному» обществу. Движение скинхедов – одна из наиболее противоречивых среди них.
Протест, бескомпромиссность, определенная степень радикализма, желание шокировать, чувство сплоченности с себе подобными и безоговорочная преданность провозглашенной одним из новоиспеченных гуру идеи – вот то, что объединяет и в то же время отличает друг от друга различные молодежные субкультуры.
Скинхеды, как представители одной из таких субкультур, – это слияние идей некоторых более ранних молодежных течений. Сейчас трудно себе представить, но одними из прототипов сегодняшних «бритоголовых» стали британские «моды» – представители лондонской молодежи 50-х годов. Их визитной карточкой были безупречный внешний вид, общее увлечение музыкой и излюбленное средство передвижения – мотороллеры. По своей эстетике моды представляли собой полную противоположность рокерам, что часто приводило к столкновениям между членами этих течений. Об этих конфликтах, особенно актуальных в конце 60-х годов в Великобритании, рассказывает художественный фильм «Квадрофения», снятый в 1979 году на основе одноименного альбома американской рок-группы «The Who». Фильм прекрасно отражает саму атмосферу борьбы различных субкультур, в которой росла молодежь того времени.
Еще одним объектом для подражания подрастающего поколения рабочего класса Британии были так называемые «руд бои», то есть «грубияны».
Более подходящие на роль вдохновителей будущих британских скинхедов, агрессивно настроенные представители молодых и безработных выходцев с Ямайки пытались с помощью поведенческого шаблона грубияна выразить протест против ненавистного им общественного строя.
Таким образом, скинхеды изначально представляли собой результат слияний двух молодежных культур: радикального крыла «модов» из рабочего района Лондона и чернокожих переселенцев из Ямайки, «руд боев». Обе группы объединял, помимо низкого социального статуса, интерес к афроамериканской музыке, особенно регги и ска.
Почему перестают расти волосы
Поведение наци-скинхедов, как наиболее воинственно и антисоциально настроенных представителей молодежных субкультур, является объектом многочисленных исследований в области социологии и психологии.
Одной из классических теорий, пытающихся объяснить причины возникновения расистских предрассудков, является теория «авторитарной личности». В соответствии с ней люди, которые придерживаются фашистской идеологии, обладают неадекватным, основанным на предрассудках видением мира. Такая личность, по мнению исследователей, склонна к садомазохизму: она испытывает удовольствие, с одной стороны, от обладания властью над более слабой, с другой стороны, от повиновения и подчинения более сильной личности. Возможность проявлять силу и находиться в непосредственной близости от авторитета позволяют «авторитарной личности» компенсировать свои комплексы.
Немаловажную роль играет и жизненная ситуация, особенно отношения в семье. Проведенное в Германии в конце 90-х годов исследование показало, что крайне правые взгляды среди молодежи, стремление отмежеваться от мейнстрима и примкнуть к какому-нибудь радикальному движению часто оказываются результатом семейных конфликтов.
Под лупой исследователей
В своем исследовании Гельмут Хайтман (Helmut Heitmann) попытался выяснить, каким на самом деле является социальный портрет современного немецкого скинхеда. И хотя проведенное им в 1995 году анкетирование охватывало лишь около 5 процентов сторонников этого движения и базировалось исключительно на самооценке опрошенных, полученные им результаты были достаточно неожиданными.
Автор исследования не преминул поинтересоваться политическими взглядами скинхедов. В результате были получены достаточно противоречивые данные. 63% зачислили себя в категорию аполитичной молодежи, но все же не скрывали своего неприятия сформировавшихся общественно-политических структур. В большинстве своем респонденты отрицательно отозвались о наци-скинхедах (70%), все же не скрывая своей симпатии к крайне экстремистским группам (26%). Каждый второй приветствовал антирасистские движения, не отрицая при этом своего негативного отношения к иностранцам (33%) и сексуальным меньшинствам (49%).
Неоднозначно можно оценивать и отношение скинхедов к насилию. Применение силы в конфликтной ситуации со своими ровесниками «нормальным» сочли почти 70% из них.
Один из проектов по исследованию движения скинхедов, выводы которого были опубликованы в 2000 году, выявил существование определенных закономерностей непосредственно внутри политически активных групп скинхедов, в первую очередь правого толка. Внутри одной из таких групп были обнаружены различия как возрастного, так и идеологического характера. Для одних ее членов сам стиль жизни «скинхеда» как таковой стоял на первом месте, для других – борьба за достижение политических целей. За период проведения исследования с 1997 по 1999 год была выявлена общая тенденция к обострению радикализма среди скинхедов.
