Американское контрразведывательное ведомство перестаралось на ниве борьбы с терроризмом. 20 марта юридический комитет Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов обсудил использование Федеральным бюро расследований так называемых «писем национальной безопасности» (ПНБ). Слушания прошли в связи с обвинениями в адрес ФБР, которое прозвучало со страниц доклада, подготовленного под руководством Гленна Файна, генерального инспектора Министерства юстиции. В 2005 году Конгресс поручил возглавляемому им управлению проверить, насколько точно американские контрразведчики соблюдают законность в ходе применения ПНБ.
ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ
Но вначале надо объяснить, что же представляет из себя «письмо национальной безопасности». Этот документ впервые появился в 1978 году, когда был принят Закон «О праве на финансовую конфиденциальность». Отныне ФБР, а также другим спецслужбам и федеральным ведомствам разрешалось рассылать своего рода административные предписания, в какой-то мере аналогичные судебным повесткам, запрашивая в различных учреждениях персональные данные на иностранцев, подозреваемых в шпионаже или в террористической деятельности. На это не требовалось решения суда, и за выполнением предписания не осуществлялся прокурорский надзор. Более того, в ПНБ специально оговаривались условия неразглашения его содержания, а также самого факта получения такого документа.
В 1986 в Закон «О праве на финансовую конфиденциальность» включили положение об обязательности предоставления определенных сведений. Он был также дополнен Законом «О конфиденциальности электронных коммуникаций», в котором оговаривалось предоставление информации о телефонных переговорах подданных иностранных государств и возможности слежения за их электронной перепиской. Правда, ни в одном из законов не предусматривалась уголовная ответственность за отказ от ответов на вопросы, содержащиеся в ПНБ. Зато через 7 лет действие и первого, и второго законов фактически распространили на граждан США, было разрешено использовать ПНБ для получения сведений о лицах, не находящихся под следствием.
Кроме двух вышеназванных законодательных актов, применение ПНБ допускается Законами «О точной отчетности по кредитам» и «О национальной безопасности».
Вдобавок после событий 11 сентября 2001 года был принят Закон «Об объединении и усилении Америки средствами, необходимыми для борьбы с терроризмом», который иначе называют Законом «О патриотизме». Он значительно расширял права спецслужб. Им теперь позволялось изымать личные дела, перлюстрировать электронную почту и прослушивать телефонные переговоры американцев, подозреваемых в террористической деятельности.
Срок действия этого закона ограничивался четырьмя годами. Однако Конгресс несколько раз продлевал его, хотя в связи с этим в обеих палатах американского парламента велись жаркие дебаты по поводу ущемления прав и свобод граждан США, причем многие оппоненты Белого дома утверждали, что предпринимаемые меры не способствуют повышению уровня безопасности жителей страны.
9 марта президент США Джордж Буш предложил конгрессменам в очередной раз пролонгировать «Закон о патриотизме», что они и сделали. Но именно в этот день и появился доклад генерального инспектора Министерства юстиции объемом в 126 страниц о правомочности использования ФБР «писем национальной безопасности» в 2003–2005 годах.
ПРЕТЕНЗИИ МИНЮСТА
«Мы выявили серьезные злоупотребления в действиях сотрудников ФБР, составляющих запросы на получение информации о частных лицах ненадлежащим образом», – заявил Гленн Файн.
О чем конкретно идет речь? В докладе Минюста отмечается, что, по данным Федерального бюро расследований, оно в 2000 году, то есть за год до трагических событий 11 сентября, 8,5 тыс. раз прибегало к рассылке ПНБ. Но после принятия Закона «О патриотизме» число обращений ФБР за информацией о гражданах Америки резко возросло.
Согласно базе данных контрразведки, в 2003–2005 годах было отправлено более 143 тыс. «писем». Однако сотрудники Минюста установили, что это неверные сведения. Оказалось, что не отмечены ПНБ, которые содержатся в следственных делах. Автоматизированный недоучет таких документов колеблется в пределах от 17 до 22%, включая запросы на прослушивание телефонных переговоров, контроль посещений интернета и электронной переписки, а также на получение данных финансового характера. То есть все эти запросы были направлены фактически незаконно.
Управление генерального инспектора порекомендовало контрразведчикам навести порядок в своем ведомстве и адресовало несколько предложений по совершенствованию системы использования «писем». Юридической службе ФБР указано на необходимость более тщательно и подробно рассматривать все запросы на ПНБ и координировать процедуру получения разрешений на составление таких документов. Кроме того, руководству ФБР предложено ужесточить контроль за правильностью и целесообразностью использования ПНБ. Рекомендовано усовершенствовать базу данных, в которой ведется учет «писем», и более жестко регламентировать процедуры ее наполнения и использования. Директор ФБР Роберт Мюллер согласился со всеми замечаниями и рекомендациями генерального инспектора.
И ПЕНТАГОН, И ЦРУ ТОЖЕ…
Между тем «письма национальной безопасности» шлют не только фэбээровцы. В середине января этого года в американских СМИ появилась информация о том, что ЦРУ и Пентагон тоже пишут такие послания. Сотрудники этих ведомств используют этот документ для сбора на территории США финансовых данных о «сотнях американцев и иных лиц, подозреваемых в терроризме или шпионаже».
Как утверждают журналисты, военное ведомство широко практикует рассылку ПНБ. В Лэнгли делают это несколько реже, но тоже собирают финансовые сведения об американских компаниях. В ответ на запросы Минобороны и ЦРУ банки, компании-эмитенты кредитных карт, другие финансовые организации обычно добровольно предоставляют документацию, позволяющую правительственным агентам изучать состояние как американских военнослужащих, так и гражданских лиц.
Вслед за обвинениями прессы вице-президент США Ричард Чейни, выступивший по одному из американских телевизионных каналов, заявил, что в использовании ПНБ «нет ничего неправильного или незаконного». Финансовую информацию о людях, которые подозреваются в терроризме, имеет право собирать и Пентагон, поскольку военные базы, дислоцирующиеся на континентальной части США, могут стать объектами нападения боевиков.
Американский союз за гражданские свободы опубликовал официальное заявление по вопросу ПНБ. Он потребовал более подробного расследования возникшей проблемы, выявления виновных и их наказания. Правозащитники также настаивают на том, чтобы все граждане, личные права которых нарушило ФБР, были выявлены и соответствующим образом уведомлены. Требует союз и удаления конфиденциальной информации на всех американцев, пострадавших от незаконной деятельности ФБР, из баз данных контрразведки, а также основательной корректировки Закона «О патриотизме», который стал причиной подобных нарушений.
Владимир Иванов , НВО