Внутри группы существовала четкая иерархия. Самый главный, одновременно и самый старший из ее членов выделялся своими незаурядными риторическими и авторитарными качествами. На самой последней ступени иерархии находились девушки-скинхеды, которым было отведено наименьшее количество прав, что вполне объяснимо, если учесть, что составляющая абсолютное большинство мужская часть организации обладала архаичным представлением о распределении ролей между мужчиной и женщиной.
Что слушают
Одной из наиболее важных составляющих культуры скинхедов является музыка, не попадающая, как несложно догадаться, под категорию популярной.
Как такового понятия скинхедовского стиля в музыке не существует. Он, как, впрочем, и культура движения в целом, формировался под влиянием различных музыкальных направлений. Среди них «ска», заимствованная британской молодежью у переселенцев с Ямайки, и «Oi!», некогда отделившийся от панк-рока. В целом музыка скинхедов имеет довольно агрессивный характер. В то же время она передает настроение, в какой-то степени душевное состояние, содержит конкретные вербальные послания и одновременно символизирует вызов традиционному обществу. В начале своего развития музыка скинхедов не имела ничего общего с политическими лозунгами. Скинхеды чаще с надрывом пели о своем насущном: футболе, алкоголе и сексе.
В начале 90-х годов, когда движение стало более политизированным и радикальным, главной тематической составляющей музыки скинхедов стали их политические убеждения. В своих незатейливых, часто насмешливых куплетах скинхеды открыто заявляли о своих расистских взглядах и симпатиях неонацистам. Нередко такие концерты пресекались властями.
Музыка носит для скинхедов еще и интеграционный характер, так как именно регулярно организуемые ими концерты являются главным местом встречи для представителей отдельных групп.
Что читают
Возможности коммуникации среди членов движения, в связи с общим техническим развитием последних лет, заметно возросли. Их музыка распространяется на современных аудионосителях, их истории и идеологии посвящены сайты в сети Интернет.
Одним из наиболее ранних источников, повествовавших о еще только зарождавшемся движении, был издаваемый скинхедами журнал Fanzin (от английского «fan» – фанат и «magazine» – журнал). Вначале эти журналы носили довольно примитивный и любительский характер, но со временем их качество заметно возросло. В них скинхеды повествуют о проведенных ими мероприятиях и общей ситуации в мире вокруг скинхедского движения.
За последние годы скинхеды расширили и свое присутствие в Интернете, где они размещают собственные сайты, рассказывают о себе и истории своего движения, особенно подчеркивая существование разных направлений в нем и стремясь отмежеваться от существующих в обществе предрассудков. Часто на таких сайтах встречаются отзывы самих скинхедов о публикациях в СМИ о них, их культуре и идеологии. Они сетуют на то, что эти публикации содержат искажающие факты, носят обобщающий и поверхностный характер.
Расистские настроения в Германии
В наше время, когда толерантность ко всякого рода меньшинствам, относящимся к таковым то ли по своему происхождению, то ли по половой принадлежности, то ли по сексуальной ориентации, политическим или религиозным взглядам, считается наивысшей добродетелью, вопрос о правом экстремизме воспринимается прямо-таки болезненно.
Говорить о существовании антисемитских настроений в стране для политиков как-то неловко. Высказывания на эту тему обычно носят характер диагноза: мол, ничего не поделаешь, как с этой опухолью в теле общества ни борись, все равно спустя время она опять начинает расти, поражая все новые и новые клетки. В качестве лечения обычно применяется хирургическое вмешательство в виде всевозможных запретов.
Еще свежи в памяти воспоминания о вновь вспыхнувшей в конце прошлого года дискуссии о запрете Национал-демократической партии Германии – НДПГ (Nationaldemokratische Partei Deutschlands – NPD). Тогда состоявшийся в Берлине общепартийный съезд НДПГ с участием членов молодежного движения скинхедов и обильным применением фашистской символики и расистских лозунгов снова оживил споры о признании НДПГ крайне экстремистской, а значит, антиконституционной. Дискуссия о запрете уже сформировавшейся организации, такой как НДПГ, сама по себе парадоксальна.
Во-первых, ее можно рассматривать как свидетельство того, что Германия сама стала заложницей своей «терпимости» и «политкорректности», опасающейся сделать один неверный, а значит, антиконституционный шаг. Ведь сначала нужно дать ответ на еще один щепетильный вопрос: где именно заканчивается безоглядная любовь к родине и начинается национализм.
Во-вторых, НДПГ и разделяющие ее взгляды скинхеды появились не за одну ночь, у них есть свои корни и свои причины отстаивать идеи, вызывающие абсолютное неприятие у других членов общества. Это может показаться утопичным, но, возможно, заменив терапию на профилактику, удастся устранить сам корень зла.
(Окончание следует)
Елена Громова, Русская Германия